издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Гораздо страшнее, когда за вами бежит слон»

  • Автор: Яна ВАСИЛЬЕВА

Голос телеведущего Николая Дроздова знаком каждому. Между тем услышать его вживую сентябрьским утром можно было в одном из иркутских торговых центров, где бессменный ведущий программы «В мире животных» открыл фотовыставку, которая непроизвольно переросла в почти двухчасовую лекцию о природе Байкала. Позже на пресс-конференции Николай Дроздов сказал, что впервые побывал здесь почти 40 лет назад. О том, как с тех пор изменились эти места, а также почему вегетарианцем быть выгодно, а вот иметь много пиджаков – нет, он рассказал всем, кто пришёл его послушать. Оказался в числе собравшихся и корреспондент «Иркутского репортёра».

Посетители одного из иркутских торговых центров стали гостями лекции телеведущего и известного российского учёного-зоолога Николая Дроздова. Первоначально он должен был лишь открыть выставку «За чистое будущее озера Байкал» (организованную при участии программы развития ООН, журнала National Geographic и воды Bonaqua) и коротко рассказать о представленных на ней фотографиях, однако в итоге почти каждый второй снимок стал для Дроздова поводом для воспоминаний. Причём если в начале необычного лектора окружали в основном журналисты, фотографы, операторы, то к концу прогулки собралась большая группа зрителей. «Это что, Дроздов?» – подходили с вопросом удивлённые прохожие и тоже оставались послушать.

Как оказалось, вспомнить  о Байкале Дроздову есть что: впервые он побывал здесь почти 40 лет назад. Тогда, по его словам, это были по-настоящему дикие места, до многих уголков было невозможно добраться из-за бездорожья. «Зато из Улан-Удэ тогда летал самолёт прямо в Давшу – сердце Баргузинского заповедника, старейшего в России. Потом за ненадобностью этот рейс отменили», – рассказывает Николай Дроздов.

С тех пор он приезжал сюда не раз и не два. Несколько раз с научно-исследовательскими целями. Потом привозил съёмочную группу «В мире животных» и вместе с директором Баргузинского заповедника снимал отсюда передачи. Затем стало понятно, что нужно привлекать кого-то на международном уровне. «Считаю, очень важно, что удалось сюда привезти Джеральда Даррелла, как раз когда он делал свой 13-серийный фильм о нашей стране. К тому времени он был уже известен во всём мире, объездил Америку, Австралию, Африку, а его сериал назывался «Даррелл в России». И всем было понятно, что именно он снял», – рассказывает сейчас Николай Дроздов, который был его спутником во время съёмки нескольких серий, в том числе о Байкале.

Следующим шагом стала работа с каналом BBC и одним из самых знаменитых в мире ведущих и натуралистов Дэвидом Аттенборо, вместе с которым они снимали 6-серийный фильм «Царство русского медведя» (одна из серий фильма также была снята на Байкале). Причём, как объяснил Николай Дроздов, «не мы просили их о сотрудничестве, а они просили нас, рвались сюда». 

– Хотя всегда ведущим своих фильмов был сам Дэвид Аттенборо, но когда его группа собралась сюда, он сказал, что будет просить, чтобы сериал вёл я, – вспоминает лектор. – Аттенборо объяснил это тем, что никогда не был в СССР и ничего не знает о России, а Дроздов знает всё.

Любопытно, что тогда же благодаря приезду английских операторов удалось добиться разрешения съёмки на дне Байкала. «Пожалуй, здесь у меня это было самое интересное приключение», – говорит Дроздов. Погружаться пришлось дважды, причём не на таких приспособленных кораблях, как современные «Миры», а в «Пайсисах», которые куда менее комфортные и вдвое меньше по размеру. «Внутри было холодно, – вспоминает он, – плюс 4 градуса. Мы не сидели, а, изогнувшись, лежали на дне этого шара, приникнув к иллюминатору. Но мы увидели потрясающую подводную жизнь. Думаю, что этим я, кажется, также внёс какой-то вклад в популяризацию Байкала».

– Позже вы где-то говорили, что это погружение стало одним из самых страшных моментов вашей жизни, – сразу напомнили Дроздову журналисты.

– Второе погружение действительно было опасным, – ответил он, – когда мы в «Пайсисе» забрались в одно подводное ущелье, а на обратном пути застряли и никак не могли выкарабкаться оттуда. Даже раздавили один из наружных фонарей, и у нас погас свет. Капитан судна сказал, что надо сообщить наверх. Но я не согласился: «Не надо, подождём, может, обойдётся». Так что наверху никто не знал, что у нас происходит. Мы долго толкались, но потом спиной всё-таки выбрались из этого ущелья. А так, конечно, ничего страшного не было. Гораздо страшнее, когда за вами бежит слон и вам некуда спрятаться. Потому что от слона даже на дерево не залезешь. 

Были у собравшихся и другие вопросы к Николаю Дроздову. Например, по поводу того, почему он решил стать вегетарианцем и с 1975 года не изменил этому правилу. Ведущий программы «В мире животных» на это ответил, что думал о вегетарианстве и раньше. Однако решающей стала поездка в Индию вместе с режиссёром Александром Згуриди, научным консультантом которого он являлся во время съёмок фильма «Рики-тики-тави».

– Там я увидел не просто перепечатки йоговских упражнений, какие тогда можно было найти в Москве, а философию йоги, что есть животных аморально, потому как мы не имеем права ни у кого отнимать жизнь. С другой стороны, есть животных ещё и неэкономично. Вспомните пищевую пирамиду: сначала идут растения, потом растительноядные животные, а венчают её хищники. Чтобы выжило определённое количество растительноядных, нужно определённое количество растений. А вот чтобы прожить одному хищнику, ему для пропитания надо в 10 раз больше растительноядных животных. Если же мы опустимся на одну ступень ниже, то есть из роли хищников перейдём в роль растительноядных, у нас освободится масса времени и пространства для выращивания растительной продукции.

В качестве примера он привёл опыт человекообразных обезьян – шимпанзе, горилл и орангутанов, которые являются «убеждёнными вегетарианцами». «Горилла вообще ничего мясного не ест, только листву и мелкие плодики, шимпанзе подбирает каких-то насекомых, но при этом какая у них мощная сила в мускулах! Значит, без мяса такое тоже возможно. Поэтому вегетарианство очень полезно, в том числе для прочищения организма и мозгов», – сказал Дроздов. И ту же в качестве самого веского аргумента добавил: «Я вторую половину жизни не ем ни мясо, ни рыбу и, как видите, жив».

Интересовало журналистов и то, как выжить в современном обществе, в котором прогрессирует культ потребления и, как следствие, природные ресурсы истощаются, а всё больше территорий загрязняется мусором. Ответ телеведущего на это был на удивление прост. «Помочь здесь можно только своим примером», – сказал он. И объяснил, что имел в виду: 

– Когда я пришёл на телевидение, всегда ходил в одном костюме. Я с детства был так приучен: пока не износил одну вещь, родители вторую не купят. И вот когда я уже три года вёл передачу, меня однажды вызывает редактор и говорит: «Нас удивляет, почему у вас все костюмы так похожи. Мы сколько вас снимаем, у вас одни серые костюмы». Я говорю: «А он у меня один». Они удивились: «Как один? Так купите другой, хотя бы ещё один». И тогда я купил второй костюм другого цвета, носил их по очереди, но тут же начались проблемы. То ключи в другом костюме оставишь, то паспорт, то пропуск на телевидение. Так что даже два костюма – это уже по большому счёту излишество. А иметь роскошный набор – этого вообще никому не надо. Поэтому у меня и сейчас два-три пиджака. И я не собираюсь их копить, так же как машины и всё прочее.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры