издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Триллер на большой сцене

  • Автор: Леонид КРУТОВ

Новый спектакль Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова «Наваждение Катерины», вышедший на большой сцене 9 февраля, сегодня является одной из самых кровожадных постановок репертуара. Без дураков — это готовый театральный триллер. Впрочем, это неудивительно, ведь основой к нему послужила повесть Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» — наверное, самое страшное классическое произведение русской литературы.

Как называл её сам Лесков, это мрачная история о сильном и страстном женском характере. Вспомним её первые строки: «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета». Повесть была написана в 1864 году в жанре очерка и должна была стать началом цикла о русских женщинах. Планировалось, что вслед за «Леди Макбет» (купчиха) напишутся «Грациэлла» (дворянка), «Майорша Поливодова» (старосветская помещица), «Февронья Роховна» (крестьянская раскольница) и «Бабушка Блошка» (повитуха). Однако замысел так и остался замыслом, а Катерина Львовна Измайлова вошла в историю русской литературы как одна из самых жестоких женщин. Нигде в классической русской прозе вы не найдёте такого сюжета, где было бы столько страшных убийств, совершённых представительницей «слабого» пола.

Впрочем, режиссёр спектакля — художественный руководитель Минусинского драматического театра, заслуженный деятель искусств России Алексей Песегов – постарался снизить градус жестокости, описанной в произведении. Недаром его постановка получила название «Наваждение Катерины» и имеет в программке приписку: «Возможные события в двух действиях». В его версии всё происходящее на сцене случилось лишь в воображении главной героини. Для того чтобы это было понятно зрителям, автору постановки пришлось даже немного изменить оригинальный текст. Так, спектакль начинается с эпизода в церкви (чего нет в повести Лескова). Катерина Измайлова (ещё одна замечательно сыгранная роль молодой актрисы Анастасии Пушилиной) в момент венчания замечает в храме молодого человека, который одним взглядом, будто змей-искуситель, уже соблазняет её. Она закрывает глаза, и всё остальное действие происходит уже в её голове. Молодой красавец Сергей (роль обольстителя досталась Дмитрию Акимову) сначала проникнет в её собственный дом в качестве приказчика, а затем в душу и сердце, погубив тем самым не только её родственников, но и её саму.

– Если даёшь обет перед Богом и начинаешь грешить, рано или поздно тебя настигнет расплата, — говорит режиссёр спектакля Алексей Песегов. — Поэтому я делал постановку как спектакль-предупреждение: мы пытаемся предупредить зрителя, что подобное может произойти. Эпизод, когда Катерина приходит в церковь и видит там Сергея, является ключевым в спектакле. На самом деле она понимает, что одним только взглядом или мыслью уже изменила мужу.

Кстати, постановка имеет кольцевую композицию: в финале зритель вновь возвращён в церковь и снова видит, как влюблённые дают брачный обет перед Богом. Высшая сила явлена здесь в иконе Богородицы, которая находится как бы над всем действием. В моменты, когда совершаются страшные преступления, она начинает крутиться вокруг своей оси. Сценография Александра Кузнецова решена в чёрных тонах, да и в целом спектакль получился очень мрачным, режиссёр вместе с художником как будто намеренно нагнетают обстановку и усиливают зрительское впечатление. Автор этих слов лично слышал во время спектакля, как одна девушка шептала своей подруге, что ей теперь будет сниться задушенный Катериной мальчик.

Минусинский режиссёр впервые работал с труппой Иркутского драматического театра, хотя сам театр знает давно. «Я бывал здесь на гастролях, но с актёрским ансамблем иркутской драмы работал в первый раз, — рассказывал Алексей Песегов перед премьерой. — Меня очень порадовали молодые артисты, и я уверен, что не ошибся в выборе актёров на главные роли. Ведь огромная доля успеха постановки зависит от правильного распределения ролей». 

Как признался постановщик, он уже делал спектакль по «Леди Макбет» в родном для себя минусинском театре в 2004 году. Этот спектакль увидел директор охлопковского драмтеатра Анатолий Стрельцов и захотел, чтобы постановка появилась и на иркутской сцене. По словам режиссёра, он не сразу решился на этот шаг, поскольку обычно не делает «переносов», то есть не ставит один и тот же спектакль на двух разных сценах.

Ближайшие показы спектакля «Наваждение Катерины» состоятся на главной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова 27 февраля и 5 марта.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры