издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Урожайное время

И на сибирских просторах можно успешно заниматься хлебопашеством

– Удивительно – когда прошёл мощный снегопад и все поля вокруг завалило, нас беда стороной обошла. Лишь одно поле чуть зацепило, – рассказывает Алексей Сидоров, глава ООО «Наследие» Аларского района.

Хозяйство, которым руководит Сидоров, находится в самой сердцевине района, на нельхайской земле. Была здесь когда-то Нельхайская МТС, которая обслуживала ближайшие колхозы, в дальнейшем на колхозной базе создали огромный совхоз «Нельхайский». Словом, место обжитое, однако 1990-е годы, казалось, и здесь поставили крест на сельском хозяйстве. Но, как сейчас выясняется, есть у сибирского крестьянства нечто неискоренимое — это тяга к земле, верность хлебному полю. Во время смены эпох Сидоров работал агрономом в Усольском районе, в овощеводческом совхозе. Тогда очень популярной была тема «самостоятельного хозяйствования на земле». Она увлекла и молодого агронома. Начинал с небольшого участка. Но год от года он прирастал, и несколько лет назад фермерское хозяйство было реорганизовано в ООО «Наследие». 

Сейчас в бывшем фермерском хозяйстве тысячи гектаров пашни. Когда Алексей Сидоров начал называть показатели урожайности, я был немало удивлён.

– Ячмень дал 29 центнеров зерна, овёс — 30 центнеров. Хорошо показала себя Ирень. Держал её до последнего. Вызрела, причём вместе с подгоном. Высокое содержание клейковины. А вот Селенга на этот раз подкачала.

Вновь поразил работающий недалеко от Сидорова фермер Пётр Молев. Ещё в  сентябре его поля радовали полновесным колосом. Сколько же именно они дали?

– На лучших полях ячменя получили по 38,8 центнера. Это сорт Биом таким урожаем нас одарил. Селенга дала по 31 центнеру. А в Аргалее — это степная зона — с двух полей по 31-32 центнера взяли, – рассказывает Молев. 

Но ещё больше достойны уважения результаты ЗАО «Монолит» Тулунского района. По словам директора Владимира Шупранова, у них даже Новосибирская-29 вызрела. Урожай очень хороший, и, что особенно важно, в зерне свыше 30% клейковины. Причём качество её очень высокое.

– Я не собираюсь её  продавать, будем сами хлеб выпекать, – говорит Шупранов.

Эти примеры, а их можно продолжать и продолжать, говорят о том, что нашим земледельцам удаётся нащупать свою дорожку к урожаю. До сих пор удивляюсь прозорливости двух Ширяевых — Юрия Матвеевича и Сергея Леонидовича. В конце июля их поля в элитхозе ЗАО  «Иркутские семена» как будто не обещали рекордного урожая. Пашня явно ощутила горячее дыхание засухи и зноя. Но приближалось время жатвы, и специалисты, грубо говоря, зачесали в затылке. Лето на исходе, а поля не желтеют, наоборот, зеленеют от набиравшего силу подгона. Была выбрана сложная стратегия страды: часть хлебов скосили на свал, и потом в валках они доходили, часть обработали сеникаторами, а остальное убирали напрямую. Когда подсчитали, то оказалось, что с каждого гектара взяли свыше 29 центнеров зерна.

Нынешний сельскохозяйственный год показал: на иркутских просторах можно успешно заниматься хлебопашеством. И если область окончательно повернётся лицом к селу, то деревне будет по силам полностью обеспечить наши города и посёлки  продовольственным хлебом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры