издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Про успех треугольника Рело и проблемы молодых педагогов

  • Автор: Ирина ЗЫРЯНОВА

Елена, Светлана, Татьяна, Екатерина и Александра сегодня учатся в институте математики, экономики и информатики ИГУ, куда на бюджетной основе поступили после окончания Иркутского педагогического колледжа № 1 сразу на третий курс. Но и сегодня они вспоминают о своей преддипломной практике, которая помогла им понять, что математика и педагогика в их жизни не случайны.

Лене Стародубцевой преподавать сложный и не всеми любимый предмет пришлось в непоседливых пятых классах иркутской гимназии № 3. «Всё зависит во время практики от методиста, то есть старшего коллеги, который будет тебя курировать, – считает девушка. – Мне повезло. Тамара Анатольевна Понамеренко – опытный педагог и подготовила детей к приходу студентки, объяснила, что от них зависит, захочет ли человек, то есть я, остаться в профессии или нет. Дети были безупречны. Даже слишком. Мне достался математический класс. Если кто-то жалуется, что школьники не понимают, плохо включаются в работу, то у меня было наоборот. Ребята делали всё быстро, заваливали меня вопросами. Я переживала: как быть для них интересной, какие дать им темы позаковыристее для изучения. Меня спас треугольник Рело. Я как раз писала дипломную работу на тему «Коллекция треугольников. Факультатив». Египетские треугольники мы рассматривали на примере архитектуры, а треугольники Рело искали на схеме двигателя автомобиля «Мазда».

Именно интеграция разных предметов может заинтересовать детей, вызвать у них интерес к познанию. В этом убедилась Татьяна Трофимова, которая обучала математике детей 5-х, 6-х и 7-х классов. В её занятиях большое место занимали экскурсии по городу, во время которых симметрию мира школьники изучали через симметрию архитектуры. «Дети очень любознательны и образованны, – заявляет Татьяна. – Все мои ученики знали о витрувианском человеке Леонардо да Винчи. Я, например, об этом «симметрическом человеке» великого художника узнала гораздо позднее. Мне было очень интересно общаться со школьниками: они умеют мыслить, высказывать свои убеждения. И тут как раз после наших занятий-экскурсий проходил конкурс, связанный с архитектурой. Ребята построили удивительные дворцы, которые хотели бы видеть на улицах нашего города».

С недоразумения началась практика Светланы Панфиловой. Однажды она опоздала, застряв в дорожной пробке, и попала на проверку внешнего вида школьников. Пока Света слушала, чего нельзя носить на занятия, у неё появлялись мысли потихоньку удалиться. Ведь все замечания касались и её лично. Светлана считает, что строгий дресс-код в школе совсем не обязателен: дети должны видеть, что их учителя такие же люди, их современники, а не ходячие авторитеты. Хотя, конечно, перебор в виде голых животов, яркой косметики, коротких или обтягивающих юбок тоже неуместен. «Я научилась во время практики держать внимание аудитории, говорить громко и чётко, показывать своё отношение к происходящему, – вспоминает девушка. – У меня был случай, когда мальчик обозвал девочку нерусского происхождения. Я не могла сделать вид, что этого не слышала. Мы долго с классом обсуждали тему толерантности в ущерб основному уроку. Но результат был достигнут: ученик извинился. Важно с детьми рассуждать, а не навязывать им свою точку зрения. И преподаватель большего добивается, если разговаривает с учениками на их языке». 

Катя Степанова проходила преддипломную практику в родной школе № 5 села Алзамай. Она одна из немногих, кто совсем не сомневался в выборе будущей профессии. Даже хотела сразу после колледжа идти работать. Однако от предложения продолжить учёбу в университете отказываться не стала. После предыдущих практик в иркутской школе № 19 начинающий педагог столкнулась с низким уровнем подготовки сельских ребят. Отчаиваться девушка не стала, а с помощью своей родной сельской учительницы Натальи Владимировны Холковой поменяла методики преподавания. Катя вспоминает: «Я поняла, что нужно учитывать индивидуальные особенности детей. Я учила математике ребят 7-х и 9-х классов и заметила, что семиклассники постоянно просились к доске, и неважно, знали они материал или нет. Видимо, в семьях им не хватало внимания, и я эту активность не пресекала. А среди девятиклассников, наоборот, был юноша, который всё знал и никогда не отвечал устно. Я давала ему возможность высказаться письменно. К сожалению, часто педагоги с большим стажем не хотят считаться с особенностями учеников, они требуют одинаковых результатов от всех».

Не питает иллюзий по поводу дружбы со старшими товарищами по цеху и Саша Ханхасаева. Молодые специалисты, по убеждению Александры, часто не желают идти в школу не только из-за маленькой зарплаты. Педагоги не хотят воспринимать младших коллег на равных. Ещё одна большая проблема – учителя из уважаемых, авторитетных людей на глазах превращаются в обслуживающий персонал. «Родители много требуют от школы, там должны их детей и воспитать, и обучить. Они же собираются только зарабатывать, а нести ответственность за будущее им некогда. Пока общество не поймёт, что образование подрастающего поколения – общая задача, никакие усилия учителей – и опытных, и молодых – не будут успешными».

Много говорят сегодня об инновациях в системе образования, о президентской инициативе «Наша новая школа». И действительно, пришло время перемен. Кажется, новые идеи  логично инициировать новым специалистам – сегодняшним выпускникам педагогических колледжей и вузов. Однако многие выпускники идут в сферу обслуживания, пытаются «перековать свои мозги» на специальности модные и оплачиваемые. Хочется талантливую молодёжь, пока государство решает вопрос повышения престижности и достойной оплаты труда педагога, удержать в школах, поддержать их первые начинания. Нравится студентам и преподавать, и с детьми работать. Нужно только, чтобы и общество ответило им взаимностью, чтобы дети, родители, старшие коллеги сказали молодым педагогам: «Вы нужны нам! Мы вас ждём!».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры