издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О Кайской роще замолвите слово

  • Автор: Анна ПАВЛОВА, Елена ПОСТНОВА

Последний раз о знаменитой в Иркутске Кайской роще «Сибирский энергетик» писал три месяца назад: более тысячи молодых сосен высадили там иркутяне. Это, пожалуй, был единственный из всех наших материалов о реликтовом зелёном массиве в центре города, в котором слово «проблема» не фигурировало.

На этой неделе выяснилось, что проблема всё-таки остаётся. Две столетние сосны вырубили в Кайской роще для ВСЖД подрядчики, чтобы подготовить площадку к строительству. 

В социальной сети на странице Виктора Кузеванова, директора Ботанического сада и председателя городской Общественной палаты, появились фотографии, которые нельзя было проигнорировать: огромные, диаметром до 80 см пни, выкорчеванные из земли, топорщили свои некогда живые корни. «И всё-таки это случилось! Началась вырубка столетних сосен и других деревьев в реликтовой Кайской роще. Срубили железнодорожники ВСЖД –  филиала ОАО «Российские Железные Дороги». На месте вырубки выкопан котлован и идёт нулевой цикл закладки…» – подписал Кузеванов.

Чтобы не быть голословным, поделился директор Ботанического сада и документом, в котором чёрным по белому было написано: «Разрешение на снос зелёных насаждений, расположенных на территории города Иркутска». Оказывается, не успела городская администрация под натиском общественности остановить вырубку деревьев и всё-таки организовать в районе Кайской рощи особо охраняемую природную территорию, как тут же выдала разрешение на вырубку двух реликтовых сосен. Количество и даже качество их («хорошее») также было обозначено в разрешении. Заявителю – филиалу ОАО «РЖД» («Восточно-Сибирская железная дорога») – требовалось расчистить площадку под «строительство административно-бытового здания для обслуживания персонала центра детского оздоровления – санатория-профилактория «Иркутский» по улице Жуковского,61». Только подписана бумага оказалась лишь со стороны администрации – начальником управления по охране окружающей среды и экологической безопасности Владимиром Чубуком.

Корреспондент «Сибирского энергетика» вместе с Виктором Кузевановым побывал  на площадке, где раньше стояли вековые сосны. Активное строительство развернулось на территории. На поляне между деревьями возводится здание, уже заложен фундамент. На стройплощадку привезли кирпичи, песок, леса. Рабочие – гастарбайтеры из стран ближнего зарубежья. Они на ломаном русском языке смогли рассказать, что приступили к строительным работам 9 августа. Территория к тому времени уже была подготовлена. По документам, которые показали строители, планируется возводить «административно-бытовое здание для обслуживания персонала центра детского оздоровления – санатория-профилактория «Иркутский». 

Виктор Кузеванов показал небольшой пятачок, на котором в прошлый его визит – во вторник –  лежали сруб-ленные заповедные деревья. В четверг на этом месте уже была насыпана куча песка, из-под которой выглядывали большие сосновые ветки. «Присыпали, но даже до конца не скрыли следы. Смотрите, чуть подальше ещё такие же ветки», – показывает эколог. Рабочие рассказали, что спиленные сосны вывезли ещё 3 сентября. 

В нескольких десятках метров от стройки целая поляна выгоревших тополей, черёмухи и кустарников. «Здесь горел старый корпус, пострадали рас-тения. Теперь расчищают, не удивлюсь, если скоро и здесь будут возводить здания», – отметил наш экскурсовод.

Персонал лагеря и рабочие говорят: о том, что деревья Кайской рощи являются реликтовыми, они не знали. 

«Не ясно пока,  в какое время суток удалось вырубить сосны. Это ведь мощные деревья, но никто из жителей или сотрудников Ботанического сада, который находится по соседству с этим профилакторием, не слышал никаких подозрительных звуков», – добавил Виктор Кузеванов. По его словам Общественная палата Иркутска сейчас готовит письмо президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину.

Между тем Владимир Чубук охотно согласился прокомментировать ситуацию «Сибирскому энергетику». Претензии Виктора Кузеванова и других членов Общественной палаты он счёл необъективными. «Это если мягко говорить», – добавил чиновник.

По его словам, вырубать деревья ВСЖД имела полное право, так как действует на своей территории, «по адресу Жуковского, 62, что немного в стороне от ООПТ». Более того, железнодорожники, «будь они нерадивыми землевладельцами»,  могли бы даже не спросить разрешения у администрации города, однако поступили честно и порядочно, на что не мог не ответить взаимностью и Владимир Чубук.

«Но кто исполнитель? Кто брал топор и пилу? Свою подпись под документом железная дорога предусмотрительно не поставила, а значит, нет и ответственного за совершённую вырубку», – возмущён председатель Общественной палаты Иркутска.

Зато, обещает Чубук, вместо двух 100-летних деревьев ВСЖД посадит в качестве компенсации четыре дерева. «Это будут крупномеры. Мы хотим, чтобы они были посажены уже не на территории железной дороги, а в Кайской роще, которую нужно развивать как особо охраняемую природную территорию», – поделился своими мечтами Владимир Чубук. Не исключено, правда, что такие мечты не сбудутся и поухаживать за новыми соснами от ВСЖД чиновнику не доведётся. Дело в том, что на сегодняшний день соглашение о какой бы то ни было компенсации за вырубку зелёных насаждений администрация и ВСЖД не подписали.

«Проект соглашения лежит передо мной на столе, его надо заверить нашим юристам, а потом можно заключать… Нет, лучше напишите, что оно уже подписано», – не до конца определился со статусом документа иркутский чиновник. В рамках этого несуществующего соглашения организация-монополист обязана выплатить бюджету Иркутска 42 тыс. рублей.

«Это восстановительная стоимость. Она рассчитывается в зависимости от высоты дерева и его породы. На самом деле мы – администрация – даже превысили свои полномочия. Так можете и написать. Мы вынуждаем ВСЖД заключить такое соглашение на компенсацию, хоть железная дорога и не обязана её предоставлять, так как является собственником территории», – сообщил Чубук. Однако на вопросы «Сибирского энергетика» о том, с какого времени ВСЖД является собственником и на основании каких документов это право было закреплено, начальник управления по охране окружающей среды заметил: «Детский профилакторий железной дороги там был всегда».

«Какой детский профилакторий? Там по планам строительства должны появиться сауна, теннисный корт…» – у его оппонента Виктора Кузеванова совсем другая версия происходящего. В лихие 1990-е железнодорожное предприятие «зашло» на один из участков в Кайской роще, при этом оно неоднократно получало предписания освободить территорию, но продолжало тянуть время. «Лагерь был закрыт и никакие работы с детьми там не велись», – рассказывает собеседник газеты. Когда началась приватизация,  железная дорога была приватизирована каким-то странным образом – вместе с этим участком. «Не было ни межевания, ни другого документа в мэрии, который подтверждал, что территорию передали в собственность железной дороге», – говорит Кузеванов. 

В Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуре «Сибирскому энергетику» сообщили, что подобные разрешительные документы администрации Иркутска должны непременно проходить через городскую прокуратуру, которая обязана проверить правомерность действий. Но прокурор Иркутска Ольга Михайлова общаться с корреспондентом «Сибирского энергетика» отказалась. Воздержаться от комментариев предпочли и в профильном региональном министерстве природных ресурсов. «Это полномочия города, мы здесь ни при чём», – сообщил заместитель начальника пресс-службы и информации правительства Иркутской области Игорь Наумкин.

Между тем представители городской Общественной палаты не исключают, что такое разрешение не единственное и в ближайшее время вырубки могут  продолжиться. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры