издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Здравствуй, молодой учитель!

В школах растёт число педагогов в возрасте до 25 лет

  • Автор: Алиса КУЗНЕЦОВА

На 107 человек выросло число молодых учителей в школах Иркутска с 1 сентября. Эту цифру привела председатель совета молодых специалистов образовательных учреждений Иркутской области Евгения Долгополова. Школьный преподаватель молодеет, говорит наша собеседница. Встреча с ней состоялась незадолго до празднования Дня учителя.

«В данный момент мы наблюдаем ситуацию, когда возраст учителей либо находится в пределах 25 лет, либо же превышает 40. То есть учителей 30–40 лет очень мало.  Также растёт поток молодых специалистов  – в этом году только в Иркутске начали свою работу ещё 107 молодых преподавателей», – рассказывает Евгения. Она считает, что в последнее время работа становится более привлекательной для молодых.  «Отчасти связано это с реализацией федеральной программы поддержки учителей, – пояснила она. – Например, в сельской местности молодым педагогам платят подъёмные, в некоторых районах муниципалитет даёт жильё или же предоставляет 70% от его стоимости по программе социального развития села».

Говоря о проблемах, с которыми сталкивается молодой педагог, Евгения Долгополова отмечает, что они бывают «далеко не всегда с детьми»:

— Когда мы говорим о молодых учителях, почему-то представляются конфликты с учениками, но это не так. Точнее, не совсем так. Директора школ порой несерьёзно относятся к вчерашним выпускникам вузов, считая, что у тех слишком мало опыта. Родители уверены, что молодой учитель, не имеющий собственных детей, но имеющий диплом, подтверждающий его знания, не сможет воспитать их ребёнка. К разногласиям с более опытными коллегами могут привести как различия в методах обучения, так и разница в заработной плате, так как, к сожалению, преподавателей «старой школы» поддерживают ещё не столь хорошо. Да и друзья не всегда согласны с таким выбором, считая, что результат не стоит усилий. Но не надо бояться – всё это скорее исключения, чем неизменная реальность.

Сидя за залитым золотым сентябрьским солнцем столом, Евгения рассказывает о себе. В 2009 году она окончила ИГЛУ по специальности «английский и немецкий языки». После этого вернулась в родную школу. «Мне сразу дали классное руководство. Было немного не по себе: сразу такая ответственность, незнакомые дети, да ещё и целый класс. Неизвестно, как они тебя примут», – вспоминает Евгения. Но сомнения оказались напрасными, ребятам было очень интересно изучать английский язык, который в местной школе не преподавали 25 лет.

«Работать с детьми очень интересно: мы с моим классом постоянно ходили в походы, участвовали в школьных мероприятиях. А ещё мне очень нравилось привносить игровой момент в уроки – дети запоминали материал намного лучше», – рассказала Евгения. Но через три года наша собеседница всё же решила вернуться в Иркутск. Сейчас она с сожалением констатирует: молодому человеку «в деревне всё же слишком скучно». Особенно если этот человек обладает таким складом характера, как у Евгении.

— Сейчас я преподаю в Иркутском музыкально-педагогическом колледже и очень рада, что так вышло – это действительно лучший колледж в городе, – рассказала она. – Мне всегда нравилось работать с креативными ребятами, так что здесь я чувствую себя на своём месте. Многие мои студенты обращаются ко мне с просьбой помочь перевести текст понравившейся песни на русский. Кто-то сам пишет песни на русском, а я помогаю создать англоязычный текст.

Чтобы составить более полную картину того, каково же быть начинающим преподавателем в наши дни, мы встретились с молодыми коллегами  Евгении – Ириной Безик и Александрой Шуняевой.

– Мне всегда нравилась работа с детьми, – рассказывает Александра. – Помню, как только у меня появилась такая возможность, я сразу устроилась вожатой в лагерь. А в школу я пришла работать на пятом курсе, заканчивая математический факультет ИГУ. Я вела информатику, и за все часы мне платили 1500 рублей, как раз хватало на проезд. Но на тот момент я поняла, что никогда не смогу работать по специальности – программистом. В этом как-то не хватает жизни, что ли. Вот работа с детьми – другое дело, чувствуется моментальная отдача. И осознание того, что ты помогаешь построить себя этим маленьким личностям, справиться со всеми трудностями, ведь деятельность учителя – это не только уроки, но и огромное количество бумажной работы, которой совсем не ожидаешь, когда идёшь в школу.

Перейдя в другую школу после окончания университета, Александра получила классное руководство, что, естественно, добавило обязанностей. Но главным остаются дети. «К сожалению, их родители не всегда это понимают, – подчеркнула Александра. – Помню, у меня в классе был мальчик из неблагополучной семьи, где  пьющие мама и бабушка, а отца нет. Как-то раз мы проводили классный час, чтобы вместе с родителями остальных детей собрать ему не только учебники, но даже одежду, хоть как-то помочь парню».

А вот Ирина до сих пор в поиске того, чем же ей в действительности хотелось бы заниматься. «Мне со школы всегда твердили, что из меня вышел бы отличный учитель, такой же, как мои родственники, но так ли это? – сомневается она. – Мне очень нравятся ребята (Ирина преподаёт английский язык у детей в младшем блоке. – Авт.). Можно ли в таком возрасте быть уверенным в том, что действительно является твоим призванием?»

Вспоминая свой первый урок, который, по словам Ирины, «прошёл несколько спонтанно», она приходит к пониманию: «если ты уверен в своих знаниях — всё получится»:

– 28 сентября я пришла к директору школы устраиваться на работу, а она сразу отправила меня в класс. Было очень страшно, – вспоминает Ирина. – Нет ни плана занятия, ни учебника, а урок есть. Но у меня всё получилось, с тех пор я всегда готова к такому варианту развития событий.

Мы, в свою очередь, поздравляем всех учителей – нынешних и бывших, молодых и их более опытных коллег, городских и сельских – с профессиональным праздником. И желаем, чтобы все их добрые ожидания оправдывались.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры