издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Больше в яму не поместится»

  • Автор: Яна ВАСИЛЬЕВА

Немецкая опера в постановке немецкого режиссёра, которую исполнят Иркутский симфонический оркестр под управлением дирижёра Илмара Лапиньша и бурятские солисты. Полгода напряжённых репетиций и всего четыре исполнения – два в Иркутске и два в Улан-Удэ. Постановка оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» обещает стать самой масштабной музыкальной премьерой сезона. Первыми её увидят бурятские зрители, где два премьерных спектакля назначены на 11–12 октября, а уже 16–17 октября она будет исполнена в столице Приангарья, на сцене музыкального театра имени Загурского.

Хотя музыкальный сезон в разгаре, никого из солистов Губернаторского симфонического оркестра нет в Иркутске. Вместе с дирижёром Илмаром Лапиньшем они временно перебрались в Улан-Удэ. Сейчас там идут последние приготовления к премьере оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец», намеченной на 

11–12 октября (затем все дружно отправятся в Иркутске, чтобы 16–17 октября показать оперу иркутскому зрителю). Там же с 29 сентября находится и немецкий оперный режиссёр-постановщик Макс Фрай. «Он известен тем, что организовал балы в Лейпцигской опере, является директором нескольких музыкальных театров земли Бремен, а также ставил спектакли в Москве», – представил популярного музыкального деятеля Германии и одного из главных участников проекта директор Иркутской филармонии Дмитрий Поблинков.

Работа над проектом, приуроченным к году Германии в России, инициатором которого при этом оказалась Республика Бурятия, началась в мае. Тогда господин Фрай впервые побывал здесь на прослушивании и сразу остановил выбор на музыкантах Иркутского губернаторского симфонического оркестра и солистах Бурятского театра оперы и балета.

– Не все города России могут похвастаться такими коллективами, как наш губернаторский симфонический оркестр, – объяснила причины, почему решено было объединить два коллектива, начальник отдела профессионального искусства и организационных работ областного министерства культуры Наталья Васильева. – У наших соседей такого мощного коллектива нет, но зато у них есть голоса и колоссальный опыт постановки оперных спектаклей.

Что касается выбора репертуара, то тут, по словам Дмитрия Поблинкова, не последнюю роль сыграло умение дирижёра иркутского оркестра Илмара Лапиньша «обращаться с Вагнером, с этим сложнейшим музыкальным материалом». Есть объяснение и тому, почему было решено поставить именно «Летучего голландца». 

– В 2013 году исполняется 200 лет со дня рождения Рихарда Вагнера и 170 лет с момента первой премьеры этой оперы, – рассказала директор Губернаторского симфонического оркестра Ирина Касьянова. При этом «Летучий голландец» не настолько известен, как тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунгов», и довольно редко идёт у нас в стране: с начала 2000 годов было всего три-четыре постановки этой оперы», последняя – в 2004 году на сцене Большого театра в Москве.

В общей сложности в проекте занято больше 100 человек. И это не считая работников сцены, которые отвечают за звук, свет, подготовку декораций, костюмы и прочий оперный антураж. К слову, для разработки художественного стиля будущей постановки бурятская сторона привлекла достаточно известную московскую художницу Марию Вольскую. «Номинант театральной премии «Золотая маска» 2011 года», – уточнил Дмитрий Поблинков.

Действие получается во всех смыслах масштабное. Только общее звучание оперы – два с половиной часа. Поэтому уже решено, что в постановке будет не один, а два антракта. На сцене помимо 10 солистов также будет находиться хор из 50 человек. Все партии только на немецком языке. «Таково желание Илмара Лапиньша и Макса Фрая», –  объяснили организаторы. В новых условиях предстоит работать и музыкантам Иркутского симфонического оркестра. «Они впервые садятся в оркестровую яму, – рассказала Ирина Касьянова. – Вообще это достаточно редкий случай для симфонических оркестров: обычно, наоборот, оперные коллективы выходят на сцену». Всего для исполнения музыки привлечено 63 солиста оркестра, хотя, как говорят организаторы, можно было бы привлечь ещё больше музыкантов. «Но больше в яму просто не поместится», – говорят они.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры