издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Забуксовала на старте

В Иркутской мэрии подвели промежуточные итоги реализации программы по энергосбережению

В 2012 году на реализацию долгосрочной программы энергосбережения в Иркутске планировалось выделить из городского бюджета 390 млн. рублей. Однако финансирование мероприятий в рамках федерального закона №261 было сокращено почти в семь раз и составило 61 млн. рублей. В то же время проблема энергосбережения в Иркутске стоит особенно остро, ведь, согласно генплану города, в 2020 году увеличение потребления электроэнергии составит 557 МВт-ч, а тепла – 1286 Гкал-ч. О ходе исполнения программы и о первых итогах её реализации рассказала «Сибирскому энергетику» заместитель председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Иркутска Елена Суранова.

Долгосрочная программа энергосбережения на 2010–2015 годы была принята в ноябре 2010 года, однако предусмотренные в ней мероприятия на начальной стадии реализовывались очень медленно, исполнялись только ведомственные программы энергосбережения. По мнению Елены Сурановой, есть несколько причин, почему программа по энергоэффективности «забуксовала» с самого начала. Во-первых, некоторая инерционность и «задержка на старте» исполнителей и руководителей разного уровня, от которых зависит выполнение программ. Во-вторых, неясность по объёмам финансирования: на 2010 год какие-либо расходы в бюджете вообще не планировались. В-третьих, последствия общемировых кризисных явлений. Среди плюсов в реализации программы Елена Суранова отметила, что благодаря внедрению энергосберегающих технологий потребление тепла в образовательных учреждениях Иркутска сократилось почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. 

Промежуточные итоги и вполне реальные планы 

Говоря о промежуточных итогах реализации программы, Елена Суранова рассказала, что в течение 2011 года выполнены работы по ремонту сетей электроснабжения, замене коммерческих приборов учёта электрической энергии, трансформаторов. Во многих учреждениях образования заменены оконные и дверные блоки, выполнены работы по ремонту систем водоснабжения и водоотведения, во всех МОУ введены в эксплуатацию водомерные узлы. «Несмотря на многие положительные моменты, такие как создание саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, появление на рынке энергоаудиторских компаний, есть и большой минус, – отметила Елена Суранова,  –  это слабая осведомлённость руководителей предприятий и частных компаний, бюджетных организаций о требованиях закона об энергосбережении». 

Администрация Иркутска намерена в ближайшие три года сэкономить 36 млн. рублей при действующих тарифах на тепло в образовательных учреждениях за счёт установки автоматических систем регулирования тепловой энергии. Внедрение систем начнётся в 2012 году. В настоящее время комитет по ЖКХ совместно с департаментом образования работают над соответствующим проектом. Пилотный проект по внедрению автоматизированных систем учёта и регулирования на объектах социальной сферы начнёт действовать  с начала следующего года, – рассказала Елена Суранова. –  Разработан инвестиционный проект, охватывающий 125 объектов». 

Второй энергосберегающий проект, который администрация Иркутска намерена растиражировать по всему городу, – это проект по мониторингу наружного освещения в микрорайоне Солнечный, где на каждой светоточке установлены датчики, позволяющие отображать их в режиме онлайн. «Сегодня огромные деньги идут из бюджета на освещение города, и мы озадачены этой проблемой, – отметила Елена Суранова.  – К примеру, в 2009 году на электроэнергию для уличного освещения города было потрачено 17 миллионов рублей, а за 9 месяцев 2011 года – 34 миллиона рублей. При этом значительного роста количества  светоточек не было. Это следствие введения нерегулируемых тарифов». 

Мониторинг наружного освещения позволяет в режиме онлайн выявить, где перегорел фонарь, зафиксировать нелегальную врезку в электросети, несанкционированное открытие трансформаторного шкафа и так далее. А сейчас администрация ежегодно объявляет конкурс на  содержание и обслуживание уличного освещения. Организация, выигравшая тендер, отправляет ремонтную бригаду, составляет дефектную ведомость и так далее. При этом необходимо тратить время, ГСМ, деньги на оплату труда. Содержать уличные фонари очень накладно. А внедрение этого проекта позволило сократить средства на оплату за электроэнергию на 28% и на содержание ремонтной бригады более 30%. «В следующем году мы планируем провести конкурс по заключению энергосервисного контракта. Та коммерческая организация, которая выиграет конкурс, и будет в течение 4-5 лет обслуживать уличное освещение в городе», – отметила Елена Суранова.  

Потерянный год

Но одно дело – реализовать удачный демонстрационный проект, совсем другое – сделать учёт и контроль энергопотребления обыденной реальностью. «Проблемы эксплуатации оборудования, использование результатов мониторинга в практике договорных отношений и в финансовых расчётах, неотлаженность нормативных документов, противоречивое отношение населения, ресурсоснабжающих организаций, чиновников муниципальных служб к новациям в коммунальном хозяйстве – то, с чем мы сталкиваемся сейчас», – перечислила Елена Суранова. 

По её словам, в задачи программ по энергосбережению входит активное вовлечение всех групп потребителей в процесс ресурсосбережения. Но в действительности мы пока не наблюдаем активного вовлечения руководителей бюджетных организаций и предприятий, различных групп населения в процесс энерго- и ресурсосбережения, отметила Суранова. До конца 2012 года предстоит осуществить энергетическое обследование госучреждений, крупных предприятий, поставщиков энергоресурсов и воды. Работы по энергообследованию имеют право проводить только юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, являющиеся членами саморегулируемой организации в области энергетического аудита. По итогам обследования энергоаудиторы должны составить паспорт объекта, в котором должны быть отражены нормируемые и фактические показатели расхода энергоресурсов и воды, потенциал энергосбережения и рекомендуемые мероприятия с указанием затрат на них и сроков окупаемости оборудования. По непонятным причинам не проявляют активности руководители предприятий, чьи объекты подпадают под процедуру обязательного энергообследования, подчеркнула Елена Суранова. По её словам, на обследование крупного промышленного объекта может уйти год и более. 

К тому же собеседница «СЭ» говорит о значительном сокращении средств, заложенных на реализацию программы. «Мы делаем всё, чтобы их увеличить и привлечь внебюджетные средства, – сказала она. – Возможно, некоторые мероприятия будут «отодвинуты» на более поздний срок».  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры