издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Помнит сердце, не забудет никогда…»

  • Автор: Мария НЕФЕДЬЕВА, 10 «А» Жигаловской общеобразовательной школы

Великая Отечественная война... Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жёны – мужей, дети остались без отцов. Горе, слёзы. Великая Отечественная война… Миллионы людей прошли сквозь эту битву, испытали ужасные мучения, но выстояли и победили. Победили все: и те, кто был на поле боя, и те, кто помогал в госпитале, и те, кто ждал победного конца войны вдали от сражений.

Девочке Майе, дочери фронтовика Василия Спиридонова, прошедшего всю войну, было пять лет, когда началась война. Но до сих пор она помнит всё, что происходило в далёком детстве. Моя учительница математики, скромная и застенчивая Майя Васильевна, проработавшая в школе полвека, о себе рассказывает скупо. Говорит, что жили они в селе Макарово Киренского района, неподалёку от родителей отца. Мать была безграмотной, в школе не училась и всю жизнь проработала в колхозе, а отец, окончив два класса, умел писать и читать. В семье было четверо детей, а Майя была самой младшей. 

– У нас в селе висело радио-«тарелка», 23 июня 1941 года по нему объявили о том, что фашистская Германия вероломно напала на СССР. И уже 24 июня военком всех призывников, в том числе и моего отца, выстроил на площади, произнёс речь, и они отправились на фронт. Так для нас началась война. Папа писал письма. Правда, они были малосодержательными. Но даже маленькие весточки нас радовали и успокаивали: главное – мы знали, что отец жив. Помню его письмо: «Здравствуй, дорогая семя (не «семья»! Он не знал, что есть «ь»): Тина, Витя, Римма, Нина и Майя. Я жив, здоров, того и вам желаю! А как вы?». Потом он получил ранение в горло, лежал в госпитале в Ярославле. Позже его отпустили на несколько дней в отпуск. 7 ноября отец приехал домой в санях, запряжённых лошадьми. Мы даже не узнали его, да и голос был другим из-за операции. 

Все военные годы помнятся постоянным чувством голода. Но самое яркое воспоминание – тот день, когда объявили об окончании войны. 9 мая 1945 года мы, ребятишки, играли на улице около дома. День был как по заказу: солнечный, яркий, тёплый. Вдруг в небе начал летать самолёт и в разных местах сбрасывать листовки, на которых было написано о том, что война наконец закончилась – мы победили! Все жители – и взрослые, и дети – испытали сильные эмоции: радовались, смеялись и плакали… Незабываемый день! 

А когда отец вернулся с фронта, он почти ничего не рассказывал ни о себе, ни о войне. Отец был коммунистом, человеком ответственным, спокойным и где-то даже застенчивым. Самое обидное то, что мы сами не расспрашивали его, не интересовались, как он воевал, как жил. А ведь столько можно было разузнать! Хотя бы какие у него были награды, ведь отец прошёл всю войну – от начала до конца, защищал Родину. И остался жив – самой высшей награды было бы мало. После войны отец прожил ещё шесть лет.

Казалось бы, ничего особенного не рассказала Майя Васильевна об отце – всё было так, как должно быть: пошёл на фронт, защищал Родину,  коротко сообщал о себе, о ранениях. О наградах не помнил («не за них воевали!»). 

Майя Васильевна Мурашова говорит, что каждую весну 9 Мая вспоминает пригожий денёк 45-го и чувствует, как наполняется сердце гордостью за отца и всех участников Великой Отечественной. Ей хочется, чтобы молодое поколение не узнало, что такое война. Чтобы помнило подвиг дедов. И радуется: «Как тепло на душе, когда молодые люди говорят о войне, о ветеранах – всё-таки помнят и знают всё то, что когда-то испытал мой отец».

Что гибель нам? 
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждём приказа нового,
И пусть
Не думают, что мёртвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры