издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Байкальские приоритеты

Презентация Иркутской области в правительстве России

Губернатор Иркутской области Александр Тишанин выступит сегодня на заседании правительства РФ с докладом, в котором расскажет о социально-экономическом положении Иркутской области, проблемах и перспективах её развития, а также о результатах и приоритетных направлениях деятельности администрации области. Основные положения доклада мы предлагаем читателям.

Иркутская область, занимая важное географическое и геополитическое положение, обладает множеством предпосылок для того, чтобы стать форпостом России при развитии Дальнего Востока и взаимодействии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Особое место в экономике занимает лесной комплекс. На территории Иркутской области находится озеро Байкал — уникальный объект природы, обладающий значительным, но пока слабо использованным потенциалом. В регионе одна из самых низких по стране стоимость электроэнергии, что повлияло на структуру промышленного производства. В настоящее время наибольший вклад в промышленное производство вносят цветная металлургия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и электроэнергетика.

Вместе с тем экономика носит сырьевой экспортно-ориентированный характер. В частности, экспорт по своим масштабам в 2005 году составил около 60% объёмов промышленного производства области. Объём валового регионального продукта на душу населения в 2004 году составил более 82 тысяч рублей — это 3 место по Сибирскому федеральному округу. Темпы роста промышленного производства невысоки, что во многом вызвано отставанием инвестиционной динамики от среднероссийской.

На сегодняшний день эксперты выделяют три основных вызова, препятствующих росту экономики. Первый из них — отсутствие управленческой позиции по отношению к текущему инвестиционному процессу. Например, держателями заявленных крупных инвестиционных проектов являются вертикально интегрированные структуры, повлиять на политику которых на региональном уровне чрезвычайно сложно. При этом сами проекты носят преимущественно характер добычи и имеют значительные риски ухудшения экологической ситуации.

Второй вызов заключается в существующей потребности модернизации механизмов управления человеческим капиталом. В регионе растёт необходимость создания рынка труда, обладающего достаточной гибкостью. Кроме того, существуют проблемы демографического характера. В результате высокой смертности и миграционных процессов последних лет большая часть территории области потеряла население, а оставшаяся часть жителей распределилась неравномерно, в основном в старопромышленных районах.

И, наконец, третий вызов в том, что предприятия области в силу своей масштабности и инерционности процессов не способны осуществить технологическую модернизацию темпами, которые диктует современный рынок. Вследствие этого возникает ситуация, при которой экспортно-ориентированные компании Иркутской области не представлены на новых рынках технологичной продукции.

Иркутская область принимает активное участие в реализации федеральных институциональных реформ. В регионе реализуются реформы государственной службы, местного самоуправления, межбюджетных отношений, а также бюджетная и административная реформы.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Иркутская область стоит на пороге инвестиционного роста. Заявлено более десятка крупных инвестиционных проектов, общая сумма капитальных вложений по которым составляет на период до 2010 года более 100 млрд. рублей.

В начале этого года была разработана Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2020 года, в которой сформулированы основные сценарии дальнейшего развития Иркутской области: инерционный и активный.

Инерционный сценарий характеризуется ростом экономики при усилении роли базового сектора, то есть преимущественно развитие добычи и переработки сырья.

Такой сценарий обладает несколькими рисками. Среди них — превращение Иркутской области в сырьевую периферию России и Азиатско-Тихоокеанского региона, усиление зависимости экономики от цен на сырьевые товары.

В соответствии с активным сценарием, который является для области целевым, основными стратегическими направлениями остаются структурный поворот в экономике, тотальная модернизация региона и активный маркетинг территории.

Структурный поворот в экономике должно обеспечить формирование на территории области промышленных кластеров. Отраслями специализации Иркутской области, на базе которых потенциально могут быть сформированы кластеры, являются лесопромышленный комплекс, цветная металлургия, электроэнергетика, химический комплекс и машиностроение.

Необходимо обратить внимание на перспективы развития озера Байкал — проект развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в посёлке Листвянка. На осуществление проекта планируется привлечение финансовой помощи федерального правительства в размере 2,15 млрд. рублей. Теоретически Байкал может быть капитализирован двумя способами, как масса чистой воды и как уникальный природно-рекреационный ресурс. Большие перспективы имеет повышение капитализации побережья озера Байкал, как территории, обладающей уникальными видовыми характеристиками. За счёт них эта территория представляет собой ценный коммерческий ресурс, при условии выведения её на открытый рынок. На базе этого ресурса можно комплексно осваивать территорию вдоль Байкала. Основная функция территории — туристическая.

Вторым значимым направлением является формирование крупного постиндустриального центра на базе агломерации городов Иркутск — Ангарск — Шелехов, развитие городской среды города Иркутска, развитие системы профессионального образования, оптимизация системы расселения и совершенствование инновационной системы.

Основным направлением работы по формированию агломерации является развитие инфраструктуры. В настоящее время разработан ряд проектов в сфере развития транспортной системы, логистики и инженерной инфраструктуры.

Наиболее важные из них — создание авиатранспортного узла в районе пади Ключевая Ангарского муниципального образования, строительство автодороги М-53 на участке обхода города Иркутска, строительство рельсовой системы скоростного транспорта, связывающей основные города агломерации. Реализация проектов рассчитана до 2012 года, потребность в финансировании из федерального бюджета составляет 14,1 млрд. рублей.

Центром агломерации станет город Иркутск. Иркутск — единственный город в Сибири, чья историческая планировочная структура не претерпела к настоящему времени сколько-нибудь значительных изменений, т.е. в ней зафиксированы все этапы формирования города. Уникальность наследия обуславливает необходимость наиболее полного сохранения культурного потенциала в условиях дальнейшего развития города. Однако исторический центр, чудом сохранившийся в годы активных реконструкций, может со временем погибнуть от ветхости.

Агломерация станет центром притяжения интеллектуальных и финансовых ресурсов. Для этого предполагается создание нового крупного делового центра. В новом деловом центре Иркутск-Сити должны размещаться административные объекты, обеспечивающие возможность оказания услуг органов государственной власти и местного самоуправления на уровне мировых стандартов, а также будут созданы более благоприятные условия для работы крупного бизнеса.

Создание такого центра потребует масштабных преобразований — как инфраструктурных, так и архитектурных. Учитывая, что Иркутск является историческим центром, на его территории находится огромное количество памятников архитектуры, в т.ч. федерального значения, создание на его территории нового делового центра приведёт к нарушению исторической целостности города. Поэтому целесообразнее сохранять и развивать историческую часть города, а деловую столицу агломерации вынести за пределы Иркутска.

Этот шаг позволит улучшить транспортную и экологическую обстановку в городах, уменьшить транспортные потоки из Шелехова через старый мост, приблизить новый центр агломерации к Ангарску и Шелехову. Кроме того, по заключению экспертов, только перенос административного центра даёт 5-11% прироста ВРП.

Существенной модернизации должна подвергнуться жилая часть города. Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области ежегодно увеличивается и на 1 января 2006 года составляла 3290,7 тыс.кв.м. Необходимо ускорить переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, для этого области необходимо дополнительно 1,6 млрд. руб. на 2008-2010 годы из федерального бюджета. В дополнение к этому проекту планируется реализация проекта по модернизации канализационно-очистных сооружений левобережной части города, на что потребуется ещё 400 млн. руб. в 2008-2010 годах.

Немаловажным звеном в цепочке формирования территории высокого качества жизни населения является повышение уровня и качества социальных услуг, в частности здравоохранения.

Администрация области предлагает организовать в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» строительство на территории Иркутской области центра высоких технологий травматолого-ортопедического профиля, так как спрос на высокотехнологичную травматолого-ортопедическую медицинскую помощь в Иркутской области не удовлетворён.

Непосредственное влияние на состояние здоровья населения области и качество его жизни оказывает экологическая обстановка. С учётом политики по пространственному размещению производительных сил, проводимой в советское время, экологическая обстановка вблизи агломерации достаточно неблагоприятна, что контрастирует с наличием чистейшего водоёма — озера Байкал.

В настоящее время в области существуют две экологические проблемы, требующие незамедлительного решения, — это загрязнение ртутью в г. Усолье-Сибирском и загрязнение мышьяком в г. Свирске. Данные проблемы целесообразно решать в рамках реализации соответствующих федеральных целевых программ «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» и «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры