издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Такие маленькие, что их не видно»

  • Автор: Мария Волкова

Транспорт сегодня определяет значительную часть городской среды. Конфликт между личным транспортом и общественным, отношения пространства для пешеходов и пространства для автомобилистов обсуждали во вторник эксперты из России и других стран на Международном градостроительном симпозиуме, который состоялся в рамках 14 сессии Байкальского зимнего градостроительного университета.

Напомним, тема нынешней сессии зимнего университета – «Модернизация городской среды и формирование системы общественно-рекреационных пространств в Иркутске». На симпозиуме во вторник несколько докладов экспертов было посвящено влиянию транспорта на публичные пространства. 

Преподаватель факультета транспортных наук Дрезденского технического университета  Герд-Аксел Айронс привёл данные исследований, говорящих о том, что рост количества личных автомобилей затрудняет мобильность жителей европейских городов. Использование общественного транспорта и велосипедов, напротив, разгружает магистрали. Изменить транспортное поведение людей можно, если грамотно распорядиться пространством города – сделать магазины, кафе и другие учреждения максимально доступными для людей. «Мы сделали много ошибок в 60-е годы, не повторяйте их», – обратился Айронс к слушателям, говоря о том, как в связи с ростом количества автомобилей в Германии расширялись дороги и строились транспортные развязки.  

Николай Смирнов, главный специалист департамента градостроительного проектирования ОАО «Иркутскгипродорнии», поддержал позицию немецкого коллеги и добавил: «Взрывной рост автомобилизации – это своего рода «ментальная болезнь», которая связана с тем, что владение автомобилем ассоциируется с высоким социальным статусом. Западная Европа этой болезнью уже переболела». 

Такие доклады обычно вызывают у руководства российских городов шок, отметил модератор дискуссии Алексей Козьмин, эксперт по региональному развитию, представитель AREP Group в России: «Вместо строительства новых развязок и расширения улиц предлагается дискриминировать автовладельцев, чтобы люди пересели с личного на публичный транспорт». Европейские страны сегодня, напротив, сужают территорию для автомобилей, вводя специальные полосы для общественного транспорта, велосипедов, расширяя пешеходные дорожки. «Может, стоит об этом задуматься тем, кто отвечает за городское планирование и за психологию и культуру наших жителей», – предложил Козьмин. Однако представители мэрии не нашли возможности участвовать в дискуссии, ответить эксперту было некому.  

Впрочем, только ограничение пользования личным автотранспортом российские эксперты не считают решением проблемы. Для начала следует предоставить горожанам альтернативу в виде удобного и доступного общественного транспорта. 

Ещё один немецкий специалист по транспорту, Вальтер Фогт, выступил с докладом о том, как использование велосипедов и электровелосипедов влияет на экологию современных городов. Объём вредных выбросов из выхлопных труб машин растёт по экспоненте. При этом использование электровелосипедов для коротких поездок по городу вместо автомобиля значительно сокращает загрязнение воздуха. Фогт рассказал об опыте Штутгарта, где электровелосипеды набирают всё большую популярность и развивается соответствующая инфраструктура: парковки, станции для пересадки на общественный транспорт, техническое обслуживание, точки аренды. Однако для сибирского климата, где почти полгода холодно, признали участники симпозиума, велосипеды не могут стать такой же альтернативой автомобилю, как в Европе. 

Впрочем, в тёплое время года иркутяне всё чаще выбирают два колеса вместо четырёх, несмотря на полное отсутствие инфраструктуры. Иван Хомутинников, сейчас заместитель генерального директора ФСК «Новый город», много лет проработавший в администрации Иркутска, рассказал, как в 90-е годы показывал генеральный план Иркутска коллеге из Германии и на резонный вопрос о велосипедных дорожках ответил, что «они такие маленькие, что их не видно в масштабе карты». Аналогичный вопрос Елены Григорьевой, вице-президента Союза архитекторов России, «Где велосипедные дорожки в Иркутске? Даже новая набережная, вопреки всем нашим ожиданиям, лишена их», – остался без ответа.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры