издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Скатилась в «минус»

«Автоколонна 1880» возглавила список убыточных компаний Иркутской области

Иркутская автоколонна, кажется, никогда ещё не была в таком сложном положении. Над предприятием, 100% акций которого находятся в собственности правительства региона, снова нависла угроза банкротства: после того как 4 июня ФАС Восточно-Сибирского округа рассмотрит кассацию о задолженности автоколонны перед ООО «Альфа Капитал», иркутский арбитраж продолжит производство по делу о банкротстве областного общества. К списку его кредиторов 16 мая уже присоединился один из частных перевозчиков. В бедах «Автоколонны 1880» винили её экс-менеджеров братьев Асадчих. По итогам девяти месяцев 2012 года, пока они ещё оставались в управлении компанией, она получила чистый убыток в 25,7 млн. рублей – самый большой среди действующих областных ОАО. «Конкурент» изучил работу «Автоколонны 1880» и попытался понять, почему её и продать жалко, и содержать дорого.

«Рассчитаны примерно»

Отчитываясь об итогах управления областными компаниями, минимущество ни словом не обмолвилось об «Автоколонне 1880». Хотя отметить было что: по итогам трёх кварталов 2012 года, по данным КСП Иркутской области, общество получило рекордный убыток в 25,7 млн. рублей. Это худший результат среди действующих областных ОАО. 

В самой «Автоколонне 1880» такого не ожидали. По прогнозу убыток должен был составить лишь 813 тыс. рублей (в 31 раз меньше). Впрочем, предприятие в письме одному из своих кредиторов, ОАО «Бай-калИнвестБанк», признавалось, что «итоги работы рассчитаны примерно и будут подлежать корректировке». Виной тому «изъятие документов Следственным комитетом Иркутской области», «кража сервера на автовокзале» и «потеря данных по выручке автовокзала», говорится в ответе банку. Не оправдала ожиданий и выручка. По итогам девяти месяцев прошлого года автоколонна заработала 15,9 млн. рублей (против ожидаемых 23 млн.). Зато выросла себестоимость услуг до 68 млн. рублей и кредиторка – до 67,3 млн. рублей. 

«Выкарабкаться из ситуации» предприятие пыталось за счёт аренды и продажи недвижимости, которая, как заявлял генеральный директор Андрей Асадчий, не использовалась для основной деятель-

ности. Так, в 2012 году были одобрены сделки по продаже здания механизированной мойки, блока горячих цехов и нескольких земельных участков. Схема работала и раньше: в 2011 году компания передала в аренду здания склада, продала ремонтно-механическую мастерскую и ещё один склад. Доходы от реализации и сдачи имущества позволяли хоть как-то выравнивать финансовые показатели автоколонны. Прибыль в 59 тыс. рублей за 2011 год, судя по отчёту КСП, была получена «только благодаря прочим доходам от аренды, услуг по стоянке транспорта, реализации билетов, хранению багажа». При этом себестоимость перевозки пассажиров вдвое превышала выручку и не оставляла обществу шансов на получение прибыли от основной деятельности. В 2012 году, впрочем, такой способ выживания уже не работал, отсюда и убыток в 25,7 млн. рублей за девять месяцев. 

Кто у руля

Для полной картины не хватает последнего квартала 2012 года, но его результаты ещё не раскрыты (годовую отчётность общество опубликует в июне). Хотя справедливости ради нужно сказать, это как раз тот период, когда с постов генерального директора автоколонны и его первого заместителя ушли Андрей и Алексей Асадчие. Именно их многие винили в ухудшении состояния областного предприятия. Впоследствии братьев задержали и возбудили в отношении них уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 159 УК РФ «Мошенничество». Асадчие подозреваются в хищении крупной денежной суммы  из бюджета Иркутской области, которое происходило с августа 2011 года по март 2012-го. Детали схемы следственные органы не раскрывали, но, по словам собеседников «Конкурента», работавших с «Автоколонной 1880», её суть в том, что предприятие перестало компенсировать расходы частных фирм на перевозку льготников. Проще говоря, автоколонна получала на них деньги из бюджета, но до перевозчиков они не доходили. Сейчас, сообщил старший помощник руководителя регионального Следственного управления СК России Владимир Саловаров, расследование дела продолжается, для Асадчих выбрана мера пресечения – подписка о невыезде. Правда, находятся ли они в Иркутске, представитель СК уточнить не смог. В областной прокуратуре «Конкуренту» подтвердили, что следствие продолжается, материалы дела туда ещё не поступали. 

С момента, когда Асадчие ушли, «Автоколонна 1880» сменила уже как минимум трёх первых лиц. С августа 2012 года генеральным директором был временно избран Борис Захаров, в октябре на его место назначили Владимира Мальцева. Позже его сменила Наталья Шуляшкина, которая на конец апреля 2013 года числилась генеральным директором «Автоколонны 1880». В совет директоров ОАО входят экс-зампред регионального правительства Николай Хиценко, министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, министр имущественных отношений Антон Протасов, министр жилищной политики, энергетики и транспорта Евгений Селедцов и заместитель министра экономического развития Андрей Пуцик. 

Кредиторам приказали долго ждать

Свои неудачи, если судить по отчёту КСП, сама «Автоколонна 1880» связывала, разумеется, не с руководством, а исключительно с «отсутствием подвижного состава». В мае 2012 года совет директоров пошёл навстречу предприятию и одобрил привлечение очередного кредита в ОАО «БайкалИнвестБанк» на сумму 50 млн. рублей, 36 млн. из которых пошли в счёт первого лизингового взноса за 20 автобусов Hundai Universe Luxuru (общая стоимость 120 млн. рублей). Под их же покупку автоколонна заложила здание отремонтированного автовокзала, его землю и участок под автобазой на улице Рабочего штаба. Тем самым в залоге у банка оказались наиболее ликвидные активы областного предприятия. 

С тех пор «Автоколонна 1880», вернее, бюджет Иркутской области расплачивается с ОАО «Российская дорожная лизинговая компания «Росдорлизинг» за купленные автобусы. Деньги в общество мин-имущество направляет через доп-эмиссии. В июле 2012 года ОАО выпустило 200 тыс. акций номиналом 180 рублей на общую сумму 36 млн. рублей. Всю допэмиссию выкупило министерство. В начале 2013 года операция повторилась. «Автоколонна 1880» выпустила 250 тыс. акций на сумму 45 млн. рублей для расчёта по договору лизинга, сообщили «Конкуренту» в минимуществе. Но и это не последняя допэмиссия. В течение года планируется снова увеличить уставный капитал автоколонны ещё на 83 млн. рублей. Для этого будут выпущены 461,1 тыс. акций. Деньги также предполагается направить для расчёта по договору лизинга. 

Другие кредиторы областного ОАО пока не могут дождаться возврата средств. На 30 апреля 2013 года автоколонна имела просрочку перед бюджетом и внебюджетными фондами. В частности, в Пенсионный фонд она задолжала 1,052 млн. рублей, ещё почти два миллиона пришлось на НДФЛ, транспортный и земельный налоги, а также налог на имущество. Своим работникам «Автоколонна 1880» просрочила выплату 817 тыс. рублей. Кроме того, семь контрагентов ОАО пытаются высудить невозвращённые деньги. Среди них – ООО «Квант» (2,09 млн. рублей), ООО «Стройсиб-регион» (1,22 млн.), ООО «Пестерёвское» (287 тыс.), ООО ПСТК «Партнер» (2 млн.) и Денис Решетов (599 тыс.). Самая крупная задолженность, которая дошла до арбитража, у автоколонны перед ООО «Альфа Капитал» – 3,274 млн. рублей. В феврале 2013 года кредитор подал заявление о банкротстве областного ОАО, поскольку свои деньги так и не вернул. Однако иркутский арбитраж приостановил дело, пока в ФАС Восточно-Сибирского округа не завершится рассмотрение кассации «Автоколонны 1880» и долг не будет окончательно признан. Ближайшее заседание назначено на 4 июня.

Между тем к требованию признать областное предприятие банкротом присоединился ещё один кредитор – перевозчик Андрей Дуберштейн, которому автоколонна задолжала 726,9 тыс. рублей. Как потенциальный банкрот намерен рассчитываться с истцами, в минимуществе не уточнили. Там лишь отметили, имея в виду, вероятно, дебиторскую задолженность автоколонны: «Схемы покрытия долгов общества заключаются в достижении договорённости с должниками о погашении долгов по графикам платежей».

«На лошадях с повозками»

Несмотря на непростое положение, в минимуществе озвучивают оптимистичные планы. «Основная задача общества на 2013 год – сохранение своих позиций на рынке пассажирских услуг и расширение сети маршрутов за счёт приобретённых в лизинг 20 автобусов большой вместимости», – говорится в ответе министерства. Доходность ОАО в связи с приобретением новых автобусов должна увеличиться по итогам 2013 года до 81,087 млн. рублей (с прошлогоднего убытка более чем в 25,7 млн.). Надежду на улучшение результатов подтверждают итоги первого квартала 2013 года: выручка автоколонны повысилась на 82,6% – до 17,4 млн. рублей, при этом себестоимость перевозок снизилась на 17,5% к уровню прошлого года. Доходы на маршрутах возросли в 2,6 раза. «Коммерческой службой общества проводится работа рекламного характера по привлечению населения области и города на автобусы общества», – добавили в министерстве.

Однозначно оценить перспективы работы «Автоколонны 1880» собеседники «Конкурента» затруднились. «Очевидно, что ситуация стала сдвигаться с мёртвой точки, но вопрос требует ежедневного контроля, – считает  председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области Игорь Мироманов. – В лице депутатов мы будем помогать в решении транспортных проблем, в том числе ситуации в «Автоколонне 1880». По его словам, предложения для улучшения работы компании есть, но «бюджет не резиновый». Тем не менее избавляться от убыточного актива, по мнению Мироманова, нельзя. «Если мы её приватизируем, на этом месте через несколько лет может торговый центр появиться, а мы с вами будем на лошадях с повозками ездить», – предостерёг депутат.

Другой эксперт «Конкурента», согласившийся дать анонимный комментарий, отметил, что «нынешнее состояние очень странное» для предприятия, у которого в целом есть все шансы на успешное развитие – имущество, маршруты, автобусы, популярность. «Вбрасывание» областных денег, по его мнению, «выглядит просто безответственным». «Вкидывать деньги на компанию с долгами – это всё равно что тушить пожар из брызгалки. Разумный вариант виден один: введение процедуры моратория на выплату долгов, создание «чистой» конторы и передача туда активов. Долги «завесить» на старую компанию, постепенно с ними рассчитаться», – считает собеседник. Кроме того, полагает он, стоило бы проверить структуру кредиторской задолженности, из-за которой в конечном счёте автоколонна может лишиться главного – своего имущества.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры