издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Туристическое паломничество

Количество отдыхающих в Ниловой Пустыни растёт

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

«150 лет назад сюда привезли на телеге жену иркутского губернатора, а ушла она уже на своих ногах. Помогли целебные радоновые воды Ниловой Пустыни. С тех пор в их лечебном эффекте никто не сомневается» – эту историю местные жители любят пересказывать приезжим. Сейчас в курортном местечке в Бурятии одновременно останавливаются от 120 до 400 отдыхающих: проживают в девяти пансионатах и посещают одну водолечебницу, которая почти не изменилась с советских времён. Местные по-прежнему ездят в больницу и школу за десятки километров, а дорога на Ниловку остаётся гравийной. Однако в феврале для Ниловой Путыни случилась почти что революция. Территорию включили в республиканскую туристско-рекреационного зону экономического благоприятствования. В рамках проекта до 2016 года в Нилову Пустынь планируется инвестировать около 2,7 млрд. рублей частных и государственных средств.

Возвращение к источникам

«Не путать с одноимённым монастырём на озере Селигер», – предупреждает интернет-статья о курорте «Нилова Пустынь». Спутать действительно сложно: вместо Селигера – Байкал, вместо равнин – горы. Путь от Иркутска до Ниловой Пустыни на автобусе занимает почти пять часов, два из которых туристы едут по Тункинской долине. Удалённость места мало пугает приезжих: за пять лет поток вырос более чем в 13 раз. Так, если в 2005 году в Тункинский район приехали 12 тыс. человек, то в 2010-м – уже 163,3 тысячи, рассказывают в районной администрации. Говорят, что летом с вечера пятницы до вечера субботы сюда заезжает по две-три тысячи отдыхающих. 

Поворот с главной дороги на Нилову Пустынь означает, что сейчас начнётся гравийка. Несколько километров туристам приходится трястись в машинах и автобусах. Местные признают, что в отличие от приезжих уже не жалуются на дорогу, но очень надеются, что в ближайшие годы «аппендицит» на Ниловку отремонтируют. В планах – начать ремонт в 2012  году. Цена вопроса – 450 млн. рублей, хотя, отмечают в Тункинском районе, не факт, что в республиканском бюджете найдётся достаточно средств. На въезде в ущелье Ниловой Пустыни открывается вид на реку Ихе-Угунь, с которой уже частично сошёл лёд. Если верить справочникам, то зима здесь мягче, чем в Тункинской долине, и вообще свой микроклимат.

Население Ниловки всего 100 – 110 человек. Ещё столько же приезжих. Летом и ранней осенью их число достигает 300 – 400 человек. Тем не менее это лишь 37-38% от того турпотока, что был в Советском Союзе. Приезжие останавливаются в девяти пансионатах. До 1991 года гостиниц было больше: их содержали различные предприятия, которые направляли сюда на лечение сотрудников. К примеру, Иркутский масложиркомбинат или комбикормовый завод. Но в 1990-е пансионаты были закрыты. Сейчас в Ниловой Пустыни утверждают, что поток туристов снова начал расти. На курорт стали приезжать целыми семьями, бронируя четырёх- и трёхместные номера. «Катастрофически не хватает мест», – резюмируют в пансионатах. 

Первостроители

Удалённость Ниловой Пустыни мало пугает приезжих:
за пять лет турпоток вырос более чем в 13 раз

С дефицитом гостиничных мест в Ниловке начали бороться сразу несколько пансионатов. Первым новый корпус на 16 номеров построил пансионат «Энергетик» компании «Гранд Байкал». Теперь он является самым крупным в посёлке и может одновременно принять 105 человек.  Двухэтажное здание возвели всего за восемь месяцев, в него было инвестировано около 20 млн. рублей. Гостям провели экскурсию по номерам пансионата и  двум холлам, где, как это бывает в санаториях, находятся бильярдный стол, аэрохоккей, настольный футбол и большой телевизор. Вскоре здесь обещают открыть библиотеку. «Мы решили, что будет правильным открыть новый корпус и увеличить номерной фонд нашего пансионата, – рассказал на открытии генеральный директор компании «Гранд Байкал» Виктор Григоров. – Территория потенциально очень значимая. Тункинская долина, горы, кедровые леса, небо, великолепная погода, тишина и гармония – всё создаёт энергетический заряд. Плюс интересные условия с  точки зрения восстановительной медицины –  место находится почти на тысячу метров выше уровня моря». Виктор Григоров добавил, что санаторно-курортное оздоровление, по его мнению, особенно актуально с учётом того, что Россия находится на 98-м месте по продолжительности жизни, а Иркутская область по тому же показателю среди регионов занимает 78-е место. 

Проблему номерного фонда пытается решить и пансионат «Нилова Пустынь», который инвестирует  в свой новый корпус 10 млн. рублей, рассказал мэр Тункинского района Бурятии Николай Петухов. «Кроме того, у нас есть ещё один иркутский инвестор. Сейчас он делает отель в Аршане и собирается приступить к строительству в Ниловой Пустыни. Думаю, через два-три года здесь появится новый пансионат хорошего уровня», – добавил мэр. Тем не менее у Ниловки есть существенные препятствия в превращении во «всероссийскую здравницу», признают местные жители и гости.  «Мы проехали по посёлку, и заключение одно: не может быть современных международных стандартов качества при такой инфраструктуре. Важно, чтобы инвестиции пошли не только в строительство отелей, но прежде всего в инфраструктуру и лечебницу – главный продукт», – уверен Виктор Григоров. 

Бурятское СПА

Однако в феврале появился шанс, что вопросы инфраструктуры вскоре всё-таки будут решены. В этом году Ниловой Пустыни, возможно, повезло, как никогда. Территория вошла в список зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа республиканского значения и будет называться ни больше ни меньше «СПА-курорт «Нилова Пустынь». «Это большое событие для нашего района. Сейчас мы готовим проектную документацию и технико-экономическое обоснование, чтобы через два-три года сюда пришла инфраструктура – дороги, электроснабжение, возможно газоснабжение. Кроме того, мы намерены подавать в пансионаты питьевую воду, соответствующую всем стандартам», – отметил Николай Петухов. В рамках создания зоны инвесторам, строящим  новые объекты, будут предоставляться льготы по налогам на землю и имущество. Только в Нилову Пустынь по этой программе планируется до 2016 года привлечь порядка 2 млрд. рублей частных средств и около 700 млн. рублей из республиканского бюджета.  «Рекреационные возможности нашей долины мы должны использовать аккуратно, бережливо, но за счёт этого всё-таки получать социально-экономическое развитие»,  – добавил Петухов. 

Инициативу бурят поспешил поддержать иркутский инвестор – компания «Гранд Байкал». «Создание благоприятных условий необходимо для развития гостиничного дела. В случае, когда государство  делает за свои деньги проект планировки, инфраструктурные объекты, зонирует и выставляет готовые лоты, предлагая к тому же ряд льгот, инвесторы могут автоматически снизить срок окупаемости объектов с 15 – 19 до 7 – 11 лет, а в некоторых случаях до трёх-четырёх лет, – отметил Виктор Григоров. – Подход абсолютно правильный. Хотя надо признать, что для создания благоприятных условий у бюджета Бурятии гораздо меньше возможностей, чем у федеральной казны». Глава «Гранд Байкала» добавил, что Бурятия сейчас несколько опережает Иркутскую область в темпах развития туризма, действуя более современными методами. «Правительство Бурятии собрало хорошую команду, и она очень грамотно работает. Однако берег Байкала нельзя делить на восточный и западный. Известность озера в мире крайне низка: меньше процента населения Европы знает о существовании Байкала. Так что вопрос не в конкуренции, а в объединении усилий», – полагает Григоров.

Туристические кластеры 

Нилова Пустынь – это лишь одна из территорий, куда Бурятия намерена инвестировать. В списке «туристических кластеров» также Аршан, термальные источники Жемчуга, деревня Монды (российско-монгольская граница). «В программе социально-экономического развития Тункинского района до 2020 года в числе приоритетных направлений развития назван туризм. Планируется строить не только отели и дома отдыха, но и сопутствующую инфраструктуру», – отметил Николай Петухов. Помимо этого, по его словам, у района имеется утверждённая концепция развития туризма, рассчитанная до 2020 года. В ней предусмотрено привлечение 6,9 млрд. рублей до 2016 года. «Это частные средства, которые пойдут только на туристскую инфраструктуру – дома отдыха, кемпинги, сервисы, автозаправки», – пояснил мэр района. Ещё около 2 млрд. рублей из республиканской и федеральной казны будет направлено в создание базовой инфраструктуры (вода, дороги, энергоснабжение). 

В ближайших планах Тункинского района – войти в федеральную целевую программу, чтобы получить деньги на развитие территории термальных источников Жемчуга. В случае победы федеральный бюджет выделит 596 млн. рублей. «При этом мы уже подписали соглашения с инвесторами на 2,9 млрд. рублей. Среди компаний, желающих вложить деньги, есть и  иркутские, и бурятские, – рассказал Петухов. – Сами источники будут находиться под управлением муниципального предприятия, хотя, конечно, в будущем придётся ставить вопрос о вхождении инвесторов в долю». Оценивая реальность привлечения заявленных вложений, мэр отметил, что за последние три года район привлёк 1,16 млрд. рублей частных инвестиций. «Думаю, всё сработает», – заключил Петухов. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры