издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За верную службу и радение

Реликвии из сокровищницы музеев Московского Кремля в Иркутске

  • Автор: Софья ШЕМЯКИНА, научный сотрудник музея, для «Восточно-Сибирской правды»

Представленные на выставке «От Петра Великого до Павла I» ценные экспонаты славного 18 столетия позволят нашим современникам ощутить дух этой эпохи – эпохи кардинальных перемен, времени расцвета Российской империи, времени освоения Сибири, укрепления русской государственности в Зауралье.

Особое место на выставке занимает группа мемориальных серебряных изделий, связанных с освоением Сибири в XVIII веке. Среди них – серебряная кружка, выполненная в начале XVIII столетия иностранным мастером, пожалованная Петром I в 1708 году иркутскому воеводе стольнику Лариону Акимову Синявину за «ево к нам государю верную службу и радение»; выдающиеся по своим художественным качествам изделия мастеров Тобольска, выполненные для Дениса Ивановича Чичерина, губернатора Сибири. Предметы из сервизов принадлежали семье губернатора и изготовлены мастером-серебряником Петром Шимгиным. Он виртуозно владел техникой чернения драгоценных металлов, которой славились русские мастера. Рядом с этими предметами экспонируется табакерка, выполненная, скорее всего, по заказу Чичерина. На её крышке рельефом нанесена карта Сибири с обозначением сибирских рек и поселений, а на дне табакерки – карта восточной части России от Якутска до Анадыря, на которой особо отмечены «вновь сысканные Алеутские острова». 

Особое место на выставке занимают предметы церковного обихода: комплект облачений священнослужителей, серебряные кресты, потир и оклад на Евангелие, покровцы, вышитые золотой нитью и жемчугом, – ими во время литургии накрывались потир и дискос. Иностранцы всегда отмечали обилие жемчуга на одежде царя и иерархов церкви. Они воспринимали его как часть русского быта, как символ всего русского. Жемчуг добывали в реках на севере Русского государства, привозили с берегов Персидского залива и Чёрного моря. Затем камень нужно было подготовить. Например, чтобы просверлить мелкий жемчуг, необходимо было сверло, не превышающее толщины человеческого волоса. Вьётся жемчужный орнамент в виде растительных побегов по краю пелены, выполненной по заказу Екатерины II для украшения ризницы Благовещенского собора Кремля. Российские императрицы, следуя многовековой традиции, заботились об украшении кремлёвских храмов. Подвесная пелена к иконе «Христос Вседержитель на престоле» из местного ряда иконостаса Благовещенского собора демонстрирует бережное отношение к древним святыням: на бархат 18 века наложены серебряные пластины-дробницы 16 века с резными изображениями святых. Настоящий исторический раритет. Благовещенский собор, как и другие соборы Кремля, был разграблен во время Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон вошёл в Москву. Сохранилось лишь немногое из утвари соборов, что успели вывезти из столицы вместе с драгоценными предметами из Оружейной палаты. А вот кремлёвский Чудов монастырь был уничтожен уже в 1929-1930 годах. Наперстный крест и панагия из этого монастыря поражают блеском и красотой драгоценных камней – бриллиантов и изумрудов.

Что ни экспонат, то бесценная реликвия

Выставка из музеев Московского Кремля восхищает блеском, изяществом и изысканностью изделий из драгоценных металлов, выполненных как русскими, так и иностранными мастерами. Потребности императорского двора обеспечивали серебряники не только Москвы и Петербурга, но и Германии, Англии и Франции. Елизавета Петровна заказала во Франции в 1757 году сервиз, который стал называться Парижским. На выставке он представлен канделябром. 

Статус человека 18 столетия определялся количеством у него серебра и золота. Екатерина II, будучи в быту довольно скромным человеком, понимала, что убранство Зимнего дворца должно быть роскошным, а для своих фаворитов не жалела никаких денег. По заказу императрицы в Париже, в мастерской мастера Ретье, был изготовлен серебряный сервиз, состоящий из трёх тысяч предметов, который она подарила графу Орлову (после его смерти сервиз был выкуплен в казну). Екатерина делала подарки своим внукам в виде статусных маленьких серебряных кофейных сервизов, выполненных придворным ювелиром Бломом. На выставке они представлены отдельными предметами. 

Серебро всегда было желанным подарком. Великолепны серебряные ковши, которые, как правило, жаловали за заслуги перед Отечеством, серебряные блюда – их подносили монарху от подданных. Большое блюдо с вензелем Екатерины II под императорской короной работы московского мастера Алексея Полозова было поднесено императрице по случаю её восшествия на престол. Блюдо другого мастера, знаменитого Алексея Раткова, с черневыми аллегорическими изображениями, представляющими Екатерину II как просвещённого монарха, было подарено императрице жителями Смоленска.

Серебряное блюдо – подарок Екатерине II

До 18 века на Руси не знали таких форм посуды, как, например, бульотка (в переводе с французского это чайник), или такого предмета, как табакерка. В век просвещения в России стали нюхать табак и табакерок понадобилось великое множество. Их делали из драгоценных металлов и минералов. Разработка месторождений минералов на Урале и в Сибири в 18 веке привела к созданию гранильных фабрик. К началу 1780-х годов технология обработки самоцветов достигла совершенства. Представленные на выставке табакерки и украшения – пример великолепного сочетания серебра, золота, драгоценных камней с яшмой, агатом, халцедоном, марказитами (серный колчедан).

На выставке из музеев Московского Кремля есть витрины, в которых представлены предметы, говорящие о великой страсти русских монархов – охоте: золотая пороховница с вензелем Елизаветы Петровны, винтовка, патронташ и чепрак Екатерины II, седельные пистолеты Петра II. И Елизавета Петровна и Екатерина Великая были прекрасными наездницами и страстными охотницами. Елизавета Петровна предпочитала охоту из шалашей, а Екатерина – соколиную. Когда Екатерина умерла, с ней умерла в России и эта царская охота – соколиная.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры