издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутск – точка опоры

Два пленарных заседания состоялись в первый день официальной работы VI Байкальского экономического форума. Одно из них было посвящено инновационному развитию, что и отразилось в его названии: «Регионы России: модернизация и инновационное развитие». Второе пленарное заседание – «Сибирь – земля возможностей. Иркутск – точка опоры». Кроме того, в Сибэкспоцентре открылась I Байкальская венчурная ярмарка, а глубоководные аппараты «Мир» официально завершили свой трёхлетний научный марафон на сибирской земле. Конец дня ознаменовался торжественным приёмом в «Тальцах» от имени губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева.

«Призыв президента России Дмитрия Медведева заняться модернизацией мы восприняли как ключевую программу не потому, что ранее не понимали её важности, а потому, что сегодня страна более сильна и уверена, – заявил Дмитрий Мезенцев, открывая первое пленарное заседание. – Волею судеб и господа бога Иркутская область входит в пятёрку крупнейших регионов Российской Федерации по промышленному потенциалу. У нас много брендов: Санкт-Петербург, Москва, Путин, Медведев, есть бренд Байкал и новый бренд Сколково. Это новый проект, который поддерживается руководством страны, и мы надеемся, что ряд инновационных проектов будет реализован на территории Приангарья». Открывая дискуссию, губернатор отметил, что у Иркутска есть «нефантастические» шансы стать местом проведения G8 или G20.

На шестом БЭФе явно выражен крен в сторону сотрудничества со странами АТР. Китай, Япония и Корея уделили работе форума большое внимание. Экс-премьер Японии Йосиро Мори в приветственном слове напомнил, что недавно он похоронил в Шелехове часть праха жены своего отца. В связи с тем что Сибирь богата водой, он предложил подумать о её переброске в засушливые азиатские регионы. Французы заинтересованы в развитии туризма на Байкале. Маршал сейма Польши Богдан Борусевич выразил готовность поделиться с сибиряками польским опытом проведения реформ. Китай заинтересован в природных ресурсах Сибири, поэтому предлагает ускорить строительство трансграничных коммуникаций. Отсутствие инфраструктуры тормозит совместные проекты. Китайская сторона предложила создать некий фонд межрегионального сотрудничества, который займётся координацией российско-китайских проектов и будет аккумулировать средства на их реализацию.

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что модернизация – это вопрос выживания нашей страны, не больше и не меньше. Она должна носить общенациональный характер. В рамках первого пленарного заседания было рассмотрено четыре базовых вопроса: формирование спроса на инновации; инфраструктура для инновационного развития; инновационная активность крупнейших российских корпораций; модернизация финансовых институтов. С основным докладом выступил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Станислав Наумов.

Он делал акцент не столько на успехах в деле модернизации российской экономики, сколько говорил о проблемах в этом направлении. Рост валового национального продукта идёт медленными темпами, и тому есть причины. «Нельзя увлекаться только одним направлением развития – технологическим перевооружением. Надо действовать в комплексе, – заметил Станислав Наумов. – Создание нового инновационного продукта в рамках старой системы невозможно, значит, необходимо не только реформирование существующего промышленного комплекса, но и строительство новых производств».

Новым тезисом, прозвучавшим в его докладе, можно считать официальное признание, что субсидироваться должны не производители, а потребители. «В качестве цели мы ставим перед собой установление приемлемой цены на отечественную продукцию, для чего надо предпринять ряд мер на уровне государства», – сказал заместитель министра. Он считает, что цена предложения должна снизиться на 20-30%, а все экономические проекты – иметь чёткие индикаторы эффективности.

Одним из содокладчиков первого заседания БЭФа был глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Он заявил, что инновационное развитие – это «мост», по которому наша страна может перейти в разряд высокоразвитых государств, и основной опорой этого «моста» может и должно стать отечественное машиностроение. Сложная задача модернизации может быть решена только общими усилиями государства, бизнеса и общества. Глава «Ростехнологий» сообщил, что Союз машиностроителей России активно работает в регионах, и считает это направление очень важным, в том числе и в плане модернизации отрасли. Именно в регионах успешно реализуется программа утилизации легковых машин отечественного автопрома, инициированная Союзом машиностроителей. Большое внимание уделяется модернизации оборонно-промышленного комплекса России. Реализуются соглашения с крупными международными корпорациями (с европейским консорциумом «Airbus», с американской автомобильной корпорацией «General Motors» и другими).

«Развитие разносторонней технологической кооперации – одно из важнейших направлений работы, – отметил Сергей Чемезов. – Кроме того, наша задача – создание производств с конечной высокотехнологичной продукцией». Примером может служить реализация ряда проектов, в том числе по производству гидрогенераторов (совместно с компанией «Сименс»). Предполагается развитие в России машиностроительных центров с использованием высокотехнологичного оборудования.

Сергей Чемезов также заявил, что структурные реформы отраслей российской экономики идут неравномерно, и выразил озабоченность вопросами качества продукции и порой неоправданно высокими энергозатратами при её производстве. В числе проблем – дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров в сфере машиностроения, неиспользование научных разработок, нехватка собственных средств у предприятий, ограниченность бюджетного и внебюджетного финансирования. Необходимо увеличение финансирования, в том числе через создание внебюджетных фондов. Важная задача – расширение спектра производимой продукции.

Вслед за Сергеем Чемезовым слово взял заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» Пётр Щедровицкий. Он заявил, что разработка инновационных продуктов является жизненной необходимостью для корпорации. В числе наиболее перспективных направлений – развитие и продвижение разработок в области ядерной медицины, радиационного материаловедения, проекты и технологии управляемого термоядерного синтеза. Однако модернизации и инновационному развитию препятствует всё та же нехватка кадров, а также несовершенная нормативно-правовая база и неразвитая инфраструктура финансирования.

Президент ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Алексей Фёдоров в своём выступлении отметил, что необходимо улучшать качество и технические характеристики отечественной продукции, а также снижать её стоимость. Однако без усовершенствования технологий и внедрения новых решений это невозможно. Поэтому основной акцент нужно делать на разработку и развитие производства новых перспективных изделий и технологий, техническое перевооружение и эффективное расходование энергоресурсов.

К слову, на предприятиях авиастроительной корпорации успешно реализуются программы технического перевооружения. В числе лидеров по этому направлению Иркутский авиазавод, где создаётся пассажирский самолёт «МС-21». В целом, как отметил Алексей Фёдоров, отечественный авиапром остаётся локомотивом инновационного развития. Работа над самолётом будущего «МС-21» идёт по плану. «Самолёт практически обрёл свой облик», в 2014 году планируется выйти на сборку, в 2016 году – на серийный выпуск новой машины. Кстати, уже подписан первый контракт с Малайзией на поставку 50 новых самолётов «МС-21».

После завершения первого пленарного заседания форума Дмитрий Мезенцев и Сергей Миронов осмотрели экспозицию I Байкальской венчурной ярмарки. Как сообщила на церемонии открытия исполнительный директор Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования Альбина Никконен, зарегистрировано 260 участников, 30 экспертов в сфере венчурного предпринимательства. В программе ярмарки 14 секций, на которых будут обсуждаться развитие частно-государственного партнёрства, венчурного предпринимательства, инновации, риски и целый ряд других вопросов, которые помогут инновационным предприятиям получить деньги частных инвесторов. На ярмарке представлено 25 компаний и 7 проектов.

В рамках Байкальского экономического форума венчурная ярмарка проводится впервые. Сергей Миронов лестно отозвался о проектах, представленных на ней, и заметил, что проведение такого мероприятия в Иркутске – неслучайно. Тем самым регион подчёркивает свой выбор в сторону инвестиций и модернизации. «Не хотелось бы, чтобы иностранные партнёры смотрели в нашу сторону в ожидании сырья», – заметил губернатор во время пленарного заседания. Этот тезис проведён через всю работу форума. Всё направлено на то, чтобы показать: идёт активный поиск наиболее эффективных путей поддержки высокотехнологичных новаторских проектов. И венчурное инвестирование, безусловно, является одним из лучших инструментариев. «Венчурная ярмарка в рамках БЭФа – это уже веление времени, это наша реакция на идеи и предложения президента Российской Федерации о модернизации», – сказал Сергей Миронов, отметив, что этот инструментарий очень мало используется в нашей стране. В рамках ярмарки подписано два соглашения о сотрудничестве – между правительством Иркутской области, мэрией Иркутска, ОАО «Российская венчурная компания», ИНЦ СО РАН, а также между правительством Иркутской области и Российской ассоциацией венчурного инвестирования.

После серьёзных докладов о состоянии инноваций в российской экономике особенно приятно было выйти на улицу, под ласковое сентябрьское солнце. Здесь, около Сибэкспоцентра, на время форума поселился целый «Мир» – тот самый глубоководный аппарат, который три года бороздил байкальские глубины. И вот теперь отцы-основатели специально к БЭФу приурочили закрытие сезона. Оно состоялось здесь же при участии Дмитрия Мезенцева и Сергея Миронова.

«Миры» на Байкале» – совместный проект Российской Академии Наук, Фонда содействия сохранению Байкала и лично его руководителя Михаила Слипенчука, который сделал очень многое для того, чтобы «Миры» работали. Ещё было сказано, что это уникальный союз бизнеса и власти, прежде всего, региональной. «Мне тоже посчастливилось опуститься в прошлом году на дно Байкала, – заметил Сергей Миронов. – Могу только пожелать, чтобы эти уникальные аппараты и дальше продолжали свою работу на благо России и мировой науки в целом».

Михаил Слипенчук ответил не словом, но делом. Он напомнил: в этом сезоне «Миры» совершили 176 погружений, что является абсолютным рекордом. «В районе Кругобайкальской железной дороги были проведены подводные съёмки одного объекта. Теперь я хотел бы вручить вам от имени Фонда содействия сохранению Байкала небольшой сувенир в вашу богатую коллекцию», – заявил Михаил Слипенчук, вынул из кармана… «золотой» брусок и передал его Сергею Миронову со словами:

– А это «золото Колчака».

– Ну, скажите хоть, что это медь! Что народ-то подумает, – засмеялся Сергей Миронов.

– Это… «золото Колчака», – стоял на своём Михаил Слипенчук.

Этим и завершилась интрига с неизвестным предметом, якобы попавшим в поле зрения камеры в районе Кругобайкальской железной дороги. Вот так умирают легенды.

Право закрыть трёхлетний научный марафон выпало доктору наук, профессору, Герою России Анатолию Сагалевичу, который поблагодарил всех людей, так или иначе имевших отношение к экспедиции, всех, кто поддерживал «Миры» словом, делом или финансами. «Думаю, полученного материала учёным хватит на ближайшие 3–5 лет, – заметил Анатолий Сагалевич. – У этих аппаратов длинная история. Была работа в океане, была наука и были фильмы, которые смотрит весь мир».

Перед участниками пленарного заседания «Сибирь – земля возможностей. Иркутск – точка опоры» стояла непростая задача. С одной стороны, они должны были обсудить животрепещущие вопросы местного самоуправления: государственно-частное партнёрство, развитие малоэтажного жилищного строительства, новый облик российских городов. С другой – в программе заседания были монументальные доклады крупных корпораций, которые выстраивают экономику регионов Сибири и Дальнего Востока.

Эклектика в программе заседания обусловила весь ход дискуссии: то она яростно вспыхивала вокруг вопросов, волнующих мэров городов и руководителей муниципальных структур, то затихала, усыплённая монотонными отчётами корпораций и компаний.

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин много говорил о необходимости соответствия градостроения требованиям «зелёных» стандартов, которые оценивают здания преимущественно по снижению негативного воздействия на окружение. «Мы отстали в области формирования «зелёного» стандарта от прочих стран на 10–15 лет», – убеждён главный архитектор. А ведь эти стандарты в первую очередь формируют рынок строительных материалов и индустрии в целом.

Заместитель министра регионального развития Российской Федерации Юрий Осинцев рассказал, что его министерство настойчиво пытается добиться от городов создания градостроительной документации. «В ответ мы слышим истерический крик мэров, которым не хватает денег, – сказал замминистра. – Но мне кажется, что мэры просто привыкли, не имея генплан, делить точечную застройку и садить её на старые инженерные сети». Осинцев надеется, что совершенствование законодательства позволит прекратить эту порочную практику. Вместе с тем у министерства есть понимание того, что муниципалитеты нуждаются в финансовых ресурсах для решения этих задач: «Мы прорабатываем сегодня вариант по отмене льгот для федеральных собственников земель», – заявил Юрий Осинцев.

Это заявление не осталось без внимания участников дискуссии. «Насколько реальна отмена льгот федеральным землепользователям? – спросил губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин. – Если вы сделаете это, я добьюсь, как бывший мэр, чтобы вас наградили почётной медалью города Читы».

Член Государственной комиссии по развитию Сибири и Дальнего Востока, директор фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин убеждён, что сегодня города находятся в точке принятия исторических решений. Они стоят перед историческим вызовом, который сопоставим с глобальными изменениями, произошедшими в философии градостроения в 19-м веке или в 50-х годах 20-го века, когда началась массовая автомобилизация. Сегодня на города наступает новая экономика, новая мобильность. Муниципалитетам предстоит заново выбирать, опираться ли им в развитии на квартальную застройку или возвращаться к опыту микрорайонов, по-новому решать транспортную проблему, выводить из городской черты производственные зоны и реорганизовывать городское пространство. Предстоит решать задачу уникальности своего города в глобальном мире. Без этого невозможно создать привлекательную городскую среду и удержать население. Эта среда должна быть средой здоровья, ориентированной на интересы жителей. Одновременно при проектировании городов необходимо учитывать центры региональных рынков и ориентироваться на создание городских агломераций, убеждён Владимир Княгинин.

Сегодня в рамках БЭФа пройдут заседания нескольких «круглых столов» и другие мероприятия.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры