издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Траектория селекции

Ставка на «чужие» сорта пшеницы себя не оправдала

Страда для сибирского крестьянина в этом году слегка затянулась. В Приангарье долго не могли закончить уборку те хозяйства и фермеры, которые сделали ставку на свердловский сорт Ирень и новосибирские сорта. Трудно пришлось и известному земледельцу Аполлону Иванову. У него тоже лишь в середине осени комбайны покинули поля. А ведь в СХ ЗАО «Приморский» наряду с пшеницей возделываются овёс и ячмень. Тысячу гектаров занимает горох, убирают его в самые ранние сроки. Пшеница представлена сортами, созданными в не менее суровой Бурятии.

– Надо самое серьёзное внимание обратить на сорта собственной селекции, засевать ими поля, – говорил на коллегии областного министерства сельского хозяйства начальник отдела растениеводства Владимир Решетский. – Желательно иметь несколько сортов.

Если перевести на язык родимых осин, то смысл сказанного можно выразить так: ребята, не увлекайтесь сортами, созданными далеко от нас, пускай и высокоурожайными. Многим рискуете. Вы же видите, кто впереди других шёл к финишу. Те, кто использовал пшеничку местной селекции. 

Агроном Решетский задел больной нерв хлебороба. Ибо от сорта зависит урожай, его качество, качество хлеба, клейковины, а в конечном счёте и доходы крестьянские. На мой взгляд, к сортовой проблеме сложилось два подхода. Один представлен в основном наукой, другой – теми, кто непосредственно работает на земле. Та и другая точки зрения имеют свою ценность, значимость и представляют интерес.

– В последние годы сеял Ирень, Селенгу, Новосибирскую 15, – говорит один из опытнейших хлеборобов Приангарья Алексей Сидоров, чьё хозяйство ООО «Наследие» находится в лесостепной Нельхайской зоне Аларского района. – От Тулунской 12 отказался. В урожайности уступает Новосибирской, а по клейковине несколько хуже Ирени. Нынче весна оказалась слишком холодной, поэтому решил не рисковать и Селенгу не стал сеять. Сорт всё-таки среднепоздний. Урожайность пшеницы составила 28 центнеров, а в амбарном весе – 25. Это, пожалуй, самый высокий урожай по району.

Другие ориентиры у Николая Антонова, который многие годы руководит «Веренским» Заларинского района. Хозяйство в настоящее время входит в состав СХПК «Окинский». Четвёртый год веренские механизаторы занимаются сортом Бурятская остистая. В первую весну 25–27 центнеров получили, а потом урожайность стала падать. Этот год особенно много тревог принёс, тепла было мало. Всходы были неравномерные, до октября массивы зеленели. В итоге по 13 центнеров взяли с каждого гектара. Хозяйство планирует переходить на Тулунскую 12.

Встревожен тенденцией снижения валового производства зерна и директор ОАО «Байкальская нива» (бывший совхоз «Байкал») Иркутского района Эдуард Давыдовский. Самый большой намолот предприятие имело в 2008 году – 5200 тонн, в следующем он упал до 4850 тонн, а нынче имели лишь 4000 тонн. Что касается сортов, то с наибольшей теплотой Давыдов-ский отзывается об Ирени. Возделывается три года, урожаи стабильные. Нет высоких за исключением одного поля, но и фактов резкого падения не наблюдалось. Средний показатель – 22 центнера. У Бурятской остистой колос очень большой, и это поначалу порождало серьёзные надежды, но тепла всё-таки не хватает. Не вызревает она в таких условиях. 

– Посеяли по парам Бурятскую остистую, и она долго сидела. Ей требуется 121 день, а у нас наиболее приемлемыми выглядят сорта с длиной вегетационного периода 90–105 дней, – говорит Эдуард Давыдовский. 

Зато соседи, хлеборобы ОПХ «Элита» Эхирит-Булагатского района, Бурятскую остистую нахваливают. Как известно, селекционеры, создавая этот сорт, ориентировались на получение кормовой пшенички, которую возделывали бы для птицефабрик. Однако в условиях нынешнего лета она опять получилась как продовольственная, поскольку имела 28% клейковины. И это несмотря на то, что немалая часть полей находится в лесостепной и притаёжной зонах.

– Бурятскую остистую сеем в степной зоне, на лёгких землях, а Тулунскую 12 – в лесостепной и притаёжной, на суглинках, – рассказывает Юрий Белоусов, который отвечает за растениеводство в хозяйстве. – Нынче  присушило хлеба на лёгких почвах, тем не менее пшеницы взяли по 23 центнера на круг. Бурятская остистая создавалась как кормовая пшеница, а у нас она и в этом году набрала достаточно клейковины. В одном месте рядом с этим сортом посеяли «тулунчанку», и та дала меньший урожай.  

А генеральному директору ЗАО «Иркутские семена» Юрию Ширяеву  учёные не рекомендовали заниматься Бурятской остистой в его элитхозе, который находится под боком у областного центра.

– Ирень и Новосибирскую 15 возделываем, – рассказывает главный агроном элитхоза  Елена Убайдуллаева. – Тулунская 12 была у нас, но урожайность Ирени намного выше. Последний раз Тулунскую сеяли восемь лет назад, я тогда только начинала работать и, естественно, по итогам одного года выводы о её свойствах делать не могу.  Недостатком Новосибир-ской является то, что она плохо обмолачивается, и мы, очевидно, будем отходить от неё.  

Как ни сложно складывались погодные условия, но хозяйство завершило уборку ещё до 20 сентября, получив с каждого гектара по 25,5 центнера. 

Информация, поступающая из разных мест, кое в чём повторяется. Общим местом во многих случаях являются сетования на недостаток тепла. Однако выводы Иркутскгидромета опровергают наши умозрительные оценки.

– Сумма эффективных температур составила в среднем по области 1350 градусов, – говорит ведущий сотрудник Иркутской метеослужбы Владимир Гонтарь. – В зоне Усть-Удинского, Балаганского районов этот показатель близок к норме, а в остальной территории даже превышает её. Например, в районе Хомутово это превышение составляет 90–100 градусов, ещё большее превышение в Киренске. Почему, спрашиваете, во многих хозяйствах затянулось созревание? Всходы появились намного позднее, и они не успели ухватить майское тепло и положительные температуры начала июня.

Нельзя не верить специалисту-агрометеорологу, но, с другой стороны, почему дачники нашего пригорода в начале лета жаловались на то, что многие культуры не всходят, огурцы не растут? Стоило мне в конце июля заняться почти безнадёжным делом и посеять овощные корнеплоды, как всё словно на опаре стало подниматься. Очевидно, сказалось то, что семена легли в тёплую и влажную землю.

Информация Владимира Гонтаря отнюдь не помогла распутать клубок сортовых проблем. И, как видим, даже среди соседей нет единства в том, какому сорту или сортам надо отдать предпочтение. 

Кандидат сельхознаук (Красноярск) Н. Козулина, ссылаясь на исследования своих коллег, отмечает, что «в Сибири наиболее приемлемы раннеспелые сорта, обладающие повышенной пластичностью. Характерной особенностью их должна быть высокая устойчивость к весенним заморозкам и региональным типам засухи. Они должны обладать способностью быстро созревать и давать качественное зерно в условиях пониженных температур и обильных осадков осени». Анализируя особенности местных (восточно-сибирских) сортов, автор утверждает, что их достоинством является стабильность основных элементов продуктивности и урожая по годам, что свидетельствует о высокой биологической пластичности сибирского местного сортимента. Это ещё раз подчёркивает необходимость развития селекции в местных условиях.

Сегодня работают  селекционные центры в Красноярском крае, Бурятии, Якутии, Кемеров-ской области, больших успехов добиваются творцы пшеничного колоса в Новосибирске, Омске, на Алтае… Просматриваешь родословную некоторых новых сортов, созданных в Сибири, и видишь, что тулунская пшеничка чаще других используется в качестве родителей. Ею даже в Северном Казахстане пользуются. А Тулунская опытная станция закрыта. Как отжившая свой век.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры