издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кладезь мудрости

Для библиофилов Иркутска роскошным подарком стала выставка «Кладезь мудрости и добра», организованная в музейной студии областного краеведческого музея. В ней выставлены фолианты, которые хранятся в отделе книжных фондов после пожара 1879 года, уничтожившего «музеум» и его «книгохранительницу». Иркутяне не могли остаться без музея, его библиотеки, многие приносили уникальные экспонаты, в том числе книги. Также большую помощь Иркутску оказали научные учреждения России, делившиеся с сибиряками своими драгоценными коллекциями.

Что показывает музей на выставке в XXI веке? Рукописный «Устав», в котором буквы выписаны с художественным изяществом; в «Полууставе» летописец был менее старателен, а в «Свитке» Степана Ушакова, представляющем собой расписку, прочитать текст крайне сложно, потому что написан он скорописью, без завитушек и различных виньеток, которыми отличались торжественные книги. Одна из них, «Праздничная менея», — книга богослужений по месяцам. Эти богослужения верующие пели,  нот в ту пору ещё не придумали, поэтому весь текст размечен крючками, из которых чёрные обозначали постоянные звуки, а красные – переменные. Здесь же показано рукописное «Евангелие», относящееся к 1073 году.

К первым напечатанным книгам относятся «Библия» Франциско Скорины 1517 года и книги середины XYII века: четыре Библии и «Арифметика» Магницкого, по которой учились русские мореплаватели и  Михаил Ломоносов. Великого русского математика Пётр Великий называл «магнитом» и просил все книги, написанные им, подписывать фамилией Магницкий.  

На выставке большое внимание уделено гражданскому шрифту, введённому Петром Великим вместо церковно-славянской кириллицы, названной в честь святого Кирилла. Император, вводя новый шрифт, хотел противопоставить его церковной культуре. Именно на гражданском языке были написаны первая в России «Генеральная география» и «Военный устав». Следующим реформатором языка стал Михаил Ломоносов, книги которого в прозе и стихах, изданные при жизни великого учёного, занимают особое место, так же как и «История государства Российского» Карамзина, тоже изданная при жизни автора.

Один из разделов выставки посвящён Александру Сергеевичу Пушкину. А начинается он с книги Анучкина «Пушкин. Антропологический очерк». Именно из этого издания можно узнать, что род  относится к абиссинцам и начинается с Ганнибала – злейшего врага древнего Рима. Прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, крестник Петра Великого, был послан Елизаветой на строительство Селенгинской крепости, о чём повествует летопись Иркутска от 1726 года. Другой автор биографии поэта, Пежемский, пользовавшийся  летописью, ссылок на неё не делал, поэтому его можно отнести к первым плагиаторам Сибири.

Печатные издания в Иркутске появились следом за московскими и относятся ко временам Ивана Грозного,  который специально учил в Праге первопечатника России Ивана Фёдорова.

Особый интерес вызывает и упоминание Иркутска в западно-европейской литературе: «Норд-ост Татария» была издана амстердамским губернатором, который пользовался картами  России, расположенной за Уралом. Для европейцев все эти территории  на протяжении веков оставались «Татарией».

Другой раздел выставки – книги, изданные городским головой Владимиром Сукачёвым: «Иркутск», «Сто лет Иркутску», авторский экземпляр летописи Нита Романова, а также книги писателя и публициста Ивана Серебренникова – члена Омского правительства Колчака. В этом разделе помещены план Иркутска 1792 года, подписанный Екатериной II, и план Иркутска 1829 года, на котором место, где был расположен крепостной ров, превратилось в улицу Большую (ныне Карла Маркса). По этим и другим планам можно увидеть, как разрастался город, умножаясь улицами и переулками, удаляющимися от его центра – Спасской церкви.

В Иркутске строились собственные типографии, издававшие научную и художественную литературу,  газеты и журналы. К концу XIX века начали выпускать и рекламную продукцию, афиши театра и первых кинотеатров. Появились и художники, занимающиеся оформлением печатной продукции, среди которых особое место занимали оформители книг, делающие их настоящими произведениями искусства. Раздел художественного книгопечатания занимает на выставке целый зал. Здесь показано развитие полиграфического искусства со времён начала работы в Иркутске первой типографии, созданной братьями Посохиными.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры