издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Испытание на прочность

Строительно-монтажному поезду № 624 – 75 лет

  • Автор: Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»

75 – это целая эпоха, в которой тесно спрессованы жёсткие законы освоения Сибири и государственная потребность в её богатейших ресурсах. Это десятки новых зданий и сооружений на пронзившей страну с запада на восток железнодорожной магистрали. Это современные материалы и технологии, это глубокий след в судьбах сотен людей, прибывших в СМП из разных уголков страны. На фасаде этого предприятия сменилось полдесятка вывесок, но суть прежняя – созидатель.

Через годы, через расстояния

Первое упоминание об «Учдорстрое» датировано июлем 1933 года в «Книге учёта работников». В те времена трудовых книжек не существовало, прибывшие и убывшие заносились в книгу учёта: прибыл тогда-то, убыл тогда-то. Русским, среди которых было немало комсомольцев, присваивалась профессия каменщика, инородцам – землекопа. Последние, как правило, долго не задерживались. Об этом можно судить по записям: прибыл 11-го месяца, убыл 12-го, сбоку пометка – н/н. То есть в неизвестном направлении. Попросту – сбежал. Эта книга и стала свидетелем рождения СМП-624.

Ну а дальше – смена вывесок и упорная работа на магистрали и в окрестностях… Сегодня СМП № 624 является одним из подразделений Строительно-монтажного треста № 14 – филиала ОАО «РЖДстрой». Руководит трестом опытнейший строитель, Почётный железнодорожник Сергей Миронов, пришедший на смену Анатолию Кекшину, возглавлявшему трест более 18 лет, который в настоящее время находится на заслуженном отдыхе.

Нынешнему поколению предприятия присуще то же отношение к делу, что и предыдущим, – ответственность и преданность профессии. В активе коллектива СМП-624 десятки построенных объектов: жилые дома по ул. 4-я Железнодорожная, Профсоюзная, Советскому переулку (по 10 тыс. кв. м вводили в советские времена), дом престарелых по ул. Розы Люксембург, детские сады-ясли № 32 и № 8, хирургический и физиотерапевтический корпуса ДКБ, детская железная дорога на о. Юность, стадион в Иркутске-Пассажирском, Центр управления перевозками, Николо-Иннокентьевский храм, утилизационная котельная по сжиганию древесных отходов в г. Свирске и многие другие объекты производственного и социального назначения в Иркутске и области.

У истоков этих новостроек стояли люди неординарные, отдавшие любимой профессии лучшие годы своей жизни. Среди них кавалер ордена «Знак Почёта» Галина Громыко, ордена Трудовой Славы Варвара Назарова, ордена Славы трёх степеней Елена Гаврилова, почётные железнодорожники Владимир Лукин и Николай Баранов, заслуженные строители Григорий Зайко, Ирина Быкова… Эти и многие другие специалисты создали фундамент СМП, на котором выросли целые строительные династии. К примеру, мать Татьяны Бурдуковской Ирина Ефремовна Быкова в своё время возглавляла бригаду отделочников. Татьяна Алексеевна начинала в ней со штукатура, потом закончила ИрГУПС, сейчас она ведущий экономист. Председатель профсоюзного комитета поезда Ольга Мелешкина – дочь Галины Андреевны Громыко.

В период реорганизации в 2006 г. трест с его структурными подразделениями, в том числе и СМП-624, пережил кадровый дефицит, возросла текучесть кадров, многие специалисты ушли на предприятия ВСЖД, кто-то нашёл себя в частных компаниях. «А сегодня, – с уверенностью говорит начальник отдела кадров СМТ-14 Ирина Якимчева, – коллектив СМП-624 – это сплочённый союз профессионалов и единомышленников, которые способны выполнять самые сложные задачи в условиях рыночной экономики, жёсткой конкуренции, наращивать темпы производства, растить молодое поколение строителей, которые будут уверены в завтрашнем дне».

Сегодня СМП-624 работает на уровне лучших предприятий города и области. За два последних года объёмы строительно-монтажных работ выросли с 90 до 310 миллионов руб., в ближайших планах – 420 млн. руб.

– Время показало, что решение о реорганизации, объединении поездов было верным, – говорит бывший начальник СМП-624, ныне главный инженер треста Юрий Меркулов. – Чтобы удержаться на плаву, необходимо было увеличивать объёмы строительства, а значит, и производительность труда. Без оптимизации инфраструктуры, обновления основных фондов, внедрения новых технологий и материалов о подобных объёмах и мечтать не приходилось.

Юрий Николаевич был одним из самых молодых руководителей поезда. Пришёл на предприятие после окончания Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта в 1983 году, отслужив в армии. Работал строительным мастером, потом начальником ПТО. Когда началось кооперативное движение, ушёл с предприятия вслед за его руководителем. В 1992-м Ю.Н. Меркулова позвали на должность начальника СМП. О его одержимости и прозорливости, умении добиваться своего в коллективе вспоминают по сей день. С сердечной теплотой отзывается Юрий Николаевич об ушедших на заслуженный отдых работниках предприятия: экономисте Галине Рудь, главном механике Анатолии Клепинине, электрике Геннадии Шарашове, начальнике отдела снабжения Николае Гудкове, главном бухгалтере Татьяне Сенчиловой, инженере ПТО Галине Чащиной. Особого внимания, по словам главного, заслуживают многие из тех, кто сегодня трудится в СМП: крановщики Галимзян Бикмухаметов, Андрей Чернов, водители Юрий Остапчик, Андрей Кузаков, Виктор Черненко, экскаваторщик Анатолий Устинович…

Центр притяжения

Самым грандиозным и амбициозным объектом СМП и всего треста является Центр управления перевозками (ЦУП) Восточного региона, что возводится на углу улиц 2-й Железнодорожной и Маяковского. Строящееся здание из синего стекла с воздушным переходом между корпусами видно даже с противоположного берега Ангары, оно невольно привлекает взгляды и вызывает неподдельный интерес жителей Иркутска. ЦУП станет сердцем и гордостью Восточно-Сибирской железной дороги. Здесь в недалёком будущем разместится управление дороги. По масштабности и оригинальности воплощаемых в ходе строительства инженерных решений данному проекту вряд ли найдётся аналог в столице Восточной Сибири.

– Конструктивно объект напоминает раскрытую книгу, ничего подобного в Иркутске не найти, – не без удовольствия заметил сопровождавший нас главный инженер СМП Виктор Данилов.

– Сложный объект, что и говорить, – вторит главный инженер проекта «Иркутскжелдорпроекта» Наталья Ртищева. – Выстроить подобное из стекла и бетона для нашего климата – решение довольно смелое.

Строящийся ЦУП – это единый комплекс из шести разноэтажных блоков общей площадью 32 тыс. кв. м. Здание каркасное, с металлическими колоннами, монолитным железобетонным перекрытием. Административные и угловой круглый вестибюльный блок (входная группа) – из полированного стекла, алюминия и бетона в окружении соседствующих вокруг кирпичных и панельных коробок – кажутся пришельцами из других миров. Вестибюльный блок не что иное, как панорамные листы со стеклянным ограждением и наружной подсветкой, он уже в стадии завершения. К концу близятся работы и по переходу над автодорогой, который уже действует. На нём, по информации Виктора Данилова, осталось завершить наружную отделку. На крыше входной группы предусмотрена вертолётная площадка. Такое чудо строительства для Иркутска – открытие!

Прогрессивные решения воплощаются и в инженерном обеспечении зданий ЦУПа: мощная приточно-вытяжная система, для повышения комфортности монтируется централизованное кондиционирование.

– Помещения обогреваются тёплыми полами, – пояснил Юрий Меркулов. – В отличие от западных технологий, где подогрев осуществляется с использованием электричества, у нас под гранитными полами проведены полиэтиленовые трубы, в каждом помещении будут установлены терморегуляторы. Для сооружения объекта такой степени сложности требовались подготовленные кадры.

На стройке собрались люди, которые, по выражению Виктора Данилова, «знают дело не понаслышке». В одной лишь комплексной бригаде Валентина Архипова 57 специалистов всех уровней, нет такого, чего они не умеют. Самого бригадира окружающие характеризуют как человека, влюблённого в своё дело, очень энергичного и рассудительного. Нетороплив в движениях, говорит просто, негромко. Дотошен, вникает во всё до мелочей. Организованность, рассудительность, здравый смысл – вот его сильные стороны. Ему удалось не только сохранить костяк бригады, но и сплотить людей, вывести коллектив в передовые.

В худшие перестроечные времена состав бригады сокращался до 15 человек. «Народ уходил, но возвращался – кто через год, кто через два, – вспоминает бригадир. – Все вернулись». Куда уходили? На строительство нового моста через Ангару ушло целое звено. «Что тут торчать за гроши, на мосту в два раза больше платят», – кричали бузотёры. Через три месяца вернулись все до единого, ничего не заработав. В СМП-624 всё же стабильная зарплата, его работники пользуются многими социальными благами. А главное – они уверены, что не будут лишены этих благ, не будут брошены на произвол судьбы.

Но вернёмся к новостройке. Возводится ЦУП в несколько очередей, разными блоками и в разных архитектурных стилях. Первый девяти-этажный блок площадью 6400 кв. м уже в эксплуатации. Остальные в стадии строительства.

– Работать над таким проектом непросто, но интересно, – говорит бригадир Валентин Архипов. – В ходе строительства, естественно, возникали споры и недоразумения, но всегда при этом ставилась задача сделать как можно лучше.

Бригада разбита на звенья, которые возглавляют опытнейшие специалисты. Чего стоит работающий на стеновых панелях аксакал с 33-летним стажем Владимир Силкин! Асы монтажного и сварочного дела Анатолий Трофименко, Николай Гусев…

Славятся они не только тем, что «дают план», «дают объёмы». Своей работой, отношением к делу эти люди держат в особом, что ли, настроении окружающих. Это присуще и плотнику Владимиру Лысенко, отделочникам Валентине Бутрий, Наталье Абрамкиной, Светлане Агильдиной, Елене Бикмухаметовой; руководителям среднего звена Виктору Усову, Илье Пацусу, Александру Дементьеву, Дмитрию Жабко… В итоге ВСЖД получит в своё распоряжение современный величественный комплекс, а генподрядчик в лице СМТ-14 – филиала ОАО «РЖДстрой» впишет новое слово в свою биографию.

…Как ни стремительно бежит время, коллектив СМП-624 шагает с ним в ногу. Рабочие, мастера, инженеры, оглядываясь на пройденный за 75 лет путь и сверяя по опыту прежних поколений свой шаг, ощущают это на себе. Не потому, что просто спешат жить, а потому, что хотят жить ярко и значительно, вписать в историю своего предприятия новую страницу созидания.

Фото автора

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер