издательская группа
Восточно-Сибирская правда

70 лет вместе с Иркутском

Лидер регионального ювелирного рынка отметил юбилей

Семьдесят лет назад, в 1938 году, в Иркутске открылся первый ювелирный магазин «Алмаз». История «Алмаза» — это трудный путь от небольшого государственного магазина до крупной региональной ювелирной сети.

До революции Иркутск был городом зажиточным, и хотя и не относился к признанным центрам торговли драгоценностями, обыватели и люди побогаче могли найти себе украшение по вкусу и кошельку в ювелирных магазинах купцов Верхоленцева, Рафильзона, Превизани. После гражданской войны официальная идеология пропагандировала отказ от любых излишеств во внешнем облике советского человека. Броши, кольца и браслеты из драгоценных металлов и камней были отброшены как «ненужные», воспринимались враждебно, как связанные с буржуазно-мещанскими взглядами старого мира.

Но к тридцатым годам женщины вновь отстояли своё право быть привлекательными и модными. В праздничных туалетах стали появляться броши со стёклами, имитирующими драгоценные камни, кольца, крупные клипсы в виде колец, цепочки с кулонами и браслеты. В конце 1930-х вновь вошли в моду серебряные, золотые или металлические цепочки, клипсы и броши, пристёгивающиеся к воротнику. Наконец, иркутские модницы стали носить наручные часы…

Начало государственной розничной ювелирной торговле в СССР было положено 13 марта 1936 года, когда был подписан приказ Наркомата торговли СССР о создании Главювелирторга. Новая торгующая организация стала открывать свои магазины по всей стране. В областном архиве хранятся подлинные документы об открытии в Иркутске первого государственного ювелирного магазина «Алмаз». 15 апреля 1938 года, согласно приказу Народного комиссара по торговле, было принято соответствующее постановление президиума Иркутского городского Совета. В столице Восточной Сибири начала возрождаться торговля ювелирными изделиями.

Специально или нет, но поначалу помещение для магазина «Алмаз» отвели в здании на углу улиц Ленина и Карла Маркса – до революции здесь был отель «Централь», а на первом этаже работал «специально итальянский магазин М.А. Превизани», в котором торговали заграничными ювелирными изделиями. Старожилы помнят, что раньше это здание называлось «Дворец труда». По соседству с ювелирным магазином работали гастроном и универмаг «Детский мир», поэтому иркутяне дали свои названия двум соседним магазинам: гастроном – «папин мир» и ювелирный – «мамин мир».

Конечно, уровень жизни ещё был очень и очень низок. Всего лишь несколько лет прошло с тех пор, как в стране было отменено разделение торговых заведений на коммерческие и торгующие по карточкам и создана единая система торговли. Так что поначалу персонал нового ювелирного магазина был невелик – всего два человека. Но так, мало-помалу, создавались ювелирные традиции, утраченные обществом после революции.

Шли годы. После войны, шаг за шагом, уровень жизни советских людей начал улучшаться. Тем не менее настоящей ювелирной промышленности в СССР не было до 1950-х годов, а изделия отдельных мастеров и ювелирных артелей повторяли дореволюционные образцы или копировали украшения, попавшие к нам вместе с трофеями после войны. В начале 1950-х годов появляются ювелирные фабрики в Москве, Ленинграде, Свердловске. Украшения начинают изготавливать крупными сериями. Появляются новые модные тенденции: женщины начинают носить броши из камней – бирюзы, аметистов, топазов – в золотых оправах, украшения в виде веточек с бриллиантами и горным хрусталём. Популярностью пользуются и украшения из самоцветов – крупные плоские полированные пластины пейзажной яшмы и малахита, заключённые в серебряные оправы.

Растут запросы у покупателей, расширяется ассортимент товаров, и иркутский магазин «Алмаз» переезжает в новое помещение – в здание на углу улиц Чехова и Карла Маркса. В магазине появляется несколько отделов, теперь «Алмаз» может предложить покупателям часы, изделия из серебра, большой выбор бижутерии. Целый отдел был отведён под изделия из золота.

В семидесятые годы «Алмаз» предлагал покупателям не только ювелирные украшения, но и фарфоровые сервизы тонкой работы завода имени Ломоносова, немецкий фарфор – такой тонкий, что просвечивал на свет, с изящной перламутровой отделкой, изделия заводов Свердловска, Москвы, Риги, Еревана, кубачинское серебро и изделия из мельхиора из Кольчугина. Много было импортных изделий – индийских ваз из латуни, вьетнамских панно, инкрустированных перламутром, арабских картин из шёлка, чешской бижутерии.

В «Алмазе» формируется собственная школа специалистов ювелирной торговли. Рассказывает сотрудник фирмы «Алмаз» Татьяна Кобзева: «Я работаю в магазине «Алмаз» с 1978 года. Попасть в магазин было сложно, девушки, которые приходили к нам из других учреждений торговли, из высших учебных заведений, проходили специальную проверку, о них обязательно наводили справки с места работы и учёбы. За молодым продавцом закрепляли наставника, который помогал ему получить профессиональные знания. Мы не только были обязаны знать свой товар, но должны были уметь оценить качество изделия, знать драгоценные и полудрагоценные камни, их характеристики и многое другое. Естественно, ювелирная специфика, приёмы, которые использованы при изготовлении того или иного изделия, а ещё – документация по приёмке и по учёту».

Добрым словом вспоминают сегодня в фирме «Алмаз» Лидию Васильевну Горчакову, директора магазина. Строгий, но справедливый начальник, она была и наставником, и советчиком. «Коллектив работал на совесть – если надо, все оставались после работы, – рассказывает Татьяна Кобзева. — Иногда выдавались дни очень непростые, было много работы бумажной, во главу угла было поставлено обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей. Мы постоянно что-то считали, пересчитывали, занимались контролем. А бывало, что приходилось и машину с товаром разгружать, ведь грузчиков у нас по штату не было, коллектив сплошь женский. В такие дни Лидия Васильевна могла выйти в торговый зал: «Девчонки, благодарю за отличную работу».

В 1982 году «Алмаз» ещё раз поменял прописку: магазин переехал в здание на углу улиц Карла Маркса и Сухэ-Батора. До революции здесь находилась гостиница «Центральное Деко», а на первом этаже когда-то работал ювелирный магазин купца Шимановского, так что «Алмаз» вновь оказывается на месте, богатом ювелирными традициями.

Пять десятилетий это был единственный государственный ювелирный магазин в Иркутске. К 1994 году его коллектив насчитывал 35 человек, и, без преувеличения, в «Алмазе» была собрана элита торговых работников.

Одним из первых «Алмаз» начал внедрять современные методы торговли: в восьмидесятых годах деревянные счёты сменили электронные калькуляторы, громоздкие, с питанием от электрической сети. «Считать на них было не так просто, как на современных устройствах, да и привычки не было. Поначалу у всех рядом с калькулятором лежали деревянные счёты, и продавцы, чтобы не ошибиться, всегда пересчитывали результат по старинке, – вспоминает Татьяна Кобзева. – Мало-помалу калькуляторы прижились, они стали меньше и удобней, а в 1993 году в «Алмазе» уже началось внедрение компьютеров. Тогда для внедрения новых технологий выбирали самых лучших, а сейчас компьютер – незаменимый помощник для каждого».

В отличие от других магазинов, продавщицы в «Алмазе» всегда выделялись – фирменная стильная одежда, красивая причёска, маникюр. В своё время настоящей сенсацией для Иркутска были деловые голландские костюмы, которые специально закупили для работниц магазина. Так создавались традиции фирмы, которые оказались очень востребованы в современных условиях. Именно в этот период были заложены принципы, на которых до сих пор держится внутренняя и внешняя политика «Алмаза»: стабильность, развитие и профессионализм.

В 1994 году магазин «Алмаз» преобразовался в частную компанию, стал акционерным обществом. Начинается становление «Алмаза» как региональной марки. В это время в Сибирь приходят ювелирные сети, представляющие российские и международные компании. Работа в новых условиях начинается с осознания того, что современный ювелирный рынок – это конкурентное пространство. Сегодня «Алмаз» – это региональная ювелирная сеть из 14 магазинов в нескольких городах области, элитного ювелирного салона «Династия» и пяти ломбардов. В 2007 году «Алмаз» вошёл в рейтинг «Крупнейших предприятий Иркутской области».

Генеральный директор ОАО «Алмаз» Наталья Воробьёва работает в компании с 1992 года. Она убеждена, что главное в работе – это понимание того, что каждый трудится в интересах покупателя: «За годы менялись сотрудники, но принципы и ценности работы, которые до сих пор живут, были заложены ещё в самом начале пути. Это честность, открытость, передача знаний и опыта, профессионального мастерства новым работникам и, конечно же, понимание того, что мы работаем прежде всего для покупателей».

Марина БАБОРИНА, председатель совета директоров ОАО «Алмаз», к юбилею компании была награждена медалью ордена «За профессионализм и деловую репутацию»

Марина Владимировна Баборина пришла в «Алмаз» в 1980 году по комсомольской путёвке. В 1990 году она возглавила магазин, а с 1994 стала его генеральным директором. То, что ювелирная фирма «Алмаз» не просто сумела выжить на этапах коммерциализации и приватизации, а взяла курс на развитие, – её заслуга. Сегодня Марина Владимировна директор по стратегическому развитию компании: «Сегодняшние результаты работы компании неразрывно связаны с качественным управлением, которое выражается в понимании менеджерами и руководителями среднего звена приоритетных целей, в согласованных действиях на разных уровнях, в работе на общий результат. Для нас очень важна слаженная работа единой команды, профессиональное и личностное развитие каждого, получение им возможностей для признания и самореализации. Наши принципы и ценности прошли проверку временем. Мы стремимся к непрерывному развитию компании, к её долгой жизни. Когда-то давно зажглась звезда «Алмаза», и теперь она украшает Иркутск и освещает своим светом жизнь горожан. Семьдесят лет «Алмаз» служит людям, даря им любовь, красоту и уверенность».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры