издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В кинопоиске себя

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Бурятия за прошлый год выпустила 12 полнометражных игровых фильмов, соседняя Якутия – 43. В ходу романтические комедии, детективы, криминальные драмы и даже хорроры. Производство местных художественных фильмов встаёт на коммерческие рельсы: наиболее известные «На Байкал» и «На Байкал–2» окупились в 2–2,5 раза. В Иркутске, пользуясь феноменом регионального проката, кинотеатры решаются ставить такие ленты в одну линейку с голливудскими. Однако режиссёры и продюсеры осторожно критикуют творчество бурятских коллег: пока всё строится на «наборе гэгов», знакомых зрителям кавээнщиках и имеет слабое отношение к кинематографу. Перейдёт ли количество в качество, зачем Бурятии своя кинопремия и кто даёт деньги на новые фильмы, выясняла Лариса ШЕЛЕХОВА.

Новое амплуа 

«Решала – это он? Или это она решала?» – переговаривались журналисты на пресс-конференции перед стартом показа в Иркутске фильма «Решала» – новой криминальной драмы бурятского производства. «Нет. Это Пьер Решала», – засмеялся коллега. На самом деле Решалой (а слово уже прочно вошло в лексикон молодёжи Бурятии) называли в фильме главного героя, который вытаскивал своего брата Кашу из криминальных передряг. В драматический сюжет вписались кавээнщики, до сих пор занимавшиеся исключительно комедиями (фильм «Чайник», обе части «На Байкал»). «Мы решили попробовать некомедийный жанр, поскольку не всегда в жизни всё смешно и весело, – сказал режиссёр и продюсер Евгений Замалиев. – Что касается поучительных моментов, надо смотреть. Каждый для себя что-то найдёт. Мы хотели в этом фильме показать, что очень многое в будущем человека зависит от его воспитания, окружающей среды. В этом направленность нашей мысли». 

Главные роли достались Александру Фролову (Каша) и Константину Озерову (Решала), которые в обычной жизни вообще-то не актёры, а, по их словам, «организаторы массовых праздников и шоумены». «Сначала я даже не понял, кого должен играть, а через неделю съёмок включился. Я уже играл в «Чайнике», но там была противоположная роль – ботаник, – говорит Фролов. – Для многих было шоком, что ботаник был, а сейчас такой жёсткий тип. Сложнее ботаника играть, наверное, потому, что криминогенную часть в детстве зацепил, а ботанизм обошёл мимо». Озерову роль Каши нравилась даже больше, чем своя. «Касались ли такие истории меня? Я родился в Братске, потом был некоторое время в Иркутске, живу в Бурятии, успел захватить… Многие после просмотра говорили, что видели знакомые сцены из жизни», – сказал Решала. Самое сложное в роли, по его словам, было «поддерживать двухдневную щетину и четырёхмиллиметровую стрижку».

«Фильм не бандитский»

В Улан-Удэ фильм показали ещё в прошлом году, в Иркутске «Решала» выходит в прокат 21 февраля в сети «Баргузин». 

– Зрители в Улан-Удэ неплохо приняли фильм, – продолжал Замалиев. – В одном кинотеатре его показ был продлён. И вместо стандартных двух недель сеансы шли полтора месяца. Это прецедент. Не могу говорить, что фильм всем понравился, не могу расхваливать его. Знаю, многие выходили после фильма с неоднозначным мнением. Но каких-то отрицательных оценок, мол, сняли лажу, не было. Некоторые зрители неоднократно смотрели фильм. Рекорд – семь раз. 

Как ни странно, даже на интернет-ресурсе «Кинопоиск» у «Решалы» неплохой рейтинг – 8,4 из 10. По словам режиссёра, «Решалу» хорошо встретили на закрытых показах и в других городах – Москве, Новосибирске, Томске. «Сейчас «окучиваем» районы республики. Хотим, чтобы как можно больше людей посмотрели фильм. Может, он изменит чью-то судьбу в лучшую сторону», – говорит Замалиев. 

В успехе картины на иркутских экранах он почти не сомневается: на «Ютубе» у иркутского трейлера фильма более 50 тысяч просмотров. «Показ продлится до 8 марта. Рассчитываем охватить весь Иркутск. Смысловая нагрузка бешеная, нетипичный фильм для региона и для федерального уровня, – отмечает продюсер «Решалы» Манвел Оганесян. – Фильм не бандитский, как можно судить по трейлеру, а про реалии жизни. Считаю, для регионального кино серьёзный уровень. Ребята как будто свою жизнь сыграли. И, как кто-то написал в Интернете, это «шедевральное кино бурятского кинематографа». 

О реалистичности происходящего на экране создателям фильма говорили благодарные зрители. «У нас снимался в одном эпизоде колоритный парень из Саратова. После просмотра сказал, что это лучший фильм, который он видел (а он прям на зоне сидел). А другой поставил твердую четвёрку, потому что у них в Саратове жёстче», – рассказал Замалиев. На логичные вопросы: «Так что же нетипичного в фильме и чем в конце концов он отличается от «Бригады» и других российских фильмов на криминальные темы?» режиссёр ответил: «Говоря языком понятий, живи по сути, живи, как все. И всё воздастся. Жить как все нормальные люди надо».

«Просто тупо поржать»

«На Байкал» и «На Байкал–2» принесли в 2–2,5 раза больше, чем стоило их создание

Пока в Иркутске готовятся показать «Решалу», в Улан-Удэ провели премьеру ещё одного фильма местного производства – комедии «Буузы». Всего, говорит генеральный директор ООО «Синема+» Артём Бурлов, за прошлый год в столице Бурятии вышло 12 игровых фильмов, и есть все шансы, что в наступившем 2013-м их количество вырастет ещё больше. Его компания снимала обе части «На Байкал», а также ситком «На Байкал. Поехали» для республиканского телевидения, а сейчас готовит историческую драму с монгольскими коллегами, премьера запланирована на май. Кроме того, «Синема+» собирается приступить к съёмкам новой комедии. 

«Мы выбираем в основном комедии, потому что когда-то играли в КВН. К тому же кино всё больше воспринимается как развлечение, нежели познание искусства, глубокого смысла. Люди идут в кинотеатр не затем, чтобы задуматься, а просто тупо поржать, хорошо провести время. Киноиндустрия – популярный вид развлечения. Как в ночной клуб сходить, – говорит Бурлов. – Многие нас осуждают за незамысловатые сюжеты, но зачем нам претендовать на арт-хаус, фестивальные показы? Мы не профессионалы, нам это не нужно». 

Непрофессионалам, впрочем, инвесторы доверяют деньги. Путь как и в любом проекте – бизнес-план, переговоры, поиск финансирования. Бюджет художественного фильма от бурятских киностудий начинается от 1,5 млн. рублей. Пределов, конечно, нет. Риски, считает Бурлов, сведены к минимуму, а шансы, что фильм окупится, наоборот, высоки. Например, «На Байкал» и «На Байкал–2» принесли в 2–2,5 раза больше, чем стоило их создание. Вложения вернулись инвесторам и принесли им сопоставимую прибыль. Помимо финансовой выгоды, они могут получить удовольствие по-участвовать в съёмках. Например, в «Буузах» снялся депутат Улан-Удэнского городского совета и владелец крупного предприятия «Титан» Вадим Бредний. Активно бурятские кинематографисты работают с «продакт плейсментом» (скрытая реклама товаров в фильмах). 

Особенности менталитета

Наверное, оттого, что финансирование перестало быть самой большой проблемой местного кинематографа, стали снимать все кому не лень, говорит Бурлов. По его данным, в прошлом году в Бурятии вышло 12 художественных фильмов. Здесь даже учредили силами минкультуры республики и СМИ собственную кинопремию «Стоп-кадр», награждение победителей которой состоялось в начале февраля. В пяти номинациях победил «На Байкал», добавил Бурлов. 

Ещё одна причина кинобума (и самая главная) – желание национальных республик выразить себя. «Обратите внимание, как развивается кино в Якутии или Казахстане. Мне кажется, причина в менталитете народов, желании заявить о себе», – считает он. 

Директору «Синема+» симпатичен путь, по которому идут многие студии, – снимать фильм «на коленках» и окупать расходы. Такое возможно, полагает он, если хватает энтузиазма. Первые проекты «Синема+» на этом и строились. 

– Хотелось посмотреть, как и что. А теперь, конечно, гонорары у ребят возросли, – говорит Бурлов. – Хотя не так много мы зарабатываем, поверьте. Ребята на работу на маршрутках приезжают, продолжают кушать «Доширак». 

И если энтузиазма пока хватает, то с оборудованием, господдержкой и наличием профессиональных актёров кино в Бурятии пока не очень, признаёт Бурлов. А для большого замысла, который есть у «Синема+», без этого не обойтись. «Наш амбициозный план – снять игровой фильм о феномене Даши-Доржо Итигэлова – бурятском ламе, который в медитации сохранил своё тело. Много документальных фильмов про это снято, а художественных нет. А ведь, по сути дела, это чудо, которое облетело весь мир и достойно художественного воплощения», – поделился планами Бурлов.

Иркутский мэйнстрим 

Во многом активность «кинематографистов» Дорохин объясняет тем, что за последние годы существенно упростилась техническая сторона вопроса

 «Киномания» соседней Бурятии, кажется, ещё не перекинулась на Иркутск, где по-настоящему громкой премьерой последних лет была только «Сатисфакция» с Гришковцом. И даже фильм «Отхончик. Первая любовь», который готовится выйти в Иркутске, тоже имеет бурятские корни: киностудия «Феникс» делает его вместе с командой «БурятКино». 

– Отхончик – последыш, младший, самый любимый в бурятской семье ребёнок. Фильм – лирическая комедия о парне из Иркутска и девушке из Улан-Удэ, о проблемах, с которыми сталкивается любая пара. Мы снимали кино не для фестивалей, а для зрителей, – рассказал арт-директор киностудии «Феникс» Вячеслав Столяров. – Сценарист и режиссёр фильма – Баир Дышенов, с которым мы уже работали вместе над короткометражками «Улыбка Будды» и «Наказ матери» (фильмы получили признание на кинофестивалях в Берлине и Каннах. – «Конкурент»). На роли родителей главного героя пригласили хорошо известных иркутским зрителям актёров Татьяну Скороходову и Сергея Снарского.

Вопросы финансовые возникали – не сказать, что средств на фильм было в избытке, отмечает Столяров, но всё как-то решалось, деньги находились. «Откликнулись люди, компании. У нас появился обоюдный интерес, мы нашли наиболее удобные формы сотрудничества. Правда, речь не о продакт плейсменте в чистом виде. Хотя если бы пришлось заниматься и этим, мы бы подали это вкусно», – сказал собеседник.

Бюджет «Отхончика» он назвать отказался, так как окончательно о нём можно будет сказать по завершении рекламной кампании фильма, отметив, что в целом стоимость производства картины силами местных киностудий и с участием наших актёров составляет не менее 3 млн. рублей. Это с учётом, что есть собственные технические ресурсы (то есть не приходится брать оборудование в аренду) и умеренные гонорары участникам съёмочной группы, многое строится на отношениях и интересе людей к кино. Ведь здесь съёмки фильма – настоящее событие. 

«Отхончик» уже снят, премьера в Улан-Удэ намечена на 21 марта, в Иркутске – на 28 марта. Фильм покажут в сети кинотеатров «Метелица. Кроме того, говорит Столяров, с Иркутским кинофондом есть договорённость о показе комедии ещё в девяти городах области.

Феномен регионального проката 

Успехи бурятских коллег Столяров оценивает осторожно: говорит, большинство фильмов видел и надеется, что количество всё-таки перейдёт в качество. «Сложно было ожидать чего-то другого, если во всём мире культивируется коммерческое кино. Очень, кстати, стандартный бизнес – развлекалово», – говорит Столяров. 

Режиссёр и продюсер Юрий Дорохин добавляет, что феномен регионального проката заключается в том, что можно снять фильм и в рамках своей территории он будет успешен, поскольку его делали «свои». «Что и получилось с фильмом «На Байкал». Я был на премьере, и когда выходил, сказал ребятам: «Наглецы-молодцы». Потому что парни молодые собрались и нашли в себе силы, возможности подтянуть спонсоров, снять кино, которое пользовалось популярностью у своего сегмента – кавээнщиков, близких к ним людям и студентов. Они хотят зарабатывать деньги, уже вышли на коммерческую основу. В общем, действительно молодцы. Безо всякой иронии – достойный уровень улан-удэнской и иркутской команды КВН», – говорит Дорохин.

К тому, что снимают в Иркутске, Дорохин тоже относится неоднозначно. Прежде всего, он считает, что массовый поход любителей в большое кино – явление само по себе интересное. Общеизвестно, что шедевры на пустом месте не возникают. Чтобы получился один выдающийся фильм, нужно сто рядовых. Так что с точки зрения «набивания руки» процесс пошёл. «Вот в Усть-Куте сняли полный метр про революцию, в Нижнеудинске – детектив. Думаю, что создатели получили огромное удовольствие от самого съёмочного процесса, а их зрители из «группы поддержки» -– от результата. Ну и слава богу», – уверен он. 

Во многом активность «кинематографистов» Дорохин объясняет тем, что за последние годы существенно упростилась техническая сторона вопроса: full-HD теперь можно снимать на «зеркалку». «Поэтому каждый, у кого появляются фотоаппарат и набор дискретной оптики, чтобы за объектом всё было в расфокусе, начинает считать себя кинематографистом, – полагает режиссёр. – Но если раньше можно было находиться в неадеквате, поскольку люди в провинции были вне информационного поля, то теперь можно смотреть что угодно и сколько угодно, дабы сравнить. Поэтому считаю одним из критериев профессионализма правильную оценку своего результата, что называется, «по гамбургскому счёту».

По мнению Дорохина, мэр Иркутска Виктор Кондрашов «провёл великолепный эксперимент, дав возможность снять всем нашим известным режиссёрам киноальманах «Иркутск, я люблю тебя». «А что в итоге получилось? Кроме двух более-менее удачных проектов, остальные смотреть без чувства неловкости нельзя. Некое home-video. Творческие амбиции оказались всего лишь претензиями. Ещё раз хочу повторить: нужно относиться реалистично к тому, что ты делаешь. Нужно быть, а не казаться. Это самая большая проблема провинциалов», – сетует Дорохин. И тем не менее он уверен: любое движение хорошо, потому что только так можно выйти на новый уровень. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры