издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Через тернии – к «социальному миру»

«Мы – за социальный мир и за то, чтобы нашим работникам комфортно работалось в образовательных учреждениях», – пожалуй, эти слова и.о. заместителя председателя Иркутской областной организации профсоюза работников образования и науки Валентины Федосеевой можно поставить в качестве преамбулы к нашему разговору. Юристами областного комитета профсоюза, а их в штате трое, за пять лет рассмотрено 525 письменных и 1680 устных обращений. За те же пять лет работникам образования через суд возвращено более 60 млн. рублей.

Решить свои проблемы в судебном порядке обычному человеку достаточно проблематично. Областной комитет профсоюза бесплатно предоставляет  членам профсоюза консультационные услуги, при необходимости составляет исковые заявления, обеспечивает   представительство прав и интересов в суде. Конечно, в приоритете оказываются жители Иркутска и Иркутского района в силу территориальной близости. Однако у юристов областного комитета предостаточно практики ведения  дел в территориях, например,  в Чунском, Усть-Удинском, Тулунском, Усольском, Осинском районах. Это сложные случаи, связанные с защитой прав работников на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, восстановлением на работе и др.

С 2003 года начались массовые обращения в суд за защитой права на досрочную пенсию по старости. Это было вызвано изменением пенсионного законодательства с 1 января 2002 года.  Проблема возникла с перечислением страховых взносов и представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учёта работодателем (образовательным учреждением), в зависимость от которых поставлено право на назначение  трудовой пенсии.  До этого времени централизованные бухгалтерии, осуществляющие бухгалтерское обслуживание образовательных учреждений, перечисляли страховые взносы и представляли индивидуальные сведения  от имени органов управления образования Пенсионный фонд, видя, что плательщиком значится не школа, а управление образования, просто перестал засчитывать целые периоды в стаж работникам. Ситуация осложнялась тем, что в период дефицита бюджетных средств до 2005 года у муниципалитетов образовалась задолженность по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд. В связи с этим пенсионные органы также отказывали учителям в назначении пенсий.

«Доказывать право на досрочную пенсию приходилось в суде, – рассказывает Валентина Федосеева. – Мы говорим о том, что сегодня педагогическому работнику достаточно отработать 25 лет в образовательном учреждении для детей на педагогической должности. Проблема с перечислением страховых взносов, представление индивидуальных сведений в Пенсионный фонд – всё это обязанности работодателя. Учитывая, что им является образовательное учреждение, бюджетное, субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несёт учредитель – орган местного самоуправления. Работник не должен претерпевать негативные последствия из-за недостаточности средств бюджета либо по чьей-то неисполнительности». Понятно, что для того, чтобы аргументированно доказать своё право в суде, нужно знание пенсионного законодательства, которым рядовые граждане не всегда обладают. 2003-2004 годы были пиковыми по части разрешения пенсионных споров, так было до тех пор, пока не вышло постановление пленума Верховного суда, разъясняющее казуальные проблемы.

Право на получение досрочной трудовой пенсии работники вынуждены отстаивать в суде ещё и оттого, что раньше работодатель не уделял должного внимания правильности заполнения трудовых книжек в части наименования должностей. Например, в списке, в соответствии с которым назначается пенсия, нет должности «организатор по внеклассной работе с  детьми», которая очень часто значится в трудовых книжках. Нормативное наименование, указанное в списке, – «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Сегодня испытывают сложности в назначении пенсии работники, у которых в трудовых книжках значится должность «руководитель кружка». Этот период Пенсионный фонд также не засчитывает. С 1992 года эта должность называется «педагог дополнительного образования», а тождество до настоящего времени так и не установлено. Доказывать правоту работнику снова приходится в суде, опираясь на те нормативно-правовые акты, которые действовали в период работы человека в этой должности.  

«Право на пенсию есть у каждого работника, – говорит Валентина Федосеева. – Наши учителя, воспитатели ждут её, и это справедливо. Поэтому когда случаются вот такие ситуации, для человека это всегда большой стресс. Отработав в педагогической должности 25 лет,  работник просто не может понять, почему государство вдруг отказывает ему в  назначении  пенсии». Конечно, не каждый человек психологически  и юридически  готов к судебным тяжбам. В областном комитете профсоюза всё это понимают и стараются минимизировать издержки для своих членов.  

Иногда люди не знают, куда пойти, и в порыве отчаяния бросаются в юридическую консультацию. Уже когда иск запущен, и зачастую запущен не слишком удачно, юристам профсоюза приходится вмешиваться в ход процесса. Ведь квалифицированных специалистов, разбирающихся в тонкостях трудового права, учитывая специфику системы образования,  в юридических консультациях найти трудно. «Мы несём ответственность перед членами профсоюза, – говорит Валентина Федосеева. – Мы стараемся сделать всё возможное для защиты нарушенного прав, урегулирования ситуации. Мы дорожим отношением  к себе членов профсоюза. Здесь ещё и моральный аспект: через какое-то время мы наверняка пойдём в этот коллектив и будем говорить о своей работе. Как мы будем смотреть в глаза человеку, зная, что отнеслись к нему не слишком добросовестно?».  

Такие отношения сегодня сохранились далеко не везде, и данный стиль работы понимает и принимает не каждый, кто приходит с намерением работать в профсоюзе. Самое важное при этом оставаться честными со всеми. Нельзя ввести в заблуждение работника, случайно дав ему ложную надежду или неправильную консультацию, нужно суметь остаться серьёзным и ответственным партнёром, а вовсе не противником для руководителя. Наконец,  существует ответственность и перед судебной системой тоже.

«Мы только сейчас начали формировать новый профсоюз, который соответствует новым общественно-политическим реалиям в стране, – уверена Валентина Федосеева. – Сегодня всем нужно меняться. Основная задача профсоюза, определённая ему законодателем, – это защита социально-экономических прав работников, в том числе посредством представительства в суде.  Профсоюзный актив должен обладать правовыми знаниями. Это требование жизни». Территориальные организации это прекрасно понимают и потому активно вводят в свои штаты юристов, председатели сами активно участвуют в судах (О. Ливанова из г. Саянска, Н. Иванова из Иркутского района, О. Дунцова из Тулунского района, Л. Рогачева из г. Тулуна и другие). Для того чтобы полноценно защищать права работников, профсоюзам необходимо решать вопросы с работодателями, органами местного самоуправления, государственной власти. На плечах профсоюза остаётся и нормотворческая деятельность. Всё это – задачи настоящего и будущего.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры