издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Грязные тайны

Мусорный кризис в Иркутске становится реальностью

  • Автор: Елена ДАВЫДОВА, Ольга ПЕТРОВА, для «Восточно-Сибирской правды»

В течение нескольких последних лет горожане наблюдают за тем, как Иркутск борется с мусором, а вернее, с его последствиями. Пока счёт не в пользу областного центра. Вместимости существующего полигона твёрдых бытовых отходов (ТБО) на пятом километре Александровского тракта хватит на полтора года. Увеличить его площадь на шесть гектаров городские власти обещают к 2012 году, однако специалистам регионального управления Росприроднадзора этот срок не кажется реальным, более того, вызывает сомнения. Слишком большую и сложную работу предстоит проделать. Возникает вопрос: куда девать мусор, когда полигон будет заполнен, а процедура по его расширению не завершится? Угроза мусорного кризиса становится реальной.

От полутора до пяти 

Иркутский полигон твёрдых бытовых отходов (ТБО) – это 41,8 гектара на пятом километре Александровского тракта. Участок в шесть гектаров был выделен МУП «Спецавтохозяйство» взамен переданного Иркутскому лесхозу участка земли в восточной части полигона. К захоронению ТБО муниципальное унитарное предприятие приступило в декабре 2006 года, рассчитывая на 9,4 года эксплуатации полигона. Однако по заключению экологической экспертизы, которую проводили в 2008 году, срок эксплуатации полигона будет исчерпан к 2013 году: за последнее время резко выросло количество отходов, которые поступают на захоронение. Только в прошлом году на полигоне было захоронено 2134400 кубометров мусора. 

Скорость, с которой заполняется самое большое хранилище отходов, внушает опасения. На 1 июля 2011 года городской полигон ТБО был заполнен на 81,2%, а его вместимости хватит на 1,5 года, сообщила и. о. начальника управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска Наталья Ступина. «Срок эксплуатации полигона и его проектная мощность подходят к концу», – сообщили нашему корреспонденту в региональном управлении Росприроднадзора (РПН). 

Другого мнения придерживается заместитель начальника отдела санитарного состояния департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта комитета по ЖКХ администрации Иркутска Вячеслав Чупров. Он полагает, что ресурса существующего полигона хватит на пять лет: «В Иркутске внедряют технологии, которые позволяют сократить объём поступающего на полигон мусора: появились точки по сбору стекла, компании ставят свои контейнеры, даже в секторе жилой застройки. За счёт этого и срок службы полигона увеличится».

В августе МУП «Спецавтохозяйство» установило в Иркутске урны для сбора пластика. Одна из них, решетчатая, жёлтого цвета, появилась рядом с памятником Александру III и явно диссонирует с общим стилем оформления набережной. Что не укрылось от мэра Иркутска Виктора Кондрашова, который в конце лета оценивал готовность областного центра к юбилею и Байкальскому экономическому форуму. Ноу-хау иркутского градоначальника разочаровало. «Когда контейнер заполнится, здесь будет гора мусора, – сказал мэр. – Такой вариант может подойти только для массовых мероприятий – привезли-

увезли. Необходим более эстетичный вариант, и выбрать его нужно по итогам конкурса». Это значит, что в нынешнем году система раздельного сбора пластика в областном центре работать не будет. 

Требуется увеличение 

Летом 2009 года депутаты Думы Иркутска проголосовали за расширение полигона. Как рассказал Вячеслав Чупров, первоначально планировалось увеличить площадь существующего полигона ТБО на 10 гектаров. Однако потом выяснилось, что под реальное складирование подходят только шесть гектаров. «На остальной территории неровный рельеф, поэтому хранить ТБО там будет сложно, – пояснил он. – Сейчас документы, каса-ющиеся расширения полигона, находятся в министерстве лесного комплекса Иркутской области. Главное – оформить всё в рамках закона, после чего можно будет приступить к строительным работам. Завершить их планируем к концу 2012 года. То есть с этой даты полигон будет работать уже на новой площади». 

Для расширения полигона предстоит сделать ещё многое: согласовать проект с проверяющими службами, провести государственную и экологическую экспертизы, получить разрешение на строительство, провести строительные работы, подписать акт ввода в эксплуатацию и изменить лицензию. Строительные работы займут порядка двух месяцев, сообщил Вячеслав Чупров. На вопрос, необходимо ли проведение общественных слушаний в данном случае, он ответил отрицательно. Прирезка будет осуществляться за счёт областного бюджета. «Регион сформировал программу прирезок по всей Иркутской области, в которую включились и мы. Общий проект уже передан в Москву», – отметил Чупров. 

Между тем представители Управления Росприроднадзора по Иркутской области были не столь оптимистичны насчёт сроков расширения полигона. «Учитывая весь объём необходимой работы, мнение о том, что процесс расширения иркутского полигона может быть завершён в 2012 году, вызывает серьёзное беспокойство, – сообщили нашему изданию в региональном управлении РПН. – Необходимо иметь в виду время на подготовку проектной документации по расширению полигона, организацию общественных обсуждений планируемой деятельности, определение места проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), оплату экспертных работ, проведение ГЭЭ и другого». 

В управлении РПН отметили, что государственная экологическая экспертиза может быть проведена территориальным управлением Росприроднадзора в случае делегирования ему соответствующих прав.  Но МУП «Спецавтохозяйство» с документацией по расширению полигона в управление не обращалось. Сама процедура проведения  ГЭЭ может занять два месяца, от одного до двух месяцев составляют срок представления документа на оплату и сама оплата. На процедуру общественных слушаний законодательство отводит полтора месяца. 

Не более чем отсрочка 

МУП «Спецавтохозяйство» попадает в поле зрения проверяющих уже не в первый раз. В конце прошлого года с проверкой на предприятие пришли представители службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области. «Были выявлены нарушения обязательных требований природоохранного законодательства РФ в части обращения с опасными отходами и охраны атмосферного воздуха», – говорится в официальном заключении, где перечисляется 12 пунктов нарушений. В их числе –  отсутствие производственного экологического контроля и первичного учёта движения отходов, специально оборудованных мест для временного накопления отходов 1–4 классов опасности, шести паспортов на отходы 4 класса опасности. 
Предприятие не смогло представить полных данных производственного аналитического контроля влияния полигона ТБО на подземные воды и почву, проверяющие обнаружили искажение экологической информации по охране атмосферного воздуха. Возникли вопросы и к кадровому составу. Например, в МУП «Спецавтохозяйство» не было эколога и специалистов, ответственных за обращение с опасными отходами и охрану атмосферного воздуха по цехам предприятия, а у руководителя предприятия отсутствовала специальная подготовка в области экологической безопасности. За выявленные нарушения предприятие привлечено к административной ответственности по статьям 8.1, 8.2 и 8.5 КоАП РФ. В полном объёме нарушения были устранены к 12 августа. Со следующей проверкой специалисты службы придут не ранее чем через три года.

Наши эксперты уверены: расширение полигона – только временная тема и областной центр нуждается в кардинальном решении «мусорной» проблемы. «Увеличение площади полигона ТБО в Иркутском районе может решить проблему с мусором только в том случае, если в перспективе для областного центра будет построен мусороперерабатывающий комплекс. Хотя этим нужно заниматься уже сейчас, как говорится, это вопрос вчерашнего дня, – отметил председатель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Думы Иркутска Александр Ханхалаев. – Конечно, земли у нас достаточно, но не до такой степени, чтобы постоянно выделять её под расширение полигона». 

С ним солидарен председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания Юрий Фалейчик. «Если захоронение мусора продолжится и не будут внедряться новые технологии переработки, то, сколько бы земли ни выделяли, обязательно наступит дата, когда полигон любого размера будет переполнен. Дополнительная прирезка территории – не более чем отсрочка», – уверен наш собеседник. 

Областному центру необходим как минимум мусороперерабатывающий завод. В мире отработаны подобные технологии, а вопросы утилизации решаются разными методами, в том числе и путём образования биогаза в качестве конечного продукта. Технология достаточно дорогая, но максимально близка к экологическим нормам. «Тема приемлемых для региона способов утилизации мусора – переработки или сжигания – требует изучения, чтобы потом, в виде некой областной концепции, её можно было предложить в качестве отправной точки муниципалитетам и операторам, работающим на этом рынке», – сказал председатель комитета.

Идеологии работы с мусором нет

Пока же в Иркутской области нет единой идеологии работы с мусором. Это связано с тем, что данная «тема» разделена между уровнями власти. Нет чёткой политики по обращению с отходами и в Иркутске. Решения по раздельному сбору мусора и расширению полигона можно назвать запоздалыми. Ведь для того, чтобы внедрить раздельный сбор мусора в Иркутске, могут потребоваться годы. Яркий пример – контейнер для пластика на набережной. За неделю там набралось не более 10 пластиковых бутылок, один полиэтиленовый пакет и упаковка от мороженого. Если учесть, сколько человек каждый день проходит по набережной с напитками, результат – мизерный. И если дальше важные решения будут приниматься только «по факту», мусорный кризис может стать реальностью. 

«В настоящий момент на сортировочных заводах отбирается от 7 до 15% вторичного сырья. Без тотального разделения отходов сокращение объёма мусора будет колебаться от 0,5 до 1% и существенно не отразится на продлении срока службы полигона», – отметил один из наших экспертов, пожелавший остаться неизвестным. По его мнению, декларируемые властями меры по улучшению ситу-

ации – «изображение деятельности для отвода глаз». «Реальных практических шагов по улучшению ситуации в МУП «Спецавтохозяйство» не предпринимается, – считает наш собеседник. – Если так будет продолжаться и дальше, то через два-три года город может оказаться на грани экологической катастрофы». 

Принимает или нет? 

Пока готовился этот материал, в редакцию поступило заявление от группы жителей областного центра, направленное губернатору региона, мэру Иркутска, в Законодательное Собрание Иркутской области и в городскую Думу. В нём говорится о том, что и без того заполненный полигон принимает мусор из Ангарска. На просьбу прокомментировать этот документ Вячеслав Чупров сказал: «Принимает, но только из Иркутского района. Из Ангарска и Шелехова не везут – там есть свои полигоны; может, раз в год привезут одну машину. В основном отходы поступают из Иркутска – 90–95%, остальные – из района, например из Хомутово». 

Однако когда наш корреспондент предоставил заместителю начальника отдела копию договора МУП «Спецавтохозяйство» с одним из предприятий, зарегистрированных в Ангарске, о приёме 15 тысяч кубометров мусора в месяц, ответ уже был другим. «Сейчас по факту заявления группы жителей Иркутска о том, что МУП «Спецавтохозяйство» ведёт приём мусора из Ангарска, проводится проверка», – сказал Вячеслав Чупров. Факт приёма мусора из Ангарска на иркутском полигоне нашему корреспонденту подтвердили несколько собеседников, работающих в сфере утилизации ТБО. И все они высказали своё недоумение по этому вопросу, ведь полигон в Ангарске в течение двух лет не поднимал тарифы на утилизацию. Видимо, у мусора действительно есть свои тайны. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры