издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутское время Юрия Левитанского

  • Автор: Станислав ГОЛЬДФАРБ

(Продолжение. Начало в №№ 19, 22, 25, 27, 30, 33, 36, 39, 42, 45, 50, 52, 55, 58, 61, 64, 67, 70, 73, 76, 79, 85)

В 1949 году у поэта Юрия Левитанского множество событий, больших и маленьких, важных и не очень. Он участвует в различных творческих конференциях, его поэзия всё востребованнее, а голос – слышнее. Выходят новые книги, маститые писатели столичных городов обращают внимание на иркутского поэта. 28 февраля Юрия Левитанского принимают кандидатом в члены Союза писателей.

«Есть среди вас талантливый человек…»

В сентябре в Иркутске открылась Творческая конференция писателей Иркутской области. По названию она могла сойти за очередную рабочую встречу местных литераторов, а по сути стала центральным событием года и одним из важнейших идеологических мероприятий даже не Союза писателей СССР, а ЦК ВКП(б) или даже лично Сталина. Ибо главным мотивом и по времени, и по содержанию, главным рефреном конференции было постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». И сюда в Иркутск отправили немало столичных чиновников от литературы, известных литераторов.

Порядок проведения конференции утвердили следующий.

Вначале должен был выступать первый секретарь Иркутского ВКП(б) с докладом «по случаю»: «Перспективы развития Восточной Сибири и задачи писателей Иркутской области». 

И сама тема, и постановка вопроса говорили о многом. Во-первых, первому секретарю предстояло говорить обо всей Восточной Сибири и, соответственно, ставить задачи для громадного региона, который занимал всё более и более значимую роль в экономике СССР. Во-вторых, признавалось, что писатели играют в этих перспективах важную роль, иначе не стоило бы проводить подобное меро-приятие в масштабах страны. Было бы достаточно собраться «по-семейному», в своём кругу и обсудить, кто что сочиняет, пишет и как зовёт к новым трудовым подвигам.

Политическую преемственность курса партии должен был отражать доклад ответственного секретаря Иркутской писательской организации Молчанова «Работа иркутских писателей после постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград».

Разумеется, ожидался доклад кого-то из крупных литературных чиновников. 

После этих трёх выступлений предполагался собственно литературный разговор – о творчестве иркутских литераторов должны были говорить члены выездной бригады Союза писателей.

20 сентября 1949 года  конференция начала свою работу. 

Поэтический дар Левитанского отметил в своём выступлении Иван Молчанов: 

«Наши поэтические ряды после войны пополнились очень свежим дарованием. В наши ряды вступил поэт Юрий Левитанский. После первого удачного сборника стихов «Солдатская дорога» Юрий Левитанский выступил со вторым сборником – «В таёжном гарнизоне». Левитанский одним из первых включился в освещение послевоенной жизни Советской армии. Цикл «В таёжном гарнизоне» показывает напряжённый будничный труд воинов Сибири, их боевую учёбу в годы послевоенной сталинской пятилетки. Во второй книге лучше, чем в первой, освещаются темы социалистического строительства в Сибири. Но это только начало. Лучшие стихотворения цикла второй книги «Генеральный план», «Комсомольская юность» показывают, что автор находится на правильном пути, но ему предстоит сделать очень многое для того, чтобы развернуть дарование».

Мимо творчества молодого Левитанского не прошёл и глава выездной делегации Союза писателей Борис Горбатов. «Живёт здесь у вас талантливый человек Юрий Левитанский. Он приехал позже в отряд иркутских поэтов и сразу заявил о себе энергично, интересно, индивидуально. Есть у него и своя тема, и свой хороший публицистический  порыв в поэзии. Мне нравится, что он пишет вольно. Мне нравится, что он иногда свои стихи строит как вольную поэтическую речь. Его публицистика настоящая, органичная, уверенная, всегда согревает поэзию, и, конечно, глубоко неправы многие образованные наши критики, а на самом деле выдающие своё невежество в области вкуса, утверждающие, что настоящая поэзия существует в полный разворот там, где существует только пейзаж, только лирическое чувство, какой-то  признак отвлечённости. Неверно. И поэтому лучшие газетные строки представляют собой иногда большую политическую ценность, чем стихотворения, написанные в так называемом журнальном плане… Я считаю, что настоящее гражданское чувство, политическое чувство, партийное чувство присутствуют в настоящей поэзии как составная и основная его часть. И у Левитанского эти свойства поэта и публициста, разговаривающего с современниками о современности, разговаривающего на языке человека партийного, заинтересовавшегося тем, что делается вокруг, являются его отличительной чертой».

23 сентября выступал поэт Александр Яшин, который, как считается, сыграл важную роль в судьбе Левитанского – поспособствовал его переезду в Москву: «Юрий Левитанский – это настоящий поэт. Советский поэт. Когда видишь такие стихи, читаешь их и чувствуешь, что это может быть написано только в наше время, раньше так не писали. Видишь, что у советской поэзии есть свой стиль, свой язык, что мы в этом отношении ушли далеко вперёд».

Константин Седых: «Мне очень нравится поэтический голос Юрия Левитанского. Когда читаешь его стихи, то чувствуешь, что товарищ очень хорошо и плодотворно учился у наших мастеров советской поэзии. Он владеет очень образным словом, умеет находить соответствующую форму для выражений, наконец, для жанровых сцен, для жанровых картин из жизни офицеров и бойцов, особенно в последнее время».

Никонов, редактор газеты «Советская молодёжь»: Вчера здесь выступал наш поэт Юрий Левитанский. Мне хотелось бы сегодня поговорить о нём. Левитанского любит молодёжь. Мы знаем песни его о красавице Ангаре и о нашем городе, которые поют в колхозах, на улицах  в городе и т.д. Тов. Левитанский – способный, талантливый поэт. Но интересную позицию занял он по отношению к нашей газете. Я несколько раз слышал его выступления в «Восточно-Сибирской правде», здесь. У него во всех выступлениях всегда звучит одно и то же. Это похоже на выступление одного древнего полководца, который всегда заканчивал такими словами: «Впрочем, Карфаген должен быть разрушен». Тов. Левитанский, о чём бы он ни говорил, заканчивает всегда редактором газеты: плохи редакторы, они не пускают его стихов. Он говорит о том, что в редакции существует вкусовщина. Мы склонны думать иначе. Он приносит стихи и приходит со своим мнением. В редакции его стихи обсуждаются коллективно. Обсуждает не только редактор… В последних разговорах он вообще отказался писать в газету. Мне кажется, что это вредно и для вас, и для газеты, а самое главное, это вредно для читателей, которые ждут хороших, интересных стихов».

Это совещание 1949 года в Иркутске для Левитанского стало настоящим прорывом, а в личном плане, возможно, судьбоносным. Его не просто заметили писатели из столицы, высоко  оценили литературные чиновники. Ещё один иркутский поэт, пусть с помощью заорганизованной конференции, получал всесоюзную известность. Это во многом облегчало судьбу рукописей, позволяло надеяться на творческие поездки, на более внимательное отношение столичных издательств. Оставалось ждать новых книг в Москве и сибирских издательствах. И они не преминули появиться.

Так прошёл ещё один год иркутского времени Юрия Левитанского. Было много творческих командировок. Складывается впечатление, что Марков и Молчанов таким образом прятали его от греха подальше в сибирской глубинке. И по его стихотворениям знакомишься с географией поездок: Ангара, Лена, Витим, Чита. В эту последнюю командировку, уже на исходе 1949 года, он отправился на отчётно-выборную конференцию писателей Читинской области.

(Продолжение следует)

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры