издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ещё раз «О любви»

  • Автор: Ирина ГЛАДКИХ

В рамках фестиваля «Студенческая весна» был восстановлен и показан на сцене Иркутского технического университета спектакль по произведениям А.П. Чехова «О любви». Это самостоятельная работа актрисы академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Ольги Шмитгаль и артиста - концертного исполнителя музея декабристов — Александра Чернышёва с участием ансамбля ИрГТУ «Пой, Friend!» под руководством Галины Гиленовой.

Говорят, актриса – больше чем женщина. Достигая зрелости, женщины пересматривают своё отношение к себе и миру, и если в течение жизни постоянно уделяли внимание внутреннему самосовершенствованию, то именно к этому времени они вступают в пору расцвета. Для женщины-актрисы это время тяжелее вдвойне: происходит чаще всего болезненный переход из одного амплуа в другое, и талантливой, полной сил, накопившей в себе опыт, сценическое обаяние и шарм актрисе всё чаще начинают предлагать возрастные роли. Такой период наступил и у актрисы Ольги Шмитгаль: актёр — существо зависимое, как видит тебя режиссёр, такое место ты и будешь занимать в театре и на сцене. Кажется, ещё играть и играть, а по воле постановщиков женщине в самом расцвете приходится надевать на себя лягушачью кожу. А душа просит романтики, опыт позволяет создавать истинно женственные образы, хочется быть героиней…

Сложным этот период был и в профессиональной жизни артиста Александра Чернышёва. К тому времени он уже восемь лет, как оставил драму, был руководителем самостоятельного коллектива «Их Театр» и, хлебнув все «прелести» такого ничем не защищённого творчества, уже три года работал единственным в нашем регионе музейным артистом. С одной стороны, это давало желанную свободу и возможность делать то, что хочется (конечно, в пределах декабристской тематики). Но с другой стороны, театр обычно — искусство коллективное, а Александру приходилось работать в основном в форме моноспектакля. Оглядываясь на пройденный театральный путь, вспоминая редкие удачи, он понимал, что эти удачи во многом зависели от партнёров, которые работали вместе с ним. Потому что каждый новый партнёр – это новая жизнь, новый опыт и новое мировоззрение…

Так родилась идея совместной работы и появился спектакль «О любви». Он представляет собой коллаж из трёх рассказов Антона Чехова — «Егерь», «Душечка» и «О любви». Внешне они совершенно непохожи, но внутренне спаяны темой, вынесенной в заглавие спектакля.

Тема взаимоотношений мужчины и женщины в творчестве Чехова занимает одно из значительных, если не главных, мест. Более сорока произведений (рассказов, повестей, драм) описывают мозаику судеб, характеров, ситуаций, связанных с чувством любви, которая может принимать столь различные, иногда самые противоречивые и даже взаимоисключающие друг друга обличия.

Посмотрев этот спектакль, понимаешь, насколько современно чеховское творчество. Ведь «до сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть», всё же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешёнными. То объяснение, которое, казалось бы, годится для десяти других, не подходит для конкретного случая, и самое лучшее – это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать. Надо, как говорят доктора, «индивидуализировать каждый случай». Тогда как «мы, когда любим, то не перестаём задавать себе вопросы, честно это или не честно, умно или глупо, к чему поведёт эта любовь и так далее».

Каждый зритель, независимо от возраста, найдёт в спектакле «О любви» отголоски своего собственного опыта, пережитых или только ожидаемых чувств. Чехов становится своего рода матрицей, куда каждый вкладывает, что хочет. (Может быть, отсюда его популярность во всём мире и восприятие как писателя, которого не обязательно понимать, достаточно чувствовать.)

Автор книги «Мой Чехов» Асахи Суэсико ещё в 17 лет писал: «Антона Чехова читаю, от изумления немею». К сожалению, сейчас театр часто таков, что мы приходим туда посмотреть на сменяющие друг друга живые картинки. Они могут удивить, но изумить до онемения и, тем более, глубоко затронуть душу не способны. Слишком далеко всё это от реальной жизни.

На спектакле же Ольги и Александра нам предоставляется редкая возможность следить за жизнью человеческого духа. Поэтому, сидя в зале, чувствуешь, как внимательно зрители вслушиваются в каждое слово, следят за каждым жестом, взглядом, движением актёрской души.

Особую атмосферу спектаклю придаёт участие ребят из ансамбля «Пой, Friend!». По ходу действия они исполняют подходящие по интонации песни и романсы – «О, не целуй меня», «Ах ты, душечка», «Любо, братцы, жить» и другие, а также подают реплики и отыгрывают некоторые мизансцены. Юношеские непосредственность, искренность и азарт необычно и трогательно оттеняют игру опытных актёров. Выходя после такого спектакля из зрительного зала, действительно чувствуешь, что внутри тебя что-то изменилось.

Вероятнее всего, вскоре мы сможем видеть этот спектакль чаще: исполнители наметили переговоры о прокате спектакля на сцене иркутского Дома актёра.

Фото Егора СОБОЛЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры