издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эстафета для умников

Соревнуясь, учимся

  • Автор: Александра ПОБЛИНКОВА, студентка ИГУ

Кто сказал, что январь – самый холодный месяц года? Как раз наоборот: самый жаркий, это в два счёта докажут вам участники традиционных школьных олимпиад, которые начинаются именно в январе. Знаете, какие там страсти кипят, какие жаркие бои разгораются – правда, цивилизованные бои, интеллектуальные. Корреспонденты «Ступенек» побывали на двух таких ристалищах: на олимпиаде по праву и на олимпиаде по иностранным языкам. Познакомились с «бойцами», побеседовали с победителями и сейчас вам всё об увиденном и услышанном расскажут…

Сначала заглянем  к «лингвистам»…

Языковой барьер? Нет, средство лучше узнать друг друга

В этот день в иркутской гимназии № 25 учеников заметно прибавилось. Дело в том, что именно здесь проходила областная олимпиада по иностранным языкам, на которую из разных концов области приехали победители городских и районных туров. Конечно, они собрались здесь прежде всего для того, чтобы померяться знаниями, но не только. Как бывшая участница таких олимпиад, могу засвидетельствовать: самое ценное и интересное в них –это живое общение с ровесниками. Ведь у каждого есть какие-то особенные впечатления, из которых можно почерпнуть полезный для себя опыт: кто-то переписывается с носителем языка, кто-то ездил совершенствоваться за границу, а кто-то дерзает изучать язык совершенно самостоятельно.

После напряжённых олимпиадных заданий школьникам предстояла встреча с носителем изучаемого языка. Узнав, что с «немцами» встречается преподаватель иркутского лицея № 3 Габриэлла Рудольф, я буквально сломя голову помчалась к кабинету, в котором проходил её мастер-класс. Ещё бы! Ведь с Габриэллой мы знакомы давно, и мне ли не знать, как интересно и увлекательно с ней общаться.

[/dme:i]

Конечно же, и на этот раз я не обманулась в своих ожиданиях. Встречу со школьниками Габриэлла начала с «географии» – ребята рассказали, из каких мест они приехали на олимпиаду. Следом – игра на знакомство. За ограниченный отрезок времени, общаясь по-немецки, школьники должны были разузнать друг о друге максимум любопытной информации: кто не любит мороженое, кто не умеет кататься на коньках и т.д. Разный уровень владения языком всё же чувствовался и иногда приводил к забавным курьёзам. Вот пример.  

Диалог на немецком языке:

– Ты лепил в этому году снеговика?
– Да.
– У вас в городе много снега?
– Один раз.
– Ну, видимо, и одного раза с лихвой хватило…

Габриэлла показывала фотографии своего родного Ростока, города на севере Германии. Маленькие, почти сказочные домики с соломенными крышами, старинные яхты и корабли и неотъемлемая часть образа страны – красные черепичные крыши. А ещё рассказала ребятам о традициях немецких рождественских ярмарок: на улицах множество палаток с пышными кренделями, ароматным глинтвейном, фруктами в шоколаде. «Есть можно до упаду», – весело заключила Габриэлла.

Хотя многие ребята и стеснялись своего несовершенного немецкого, всё же они пережили увлекательные моменты, общаясь с Габриэллой, и получили на память диски с популярной немецкой музыкой.

Мотайте на ус!

Один из самых ответственных и поучительных моментов олимпиады – разбор заданий. Успевайте только мотать на ус – пригодится на будущих олимпиадах, да и вообще в учёбе. Особенно строгими были требования к сочинению на иностранном языке: тщательно оценивалась структура текста и обязательное условие – не менее 300 слов, иначе – минимум баллов за задание. Вот уж в каком испытании краткость не стала сестрой таланта. Для тех, кто собирается на будущий год принимать участие в языковой олимпиаде, у жюри есть один хитрый совет – вставляйте больше прилагательных, очень увеличивает количество слов. К тому же не стоит тратить время и писать всё сочинение сначала на черновик –  вполне достаточно составить план и подобрать ключевые слова. А вот задание «викторина» лишь кажется простым и весёлым: одно лишь знание грамматики и понимание языка здесь мало кому поможет. Фамилии политиков, названия достопримечательностей, литературных премий и т.д. – чтобы получить максимальный балл в этом задании, нужно иметь широкий кругозор и быть подкованным в вопросах культуры и жизни страны, язык которой изучаешь.

Непросто было объяснить ребятам расстановку баллов по результатам собеседования на иностранном языке, так называемого «говорения». Для этого участников делят на группы, и зачастую бывает, что уровень знания языка у одного школьника гораздо выше, чем у другого, поэтому связную беседу построить сложно. Людмила Викторовна Комиссарова, председатель жюри олимпиады считает, что «важно показать, как вы умеете взаимодействовать, слушать друг друга. Да, в этом задании за счёт сильных школьников более слабые в языке ребята набрали неплохое количество баллов. Но мне кажется, что это важный человеческий момент. Ребята, которые приехали из других городов, получают ценный опыт и узнают что-то новое в этих беседах».

«Но по отношению к сильным ученикам это не очень честно», – возразила одна из участниц.

Сначала мне хотелось с ней согласиться, а потом я поняла: права Людмила Викторовна. Это важно – помогать товарищу, и настоящему таланту не должно быть жалко подарить частичку своих умений другому.

Ещё один волнующий и напряжённый момент олимпиады – апелляция: каждый имеет право оспорить свою оценку, если она кажется несправедливой. Сумеешь доказать свою правоту – сможешь выиграть ещё несколько баллов, которые могут стать решающими. Впрочем, учтите: нервное это дело – отстаивать свою точку зрения. Я видела девушку, горько плакавшую после апелляции, – накал страстей здесь нешуточный.

Долго ещё после олимпиады ребята расходились по домам. Кому-то нужно было в общежитие, чтобы собрать вещи для отъезда домой, другим требовалось как следует выспаться перед церемонией награждения. Что ж, таковы законы любого соревнования – не всем суждено стать победителями. Одно можно сказать точно: в проигрыше не остался никто. И пусть на этот раз ты не пробился на пьедестал почёта, зато прошёл прекрасную школу честной борьбы, встретился с интересными людьми, обогатился новыми знаниями и опытом. Если сумеешь всем этим правильно воспользоваться, то на будущий год, очень может статься, и тебя будут чествовать, награждать, поздравлять как победителя.

А в это время в юридическом институте ИГУ…

Кого произведут в студенты?

[/dme:i]

Пока неизвестно, станут ли настоящими юристами 63 участника юридической олимпиады, но в роли начинающих правоведов они себя уже попробовали. В течение полутора часов ребята решали задачи по праву и отвечали на каверзные вопросы тестов. Что это будут за тесты и задачки, какой сложности, заранее не знал никто – ни участники, ни члены жюри. Ведь задания составлялись в Москве, их решают и в других регионах страны. Сделано так для того, чтобы выявить самых талантливых, подготовленных, целеустремленных школьников и собрать их на всероссийской олимпиаде.

Но всякой работе приходит конец, и после предельного напряжения всех сил, умственных и физических, так приятно было отправиться на экскурсию по юридическому институту! Впрочем, не только приятно, но и очень познавательно. Видели бы вы, какой интерес светился в глазах участников олимпиады, когда преподаватели рассказывали им о студенческой жизни в институте.

Самое сильное впечатление произвёл на ребят зал судебного заседания. Здесь всё было, как в жизни. Да что там – гораздо лучше, чем в жизни,  многие судьи могут только мечтать о таком образцовом зале. Когда ребятам предложили сфотографироваться, поднялся весёлый шум – всем непременно хотелось позировать в кресле судьи.

А впереди их ожидало ещё одно открытие – Музей криминалистики. Чего здесь только нет: образцы оружия, учебные пособия, множество разных предметов, связанных с раскрытием преступлений. Завершилась экскурсия в читальном зале библиотеки, просторном и удобном. Думаю, после такого увлекательного знакомства даже сомневающиеся школьники поняли, какая это сложная и интересная наука – юриспруденция и как здорово учиться в стенах этого замечательного института.

Интрига олимпиады сохранялась до последнего момента: о своих результатах участники узнали только на следующий день во время торжественной церемонии награждения. Представляете, каким было напряжение в зале, как ждали ребята итогов олимпиады. Награждённых оказалось много – 13 человек были названы призёрами. А победителями (значит, и возможными участниками всероссийского этапа олимпиады) стали двое: Анастасия Селиванова, 9-классница из  лицея № 2 г. Иркутска, и Андрей Путинцев, 11-классник из гимназии № 1 г. Саянска. Андрею вручили не только диплом, но и студенческий билет юридического института ИГУ. Так что за полгода до окончания школы место на студенческой скамье он уже для себя забронировал. 

Спросим у организаторов Олимпиады: что новенького?

Екатерина Зиновьевна ПЕНЬКОВСКАЯ, консультант Министерства образования Иркутской области:

– Нынче в порядке проведения школьных олимпиад появилось несколько новых моментов. Во-первых, приказом Федерального агентства по образованию определены единые для всей России сроки их проведения – с 13 января по 7 февраля. Как видим, вместо прежних двух-трёх дней олимпиады теперь проходят в  течение почти месяца, сменяя одна другую.
Во-вторых, задания по всем предметам, в отличие от прежних лет, составляются не на местах, а  в Министерстве образования. Пакеты с заданиями поступают в область под паролем и вскрываются непосредственно перед началом олимпиады. Таких пакетов разработано два: западный вариант и восточный – в зависимости от часового пояса региона.

Еще одно нововведение: на заключительный этап всероссийской олимпиады смогут поехать только те школьники, кто на региональном этапе наберет необходимый проходной балл. Он будет определен по завершении всех олимпиад.

Нынче число предметов, по которым проводятся олимпиады, выросло до 20. Введены олимпиады по шести новым предметам, это ОБЖ, обществознание, французский язык, экономика, экология, а также физкультура. Кстати, в Иркутской области олимпиада по физкультуре проводится впервые за всю историю этого движения.

Думаем, такие нововведения порадуют школьников. Ведь с увеличением числа предметов расширяются возможности для реализации их способностей.  Кроме того, теперь они смогут принимать участие сразу в нескольких олимпиадах по разным предметам.  Мы ожидаем, что в этом году в региональном туре примут участие около 1000 школьников.

Лучший учитель – это сильные соперники

[/dme:i]

Какой он – победитель, как шёл к своему успеху, какие чувства испытывает? Сразу же после торжественной церемонии я подошла к Андрею Путинцеву с этими вопросами.

– Всё ещё нахожусь в состоянии шока, – признался Андрей. – Когда ехал сюда, рассчитывал в лучшем случае на место в первой десятке. Победа была абсолютной неожиданностью, потому что нервотрёпкой я себя уверил, что мне будет трудно. После того как объявили, что я занял первое место, вручили студенческий билет, я был в каком-то отстраненном состоянии. Сейчас только начинаю понимать, что всё это правда.

— Юриспруденция – наука сложная. Расскажи, как ты готовился к олимпиаде?

— Объём знаний, который дают в школе, небольшой. Это основные выжимки кодексов, краткие сведения по истории, Конституцию изучаем. Поэтому после прошлогодней олимпиады я начал закупать книги, пособия и самостоятельно их штудировать. Готовился в течение всего года, но особенно интенсивно – во время новогодних каникул. Читал, читал и читал. Пришлось даже немного забросить школьные задания, потому что нормы и кодексы должны быть в памяти, а если читать задолго до олимпиады, то просто рискуешь забыть. Для решения задач иногда требуется практически прямое цитирование кодексов. Конечно, невозможно знать всё и постоянно держать в голове сумасшедшие объёмы права…

– А в чём состоят олимпиадные задания? Приведи несколько примеров.

– Многие вопросы требуют конкретных знаний. Например, нужно определить некий исторический документ только по его началу. В моём случае это была американская декларация независимости. Часть заданий составляли стандартные тестовые вопросы, когда нужно выбрать один правильный ответ.

И, конечно, предлагались задачи. Например, описывается какая-то ситуация и нужно сделать вывод о правомерности вынесенного решения. Либо прописать какие-то условия договора. Скажем, вы пришли устраиваться на работу в 18 лет, в 16 лет, в 15 и 14 лет. Нужно решить, с кем можно заключить договор, а с кем – нет, и на каких условиях. Или проанализировать договор, найти в нём основные правовые противоречия, или оценить решение суда. Это всё достаточно сложно. Вообще в этом году задания были разнообразнее, чем в прошлом.

—То, что ты не новичок на олимпиаде, помогло тебе? Воспользовался прежним опытом?

– В прошлом году я был 10-классником и участвовал наравне с 11-классниками. Занял тогда седьмое место. Но главным было то, что я присмотрелся к уровню участников. Особенно благодарен Александру Сергеевичу Стольникову – это учитель истории, обществознания, права иркутского лицея № 2. Очень хороший преподаватель. И хотя он меня не учил, но его ученики выиграли прошлую олимпиаду и этим дали мне стимул готовиться. Я увидел, что они очень сильные, захотелось с ними посоперничать. Ну, а мне во многом помогли мои учителя: Анатолий Сергеевич Татуев и Алёна Юрьевна Миронова – она, собственно, и привила мне интерес к праву.

– Ты в будущем хочешь стать юристом?

– Раньше о юриспруденции не задумывался. Мне были интересны журналистика, филология, нравились также информатика и физика. Но то, что сегодня мне вручили студенческий билет… Это, наверное, выбор судьбы. Особенно если учитывать, что на победу я не надеялся. Посмотрев вуз, я понял, что совсем не против здесь учиться. Во-первых, эта наука действительно близка мне. Во-вторых, став юристом, я смогу реально помогать людям. Да и сама работа интересна – общение с людьми, множество разных ситуаций, в которых нужно разбираться. В общем, сердцем чувствую, что этот институт стал для меня уже родным… Процентов на тридцать.  

– Каким бы ни был твой окончательный выбор – удачи тебе!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер