издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вспомнить всё

«Агломерация», «ВСТО», «Ковыкта», «ОЭЗ», «новый аэропорт», «региональная авиакомпания» – проекты, громко звучавшие на Байкальских экономических форумах (БЭФ) прошлых лет. Успешно реализуется только строительство ВСТО. Остальные идеи по-прежнему ждут своего часа. Вероятно, устав от громких инвестпроектов, Иркутская область на этом БЭФе решила ограничиться соглашениями и стратегическими договорённостями. Обсуждать деловые планы регион будет теперь чаще: БЭФ пообещали сделать ежегодным.

«Сделать из Иркутска Вашингтон»

Если вспомнить все БЭФы, то можно найти много-много любопытной информации. В 2004 году на БЭФе очень ярко, красиво была проведена презентация малазийской компании «Rimbunan Hijau Group», которая намерена была построить в Иркутской области завод по переработке леса на площадке Усть-Кута. Сегодня никакой «Rimbunan Hijau Group» в Иркутской области нет. В 2005 году компания сделала официальное заявление: проект СП в регионе «не представляет экономического интереса». Зато гигант лесной индустрии прочно обосновался на Дальнем Востоке. На БЭФе-2006 тогдашний губернатор Александр Тишанин пообещал «сделать из Иркутска Вашингтон». Тогда впервые зазвучало странное слово «агломерация». В попытке объединить Иркутск, Ангарск и Шелехов даже провели специальный круглый стол «Развитие мегаполисов в России: проблемы и перспективы». Как заявил тогдашний заместитель губернатора по социально-экономическому развитию Владимир Третьяк, «БЭФ – это площадка для принятия конкретных решений». И сообщил, что агломерация уже «начала стихийно формироваться» на базе трёх городов. Стихийно она формируется до сих пор: с уходом администрации Александра Тишанина этот проект канул в Лету.

Каждый год – новый аэропорт

За несколько дней до форума-2006 Александр Тишанин объявил, что с Минтрансом достигнута договорённость о строительстве нового аэропорта, и проект был презентован на БЭФе. Тогда Тишанин обещал начать его постройку в 2008 году. К 2011 году мы должны были иметь новый аэропорт. На БЭФе-2008 появился меморандум о строительстве нового аэропорта, подписанный министром транспорта Игорем Левитиным и тогдашним врио губернатора Игорем Есиповским. Он так и остался просто документом. Казалось бы, договорённость была достигнута на самом высоком уровне. Однако в итоге проект провалил госэкспертизу, инвесторов на Поздняково так и не нашлось, а выбранная площадка снова оказалась под вопросом. На нынешнем БЭФе Левитин изменил традициям и не стал подписывать очередное соглашение с областью по строительству аэропорта. Регион ограничился соглашением с РЖД по проекту реконструкции железнодорожного вокзала и созданию мультимодального логистического комплекса.

Вместе с новым аэропортом на БЭФе-2008 прогремели ещё несколько крупных инвестпроектов. Однако самые большие надежды прошлого форума впоследствии превратились в не меньшие разочарования. Печальная участь постигла идею создать региональную авиакомпанию на базе иркутского и красноярского аэропортов. На БЭФе «Серый дом» подписал соглашение о намерениях с «Интеравиа» и «Ростехнологиями» Сергея Чемезова. Для компании быстро придумали даже нелепое название – «Восточно-Западные авиалинии». Но потом случился кризис, «Интеравиа» «вылетела» из игры и обанкротилась. Так область лишилась партнёра, а нового не нашла. «Ростехнологии» из участия в «Восточно-Западных авиалиниях» вышли вообще как-то незаметно.

Это был не единственный провальный проект с участием «Ростехнологий». «Дочка» его корпорации Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий (бывший Тулунский гидролизный завод) законтрактовал продукции на сумму 180 млн. долларов. Для презентации чудо-топлива пригнали три «Лады-Калины», которые должны были совершить на нём автопробег Иркутск – Тольятти. И хотя машины завелись и даже поехали, наблюдатели ещё тогда заподозрили неладное: сами водители признались, что биотопливо на БЭФ привезли не из Тулуна, а из Москвы. И правда, после выпуска экспериментальной партии биобутанола «Ростехнологии» заморозили проект, уволив в 2009 году основную часть сотрудников комбината.

Сырьевое проклятье

Удачным примером стало строительство трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Проект начали обсуждать на БЭФе с 2004 года. За это время «Транснефть» построила первую очередь ВСТО Тайшет – Сковородино (Амурская область) и наладила поставки нефти в Китай. На очереди строительство второго этапа нефтепровода по маршруту Сковородино – Козьмино (Приморский край), которая позволит поставлять сырьё в другие страны АТР.

Провал многострадальной Ковыкты, похоже, признали все участники форума. С 2008 года ни одно выступление уже не содержало отсылок к планам по разработке расположенного на севере Иркутской области уникального газового месторождения. Зато памятно, как на третьем форуме в 2004 году министр МПР Юрий Трутнев пообещал, что лицензию по Ковыкте пересмотрят в «ближайший месяц». На БЭФе-2008 тот же Трутнев снова грозил отобрать у «РУСИА Петролеум» лицензию и «разобраться в вопросе» его освоения. «Мы не забыли про Ковыкту», – заверил Трутнев журналистов. А на БЭФ-2010 Юрий Трутнев и вовсе не приехал. Объект стоит замороженным, а владелец лицензии начал процедуру банкротства.

Реализация ещё двух проектов – цементного завода в Слюдянке и алюминиевого в Тайшете – тоже пока не увенчалась успехом. Первый намеревался построить «РАТМ Холдинг». Проект цементного завода на БЭФе презентовал сам генеральный директор холдинга Эдуард Таран. Он обещал, что производство на Быстринском месторождении начнёт строиться в 2008 году. 

Амбициозным планам не суждено было сбыться: завод построен не был. Более того, сам Эдуард Таран в конце августа попал под арест. Его подозревают в даче взятки. Развитие проекта Тайшетского алюминиевого завода «РУСАЛа» было менее трагично, но результат тот же. Ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса был сорван. Стройка стоит замороженной с 2009 года по сей день, несмотря на обещания самого Олега Дерипаски рассмотреть вопрос о её финансировании.

Хорошо забытое

«Качественный прорыв» в своё время области обещали проекты по инновациям и туризму. Так, на прошлом БЭФе презентовался ООО «НПО Байкал-Биосинтез» по производству лекарственных добавок. Тогда стало известно, что он получил поддержку в 130 млн. рублей одной из федеральных венчурных компаний. Впервые в области. Однако деньги до инновационной компании так и не дошли. Инвестор, у которого возникли собственные трудности, заморозил все ранее подписанные соглашения. Сейчас проект снова находится в подвешенном состоянии и его, как и прежде, выставили на форум. Только теперь – на Байкальскую венчурную ярмарку.

С туризмом тоже не заладилось. Особую экономическую зону (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа похоронили, не успев создать. Проект широко пиарили на прошлом форуме сам руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрей Алпатов и глава ОАО «Особые экономические зоны» Константин Жаботинский. Хотя и признавали, что Бурятия существенно опережает Иркутскую область в организации работы по ОЭЗ. Скептицизм некоторых экспертов, к сожалению, оправдался. Бурятские соседи преуспели в этом вопросе, а иркутская сторона о проекте как будто забыла. В результате ОЭЗ туристско-рекреационного типа пропала с площадок форума, но осталась в «Стратегии социально-экономического развития Иркутской области» до 2015 года. Единственное, чем обнадёжили область на БЭФе-2010, это интересом со стороны «французских делегатов». Впрочем, этот интерес, похоже, стал традицией форума: в 2004 году на площадке БЭФа тоже «тусовались» 40 представителей французского туристического дома.

Стоит признать, что не все проекты, хоть как-то связанные с прошлыми БЭФами, не удались. До сих пор работает подписанное тогда соглашение с Фондом содействия реформированию ЖКХ. Только в прошлом году область получила более миллиарда по программам фонда на ремонт домов и переселение людей из аварийного жилья. Правда, потом долго отчитывалась за потраченные деньги и рисковала потерять оставшуюся сумму, но, как бы то ни было, инвестиции в регион пришли. «Выжил» и проект группы «НИТОЛ», которая на базе «Усольехимпрома» развивает производство поликристаллического кремния и даже представила на днях предложение по созданию на базе предприятия целого промышленного кластера и российско-китайского машиностроительного предприятия. Кроме того, получило продолжение соглашение о сотрудничестве между «Серым домом» и «Объединённой авиастроительной корпорацией» по производству нового гражданского самолёта МС-21, который должен сменить Ту-154. Документ хотя и носил, очевидно, рамочный характер, но не испортил давние планы ОАК. Первый МС-21 на «Иркуте» планируется выпустить в 2014 году. При этом 140 новых самолётов уже продано. За прошедшие два года оправдал инновационные надежды Иркутский технический университет. Ему удалось «продвинуть» свой технопарк и получить статус национального исследовательского университета.

Соглашение о намерениях

БЭФ-2010 стал площадкой рамочных соглашений и договорённостей о намерениях. Крупные проекты, вокруг которых раньше разворачивалась работа форума, как будто исчезли. Ощущение дежавю у участников вызвал только Сергей Чемезов, который снова был одним из фронтменов форума. Других государственных олигархов и даже просто олигархов на нынешнем БЭФе не наблюдалось. «Ростехнологии» Чемезова опять подписали несколько соглашений. В частности, с Фондом содействия реформированию ЖКХ и «Объединённой авиастроительной корпорацией». У последней госкорпорация намеревается приобрести 50 новых самолётов МС-21. Про тулунский биобутанол Чемезов не сказал ни слова. И только журналисты травили байки в кулуарах, будто бы по залу форума пробегала некая женщина с криками: «Какой биобутанол?! Они там из сосновых опилок спирт гонят!».

Много вопросов вызвало соглашение, подписанное губернатором Дмитрием Мезенцевым и генеральным директором ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК) Александром Семенякой. Согласно договорённостям, АИЖК обязуется предоставлять целевые займы банкам для кредитования застройщиков и дольщиков, участвующих в строительстве жилья эконом-класса на территории области. И всё бы хорошо, если бы третьей стороной соглашения не выступил одиозный генеральный директор ОАО «Иркутское региональное жилищное агентство» Владимир Щербаков, на чьём проекте «Иннокентьевская слобода» неделей раньше губернатор поручил провести прокурорскую проверку.

Зафиксировано рамочное сотрудничество Федерального агентства по туризму и области. Дмитрий Мезенцев заключил с руководителем ведомства Анатолием Ярочкиным «соглашение о взаимодействии» на пять лет. «Мы подписываем соглашения только с теми субъектами Федерации, где видим ответственное отношение первых лиц к такой отрасли, как туризм», – процитировала пресс-служба правительства области Анатолия Ярочкина. С Внешэкономбанком вышло приблизительно то же самое: соглашение предполагает «совместные действия для рассмотрения возможности организации финансирования инвестиционных проектов, реализация которых планируется на территории региона». В дополнение пресс-служба правительства процитировала слова губернатора: «Мы являемся участниками знакового события, очень важного для развития Иркутской области. Подчеркну, что у этого партнёрства должно быть не только финансовое измерение, но также и деловое взаимопонимание и общее стратегическое видение».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры