издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Усть-илимские лебеди

Хочу поделиться впечатлениями о моей последней поездке в Усть-Илимск. Я знал этот город, когда ещё не было плотины ГЭС, когда река бушевала, яростно сопротивлялась покорению. Тогда я послал своей жене единственное, что мог: отправил из дощатого домика, который назывался почтамтом или ещё как-то, бандерольку с книжкой «Алые паруса» – какую же ещё? Очень скромное издание. Эта книжка до сих пор хранится в нашей семье.

Город памятен и друзьями. Там живёт Виктор Прокопьев, которого я называл героем-романтиком, ныне – заведующий отделом по работе с молодёжью ДК «Дружба».

Последний раз я был в Усть-Илимске десять лет назад. И назвал его для себя лебединым городом, белым городом. Думал: чем же он меня нынче встретит? И город не обманул мои ожидания. Он остался белым, городом солнца, так он построен ленинградскими градостроителями. Романтические идеи молодых архитекторов реализовывались именно здесь, в наших краях, и больше нигде.

Для нынешней поездки был особый повод. Наступил год 65-летия Великой Победы. Министерство культуры, областной центр народного творчества, областной совет ветеранов войны и труда объявили в честь знаменательной даты конкурс.

Очень интересно, как простой человек – ветеран или находящийся за учебной партой школьник, студент – ощущает это событие, как он  мог бы высказаться – не текстуально, не декларативно, а всем своим существом? Тогда объявили для творческих коллективов художественной самодеятельности тематический конкурс литературно-музыкальных композиций. Устьилимчане с предельной ответственностью отнеслись к этому. И пригласили нас.

И вот я, как посланец Центра народного творчества, в дорогом для меня Усть-Илимске.

Проехал по кольцу и пошёл в храм, которому всего-то десять лет. Он тоже белый, лебединый. Я сразу почувствовал, что у врат этого храма стоит какой-то крепкий, добрый, чистый во всех проявлениях человек. Так и оказалось. Отец Александр прошёл через Чечню, через сложные моменты жизни нашего общества. И он создал этот храм, где от волнения перехватывает дыхание.

Другое значимое место – краеведческий музей. Казалось бы, что такое краеведческий музей для города, которому всего-то тридцать лет?  Директор Наталья Викторовна Мишалкина, она же депутат городской Думы, смотритель музея Елена Юрьевна Логиновская несут в себе свет. Музей очень живой. Это, я бы сказал, музей-театр, что для меня стало полной неожиданностью. Экспонаты выставлены удивительнейшим образом. Реликвии, которым сто и более лет, поданы через чердак. Так это нетривиально придумано. Чердак, где хранятся предметы старины, – ёмкое понятие. Это умная режиссура. Есть отдел, где стоят чучела животных.

Дальше я направился, по своему служебному предназначению, в Усть-Илимский театр. Этот профессиональный театр возник из любительского театра Евгения Пиндюрина. Три часа  пролетели махом. Мы вместе жадно посмотрели новый фильм «Виля». 58 минут, затаив дыхание, погружались в необыкновенные, поучительные обстоятельства, в которых жил, творил, созидал народный артист России Виталий Венгер. В свою очередь мне показали видеозаписи работ Усть-Илимского театра. Это пока скромно и говорит скорее о том, как непрост момент перехода от любительского театра к профессиональному. К великому сожалению, я обнаружил потери в спектаклях, поставленных уже на профессиональный поток.

Наконец, самое главное, для чего я приехал, – Дворец культуры «Дружба». Он кипит, как муравейник, как пчелиный рой. Ежечасно идёт интенсивная эмоционально-психологическая работа. Веет неугомонностью и, поверьте, счастьем. Директор Дворца культуры Александр Семёнович Редьков – это особая статья, усть-илимская жемчужина.

А какие коллективы художественной самодеятельности! Дух захватывает!

Хор ветеранов войны и труда. Невозможно не затрепетать от почтения к этим людям, которые через песню высказываются со сцены, наверное, на самую дорогую для них тему. Хор ветеранов одет очень элегантно: вишнёвый фон, белые шарфики. Женщины и мужчины адекватны своему возрасту, смыслу, тексту и собственным ощущениям. Они пели попурри военных песен, очень грамотно сотканное, режиссёрски умело составленное Анатолием Михайловичем Луговским.

После концерта я попросил разрешения зайти в гримёрку. Там оказалась уйма родных и близких артистов, которые опекали их, помогали переодеваться, потому что все они люди почтенного возраста. Взволнованный, я сказал несколько слов: «Вы пели в финале песню «Поклонимся, поклонимся великим тем годам». А я хочу поклониться вам».

Другое усть-илимское чудо – ансамбль песни и танца «Сибирь», прежде очень известный. На смену уехавшему руководителю пришли молодые – удивительная танцевальная пара Перепелициных, Ольга Валерьевна и Андрей Владимирович. Я не знаю, как их Бог сюда занёс, но это счастье. Это как бы играющие тренеры. Вернусь к лебединой теме. Они создали музыкально-хореографическую композицию «Лебединая верность», где прекрасно солируют. Они вместе десять лет, но их чувства по-молодому свежи.

Удивительный хормейстер Жмурова Марина Геннадьевна сама поёт, и к ней подтягивается хор. Мастерски руководит ансамблем народных инструментов Ковыршин Виктор Фёдорович. Всё удачно рифмуется.

А как подана военная тема! Мать, потерявшая сына на фронте. Это как бы тема тем. Вышли девчонки из хореографического коллектива и стали молча отбивать каблуками дробь. На их фоне – молодой парень в военной форме. И появляется женщина в русском костюме и в чёрной шали. Женщина запела, но как! Профессионалы мне подсказали, что это не вокализ, не плач – это просто «вой».

Дроби и вой. Это было очень пронзительно. Рядом со мной сидела заместитель начальника отдела культуры Ирина Сергеевна Летунова, милейшая женщина. Я ощущал, что её всё это тоже прожигало.

Молодые руководители ансамбля откровенно поделились: «Наверное, ничего бы не получилось, если бы нас не объединила тема победы в Великой Отечественной войне». Они говорили об этом без всякого пафоса, как о чём-то близком и дорогом.

Я слушал и думал: какой замечательный город Усть-Илимск, какой он здоровый по духу. Здесь, на поле народного творчества, сердца поют чистым, незамутнённым звуком.

Я бы этой команде пожелал самого доброго пути, она для меня является таким символом, такой надеждой. В Усть-Илимске сегодня проживают 100 тысяч человек. Молодёжь уезжает и уезжает. А они – свет надежды.

Вот ещё любопытная деталь. Захожу в зал, заполненный родными самодеятельных артистов, участниками других художественных коллективов, и вижу… стол с красной скатертью, на нём лампу для приехавшего из области жюри. Первое, что я сделал, – выключил эту лампочку, чтобы убрать барьер. Я не мог быть за какой-то чертой: это вы, а это я…

Вернёмся к директору Дворца культуры «Дружба» Александру Семёновичу Редькову – в нём живёт такая любовь к своему делу и к своим подопечным, и в том, что происходит на сцене, – вся его жизнь. Я вспомнил и рассказал ему забавный эпизод. Когда я выпускал последний свой курс в Иркутском театральном училище, ребята на мою голову напялили шапку с козырьком с надписью «Батя». «Этот козырёк «Батя» я бы отдал вам, Александр Семёнович. Вы настоящий Батя». Он замахал руками: «Перекреститесь!»…

У нас много нелюбви, очень много нелюбви. А для меня Усть-Илимск явил любовь.

Валерий КИРЮНИН, главный специалист по любительским театрам  Иркутского областного центра народного творчества и досуга, для «Восточно-Сибирской правды»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры