издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Строительное кредо

  • Автор: Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»

Почётному строителю России, кавалеру ордена «Знак Почёта» и медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали» Владимиру Ивановичу Золикову – 70 лет.

Когда сегодняшнего юбиляра спросили о самом памятном событии в его жизни, Владимир Иванович лишь развёл руками: «А непамятных не было, всегда было хоть и трудно, но интересно». Помедлил секунду-другую и добавил:

– Через меня прошли Усть-Илимская ГЭС, Братский и Усть-Илимский ЛПК, вторые пути Тайшет – Лена, БАМ … Если принять во внимание, что каждая из этих строек неповторима, то когда уж тут скучать!

Человеческая жизнь не измеряется листочками календаря. Трудом меряется, нравственными усилиями ради общего дела. Ради этого он и выбрал профессию созидателя. Его первыми учителями были плотники-бетонщики, каменщики, плиточники. Они привили юному Золикову стремление в любом деле доходить до самой сути, до высшего мастерства. И когда окружающие говорят сегодня о нём как о «прирождённом» строителе, то непременно подчёркивают и эти его качества, и государственную значимость его дел.

Карьера Золикова подобна сотням других. Школа, Иркутский институт народного хозяйста и работа на стройках. Начинал мастером в СМУ-1 треста «Иркутскжилпромстрой», а первым его объектом стал завод ЖБИ в Иркутске-2, отошедший после в распоряжение Иркутского домостроительного комбината. Но настоящие университеты, как он сам считает, прошёл на строительстве очистных левого берега, где задержался на целых два года. В команде, костяк которой составляли 250 заключённых из Мельниковской «шестёрки» (колонии N6) и полсотни вольнонаёмных рабочих.

Стройплощадка, обнесённая колючей проволокой, вышки с часовыми угнетали на первых порах.

– Чтобы расположить подобный контингент, наверное, приходилось чайком, сигаретами угощать подчинённых? – интересуюсь у собеседника.

– Чай не носил, а вот лишняя пачка «Беломора» в кармане всегда была, – кивнул Золиков. – Когда подходил кто-то из рабочих с просьбой угосить папироской, никому не отказывал.

На очистных, как признаётся Владимир Иванович, он прошёл практически через все общестроительные работы, досконально познал всё их многообразие и через два года стал настоящим инженером-строителем. Прежде всего взял себе за правило самолично присутствовать на всех скрытых работах. Только убедившись в правильности армирования, разрешал производить укладку бетона. Ещё более скрупулёзно осматривал швы трубопроводов, чтобы они были надёжно законопачены и сварены. По 700-миллиметровой трубе ползал вместе с узниками-бригадирами от узла до узла и придирчиво осматривал места сварки при свете фонаря.

«Бригадир с фонариком впереди, я за ним, – с улыбкой рассказывает собеседник. – Но так как в трубе развернуться было невозможно, обратно выбирались, как говорится, задом наперёд». В глубоченные контактные резервуары спускались и поднимались точно по такой же схеме: впереди бригадир, за ним в арматурные леса – Золиков. При любой погоде отправлялся на приёмки, доверял только себе.

Не менее запоминающимся событием явилось и строительство школы N49 по ул. Мира. Это было первое и самое большое в Иркутске школьное здание с рамным обрамлением всех проёмов, окон и дверей. Летом её глинистое основание промочило дождями, с наступлением холодов фундаментные блоки вспучило, котлован превратился в слоёный пирог: слой глины, следующий – льда… На дворе январь, а 1 сентября в школе должен прозвучать первый звонок. На стройке наступил настоящий аврал. Чтобы осадить фундаменты, пришлось открывать в них пазухи, внутрь ставить огневые печи и топить сутками. Как справились, одному богу известно, а здание школы до сих пор живёт и здравствует.

Потом последовала застройка Лисихинского и Байкальского микрорайонов, прокладка инженерных коммуникаций на площадку будущего микрорайона Солнечный и … неожиданное приглашение в обком КПСС на должность инструктора, а вскоре и заместителя заведующего строительного отдела. Ему поручают кураторство над северными новостройками: вторые пути Тайшет – Лена, строительство Братского алюминиевого, Усть-Илимского ЛПК и ГЭС, которая в то время была на подходе к перекрытию.

– Особое впечатление производил Усть-Илимский целлюлозный завод, – с гордостью вспоминает юбиляр. – Металлоконструкции для его цехов готовила Румыния, панели – Болгария (мы тогда ещё не выпускали трёх-слойные панели), ГДР поставляла металлоконструкции для заводской ТЭЦ. Это была серьёзная кооперация.

Хотелось бы дополнить: на Усть-Илимской площадке работали 200 водителей из Болгарии. Трудились они по 10-12 часов, зарабатывали прилично и увезли на родину не один десяток невест-сибирячек.

Не меньше времени и сил уделял Владимир Иванович и строительству вторых путей Тайшет – Лена. Первый участок (16 из 700 км) был сдан в эксплуатацию в 1972 году. И каждый последующий давал серьёзные приращение второго пути.

Тем самым «расшивались» грузоперевозки на реку Лену, в Усть-Кут и дальше в Якутию. За строительство этой магистрали Золиков был удостоен ордена «Знак Почёта».

Когда «распечатали» проект строительства БАМа, Золикова пригласил бывший первый секретарь Иркутского обкома КПСС Николай Банников. «Наслышан уже о БАМе? – поднялся из-за стола Николай Васильевич. – Лично поручаю тебе заниматься Всесоюзной ударной стройкой. И ещё: продолжай, пожалуйста, свои телевизионные отчёты перед зрителями, у тебя это неплохо получается».

Действительно, неплохо. Во всяком случае для журналистов ежемесячные телевизионные выступления Золикова о положении дел на северных новостройках, в частности Усть-Илимском целлюлозном комбинате, были первоисточником новостной информации. А Владимир Иванович, переориентированный на Всесоюзную ударную, в последущие пять лет прошёл, как он не раз говорил, каждый метр 255-километрового Иркутского участка магистрали и был удостоен медали «За строительство БАМа».

Потом были социальные объекты областной конторы Стройбанка. Занимая должность главного инженера, он изыскивал резервы сметной стоимости возводимых объектов. При губернаторе Юрии Ножикове он – начальник отдела эффективного развития Иркутской области, занимается проектами размещения производительных сил в Приангарье.

Во времена перестройки создаёт собственное дело. При этом на строительный рынок он пришёл не спонтанно, а с продуманной программой. Стиль Золикова – высокий уровень реализации этой программы. Результат – наращивание ввода жилья. Как итог – строительство дома по ул. Бограда (дом с куполами), который выполнен с современными подходами, с особо выразительным силуэтом фасада, кровли. Здание великолепно вписалось в местность, стало доминантой окружающей застройки. Получился неповторимый угол на пересечении улиц Бограда и Сурикова. Башню монтировали с вертолёта при большом скоплении жильцов близлежащих домов. Их интерес можно было понять – до этого никто в Иркутске авиацию в домостроении не применял.

– Сейчас вот «домучиваю» дом-представитель на улице Партизанской, – говорит Владимир Иванович. – Занимаюсь оформлением документации по его сдаче в эксплуатацию.

Это шестиэтажная блок-секция площадью 2300 кв. м. В ней 19 двух- и трёхкомнатных квартир, на нижних этажах – административные помещения, подземные гаражи. К зданию пришлось строить сети, подстанцию. Сейчас в этом деревянном квартале имеются свободные мощности, которые обеспечат инженерной инфраструктурой дальнейшую застройку.

Как чувствует себя Золиков в нынешней ситуации? Неплохо чувствует. 70 лет – возраст, когда о многом мечтается, многое хочется изменить, исправить, повторить. Новые идеи, новые проекты и замыслы требуют внимания и заботы. И он отдаёт любимому делу всего себя, как в годы юности. Всё это говорит о глубокой связи между днём вчерашним и сегодняшним. Она, эта связь, в том новаторском подходе, в том подвижничестве, которые всегда отличали и отличают сегодняшнего юбиляра.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры