издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прогнозируемое будущее

Тарифы на тепло, энергию и газ будут определять на 5 лет вперёд

  • Автор: Сергей ИСПОЛАТОВ

Не позднее 2016 года тарифы на тепло, воду, газ, электричество и канализацию будут устанавливаться на 3–5 лет, а не на год вперёд, как сейчас. Таким образом государство надеется создать условия для модернизации коммунальных и энергетических активов и остановить процесс ветшания сетей. Но после фактически полного провала подобных новшеств в электросетевом комплексе властям придётся приложить дополнительные усилия, чтобы убедить бизнес в безопасности вложений.

Накануне нового года президент Владимир Путин подписал закон, изменяющий порядок регулирования тарифов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также водоотведения. Согласно документу, ставки тарифов будут определяться на основе долгосрочных параметров, утверждаемых на срок от трёх до пяти лет. Порядок, по которому будет проходить процедура, ещё предстоит определить правительству страны. К 1 января 2016 года власти намерены отказаться от предельных (максимальных разрешённых) цен на тепло, воду и канализацию, они будут заменены базовыми параметрами. 

До сих пор тарифы на теплоснабжение и другие услуги ежегодно определялись по методу «затраты+», то есть исходя из ожидаемых трат на содержание системы и минимального уровня прибыли. Такая  модель не стимулировала компании сокращать издержки: обновление котельных и сетей приводило к снижению эксплуатационных расходов и, соответственно, уменьшало тариф на следующий год. В таких условиях динамику расценок не мог предсказать никто, в том числе и сам регулятор, то есть государство. Банки неохотно шли на кредитование сектора, так как не понимали, какую выручку получат компании уже через год и смогут ли тогда возвращать займы. 

Введение долгосрочного тарифообразования не означает автоматического отказа от методики «затраты+». Тепловики по-прежнему могут формировать расценки исходя из прогноза затрат, которые в течение 3–5 лет будут индексироваться по утверждённой формуле. Но основная цель поправок — подтолкнуть бизнес к переходу на более прогрессивные модели тарифообразования: доходности инвестированного капитала (RAB) либо индексации необходимой валовой выручки (НВВ). RAB ориентирован на компании, которым необходимы значительные инвестиции, и гарантирует возврат вложений. НВВ во многом схожа с RAB, но более направлена на мотивацию самой компании к повышению эффективности. 

Переход от ежегодного к долгосрочному регулированию тарифов является благом как для производителей, так и для потребителей, единодушны эксперты и участники рынка.  

– «Правила игры» лучше знать заранее. Долгосрочное тарифообразование позволяет планировать развитие энергомощностей и создаёт прозрачные условия, понятные потребителям на годы вперёд, – отмечает заместитель генерального директора по продаже энергоресурсов ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко. 

Грамотная реализация новой модели тарифообразования позволит ликвидировать наиболее острые проблемы сектора. Это, прежде всего, износ оборудования и сетевого комплекса. Не секрет, что последние десятилетия сектор существенно недофинансировался. Старая модель не позволяла привлекать достаточные средства для обновления сетей и котельных. По итогам прошлого года, в целом по стране было заменено лишь 2,4% сетей, когда как при нормативном сроке службы 25 лет этот показатель должен составлять 4%. Для плавного восстановления системы сейчас ежегодно нужно модернизировать уже 6% сетевого комплекса, поделился на прошлой неделе расчётами замминистра энергетики Михаил Курбатов. В противном случае число аварий, отключений тепла и света в домах граждан будет постоянно расти. 

Рост тарифов в этих условиях неизбежен, вопрос лишь в том, насколько безболезненным он будет. Одним из проблемных узлов остаётся перекрёстное субсидирование, когда крупным предприятиям приходится «доплачивать» за мелких потребителей и население. Предприятия уже идут по пути минимизации затрат за счёт использования собственных ресурсов. Так, Ангарская нефтехимическая компания закрыла часть потребностей в тепле, сжигая отходы производства. На новом этапе при дальнейшем росте нагрузки для промышленности экономически окупаемым станет строительство собственной генерации. «Самообеспечение» крупных потребителей радикально решит проблему «перекрёстки»: бремя содержания сетей и централизованной генерации целиком ляжет на плечи всех остальных, что приведёт к обвальному росту тарифов. «Величину перекрёстного субсидирования необходимо снижать, иначе конец нынешней системе придёт естественным путём», – полагает Олег Причко. 

Дальнейший рост тарифов на тепло в рыночных условиях неизбежен, полагают эксперты. При нынешней модели энергетикам нужно всё больше средств для «латания дыр» в стремительно стареющих трубах. Долгосрочное тарифо-

образование позволит привлечь средства в модернизацию энергосистемы. Финансовый результат  энергетиков останется на прежнем уровне — на первом этапе массового обновления затраты, вероятно, будут увеличиваться даже более высокими темпами, объясняет Причко. Но эти вложения необходимы всем  для обеспечения надёжности и эффективности, а также сдерживания темпов роста в будущих периодах. Рост тарифов подтолкнет потребителей более активно экономить энергоресурсы, так что фактические затраты  реально минимизируются.  Очень показателен пример Иркутска,отмечает топ-менеджер «Иркутскэнерго», где свыше 85% объёма потребления измеряется приборами учёта. Несмотря на бурный рост в эти годы жилищного строительства, можно было бы предполагать одновременный рост потребления тепла, но он практически не изменился. Эффект от энергосбережения налицо.

Не исключено, что «Иркутскэнерго» может перейти на долгосрочные тарифы уже с 2014 года. «Сейчас региональные власти утвердили индексацию ставок на текущий год. Мы будем оценивать все варианты и связанные с ними риски, после чего определимся с дальнейшими действиями», – говорит Олег Причко. Наиболее предпочтительной моделью для компании является RAB, обеспечивающая условия для эффективной модернизации. Но пока чётких гарантий возврата инвестиций нет, окончательное решение будет приниматься исходя из дальнейших действий регулятора, добавляет он. 

Сейчас государство определилось лишь с базовыми принципами. Для запуска долгосрочного регулирования в теплоснабжающем секторе необходимо будет разработать и принять значительное количество подзаконных актов, методик и прочее, отмечает аналитик «ВТБ-Капитал» Михаил Расстригин. Хотя попытки внедрить «RAB в тепле» в европейских регионах России уже были, однако признать их успешными вряд ли можно. Так, ТГК-4 пыталась организовать совместное предприятие по управлению теплосетями с французской компанией Dalkia: власти пилотных регионов, первоначально согласившись на введение RAB, затем решили пересмотреть тарифы для сдерживания цен на тепло. ТГК-1, также намеревавшаяся перейти на RAB с 2013 года, не смогла утвердить параметры перехода и тарифы, отложив проект. Получается, что RAB в тепле внедрять можно, но на практике его пока нигде нет, резюмирует Расстригин.  Испугала бизнес и ситуация с введением RAB в электросетях: согласовав не всегда обоснованные инвестпрограммы сетевых компаний – пилотных подразделений «Холдинга МРСК», власти затем пошли на попятную, решив ограничить рост цен на электроэнергию (на долю услуг по передаче приходится около половины стоимости) в предвыборный период. 

Теперь государству придётся найти дополнительные аргументы, чтобы убедить бизнес, что ситуация с RAB в электросетях не повторится в тепловом секторе. Первый шаг на этом пути власти попытались сделать в новом законе. В нём прописано, что в случае изменения ранее согласованных тарифов организации, работающие по ним, смогут в обязательном порядке получать компенсацию в размере недополученных доходов. Так, для «Иркутскэнерго» (выручка от продажи тепла в 2012 году около 16 млрд. рублей) снижение утверждённой индексации на 1% обернётся недополучением сотен миллионов рублей в год. По логике вступивших в силу поправок, эти деньги должны быть возмещены энергетикам из регионального бюджета. Однако президент оставил за правительством право изменения параметров долгосрочного регулирования без компенсации недополученного дохода в случае «существенного ухудшения экономической конъюнктуры». Впрочем, по действующему пока законодательству деньги нельзя будет получить даже в том случае, если правительство региона пересмотрит утверждённые параметры регулирования без санкции федеральных властей. Бюджетный кодекс РФ чётко прописывает случаи материальной ответственности бюджетов всех уровней, и такая ситуация не предусмотрена. Так что гарантии могут стать реальностью лишь после внесения поправок в кодекс. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры