издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Задавили массой

За год в области под колёсами погибло 72 человека

Тема безопасности движения пешеходов по дорогам – а теперь и по тротуарам – назревала давно, считают сотрудники регионального ГИБДД. Последние случившиеся в области наезды на пешеходов по массовости пострадавших огорошили даже опытных гаишников. А произошедший уже дважды за год заезд автомобилей на остановку – резонансное событие даже в масштабах страны, утверждают они. Между тем статистика демонстрирует снижение практически по всем показателям ДТП, и даже эти аварии не повлияют на цифры. По следам недавних громких происшествий прошлась Ксения ДОКУКИНА.

Информация о произошедшем 2 декабря наезде на двух женщин, проходивших мимо здания  приёмной комиссии Байкальского государственного экономического университета, потрясла всех узнавших о ней жителей областного центра. 25-летняя женщина за рулём автомобиля Toyota-Corolla, двигаясь по трамвайным путям со стороны улицы Карла Маркса по Ленина и, вероятно, пытаясь перестроиться в правую сторону, не справилась с управлением. Вылетев на тротуар, машина сбила ограждение и двух женщин. Обе пострадавшие получили тяжёлые травмы и были госпитализированы, вечером одна из них скончалась.

Сотрудник пресс-службы Управления госавтоинспекции безопасности дорожного движения ГУВД Иркутской области Александр Барташов считает, что именно это ДТП стало причиной возникновения общественного резонанса вокруг аварийной ситуации не только на дорогах, но и на тротуарах. «Все обратили внимание на то, что было всегда. Тема давно назревала, а сейчас появился вопиющий повод», – сказал он.

Поводов поговорить о взаимоотношениях между водителями и пешеходами в последнее время появилось очень много. На следующий после трагического происшествия на улице Ленина день водитель Honda Avancier, двигавшийся по улице Мира в Иркутске II, вероятно, отвлёкся и слишком поздно заметил пятерых пешеходов, переходящих дорогу в ста метрах от освещённой «зебры». Применить экстренное торможение он всё-таки успел, однако людей это не спасло – сбив всех пятерых, машина вылетела на обочину.

Следующее ДТП с участием большого количества пешеходов произошло уже через два дня, в Ангарске. 5 декабря в районе дома № 5 по улице Коминтерна тёмная Toyota-Mark-2, выскочив на тротуар, сбила четырёх человек. Водитель иномарки скрылся, его машину с механическими повреждениями кузова сотрудники милиции обнаружили на территории неохраняемой стоянки, принадлежность автомобиля сейчас установлена. Одна из жертв ДТП, женщина 35-40 лет, скончалась на месте. Другие пострадавшие, среди которых две несовершеннолетние девушки, с различными ушибами и травмами госпитализированы. По факту происшествия возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, повлёкшее по неосторожности смерть человека». По словам сотрудника пресс-службы ГУВД Игоря Медведева, всего за этот год возбуждено 72 таких дела.

«Обычно случаются наезды на одного-двух человек, – прокомментировал Александр Барташов. – Причём чаще всего пострадавшие – это мамы с детьми. Однако наезд сразу на четверых-пятерых человек случается очень редко. Я  даже не могу припомнить, когда происходили такие события, да ещё и в подобной концентрации».

Перечислять случаи наезда машин на пешеходов можно долго – на сайте ГУВД регулярно появляются сообщения о них. 28 марта в городе Зиме водитель Nissan, находившийся в крайне нетрезвом состоянии, врезался в четырёх женщин, двое погибли, одна из выживших была беременна и потеряла ребёнка. 21 июня в Саянске водитель Toyota-Vista-Ardeo не справился с управлением, машина выехала на тротуар, на ходу перевернулась и сбила с ног выпускника гимназии, ходившего с друзьями встречать рассвет. Он получил телесные повреждения, несовместимые с жизнью. 17 октября недалеко от деревни Хандагай Баяндаевского района мужчина, управляя личным микроавтобусом, наехал на 59-летнего жителя Аларского района, переходившего дорогу в неустановленном месте. Последний от полученных травм сразу скончался. 18 октября 78-летний пенсионер погиб под колёсами автомобиля в районе хлебозавода города Братска. 27 ноября 28-летний мужчина, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, въехал на остановку по улице Сибирских партизан в Иркутске II. Под колёса его Toyota-Corolla-Fielder попали четыре человека, одна из которых, студентка Иркутского государственного педагогического университета, скончалась в больнице из-за черепно-мозговой травмы. В трёх случаях из пяти водители скрывались с места происшествия.

По словам Александра Барташова, заезд автомобилей на остановку – резонансное событие даже в масштабах страны. «Это единичные случаи: на моей памяти есть один наезд в Краснодаре, несколько – в Москве, а в Иркутске это уже второе за год происшествие – первое случилось летом, когда на остановку «Рынок» на Дзержинского выскочил «Пазик» и насмерть сбил девушку, врезавшись в дорожный знак».

Статистика аварий между тем демонстрирует снижение практически по всем показателям.

По итогам 11 месяцев этого года в области зарегистрировано 454 ДТП, что на 8,3% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Погибших в них на 20% меньше – 493 человека, а травмированных меньше на 5,2% – 4310 людей. «Даже уровень тяжести последствий ниже – в прошлом году коэффициент равнялся 11,9%, а сейчас – 10,3%», – заметил Барташов. Поэтому, по его словам, даже недавние громкие аварии не повлияют на положительную статистику.

В структуре ДТП почти 80% от всего количества происшествий составляют аварии по вине водителей. Причём на 10% возросло количество ДТП, в которых виноваты шофёры автобусов – в этих авариях погибло четыре человека, а 25 людей получили ранения различной степени тяжести. Число происшествий по вине пешеходов «благодаря профилактическим мероприятиям», напротив, снизилось на 3%, зато в этой цифре увеличилось на 6% количество ДТП, случившихся по вине нетрезвых пешеходов. 11% от валового числа всех ДТП – аварии с участием детей, причём треть из них произошла из-за самих ребятишек.

Дураки и дороги

По данным ГИБДД, основными причинами автоаварий по вине водителей стали нарушения скоростного режима. «Серебро» в печальном топе получили неудовлетворительные дорожные условия. На третьем месте со значительным отставанием – выезд  на полосу встречного движения, следом – управление в нетрезвом состоянии, дальше – нарушение правил проезда перекрёстков.

«Больше всего нас волнуют дорожные условия – из-за них происходит треть ДТП, в которых за прошедшие 10 месяцев 86 человек погибли и 964 получили ранения», – признался Александр Барташов. По его словам, чаще всего под «неудовлетворительные условия» попадают неубранный снег и гололёд и неправильная организация движения. «Мы стараемся привлекать к ответственности виновных в неудовлетворительном содержании дороги. Подразделениями дорожной инспекции и организации дорожного движения  за этот год было обследовано 78394 км областных дорог и привлечено к административной ответственности за их неудовлетворительное содержание 934 должностных лица – почти на 4% выше, чем в прошлом году, – отчитался Барташов. – Нами направляется информация по данному поводу в  прокуратуру, но, видимо, и этот орган не обладает  серьёзными административными рычагами».

В области существует множество так называемых «очагов аварийности» – мест, где наиболее часто происходят ДТП с тяжкими последствиями. Только в Иркутске их около 180. Барташов перечисляет участки, где чаще всего наезжают на пешеходов: «Улица Ленина – хотя там и существует несколько пешеходных переходов, дня нет, чтобы не происходило ДТП; перекрёстки Ленина – Дзержинского, Ленина – Тимирязева – обычно скорость движения там невысокая, но бывает, что водитель или пешеход выскакивают на красный свет или люди идут через дорогу в неустановленном месте. Объездная в Ново-Ленино – только неделю назад там под колёсами погиб пешеход».

Для предотвращения аварий сотрудниками ДПС ежемесячно проводится анализ очагов аварийности, после чего меняется дислокация постов ДПС. Барташов полагает, что за счёт этой работы сотрудники госавтоинспекциии добились снижения показателей ДТП. «А вообще сейчас реализуется федеральная целевая программа безопасности дорожного движения, и мы, работая по ней, пытаемся достичь показателей статистики на уровне 2004 года – поставлена такая задача», – сообщил Барташов. «Если на ситуацию с очагами аварийности и неправильной организацией движения будет обращено внимание и федерального, и областного правительства, возможно, это снижение будет продолжаться», – предположил он. По мнению автоинспектора, нанесение дорожной разметки в рамках такой программы снижает риск аварий до минимума. Он привёл пример, что в микрорайоне Солнечный на проспекте имени Жукова три года назад было огромное количество ДТП с пешеходами, а после того как нормально организовали дорогу, сделали переходы и установили «лежачие полицейские» – аварии практически прекратились. Однако рядовые водители, слыша такие тезисы, тут же вспоминают летний наезд мотоциклиста на молодую женщину, произошедший ночью на пешеходном переходе на проспекте Жукова. Пострадавшая тогда скончалась, а водитель мотоцикла скрылся.

Мнения самих водителей о том, что необходимо сделать для повышения безопасности на дорогах, разделились. Одни считают, что в городе нужно снижать скоростной режим, ставя ограничивающие знаки, другие замечают, что люди, превышающие скорость, будут нарушать правила в любом случае. «Идеально было бы установить в местах плотного скопления транспорта и пешеходов – например, таких как перекрёсток Дзержинского и Урицкого – виадуки, – предположили водители. – Тогда можно было бы убрать светофор, разгрузить улицу и увеличить проходимость дороги». Александр Барташов между тем ратует за разметку, наносимую светоотражающей краской, установку ограждений на остановочных пунктах и взаимную вежливость. «О вежливости наших водителей никто сказки рассказывать не станет, впрочем, это касается и пешеходов: наиболее частые причины наездов на них – непредоставление им преимущества и выход на проезжую часть в неположенном месте, – отметил Барташов. – В условиях плотности транспорта в городе, думаю, водителям несложно иногда остановиться и пропустить пешехода, даже если он переходит дорогу в неположенном месте. Надо говорить о взаимном уважении, а то мы компромиссов на дороге обычно не ищем».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры