издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Не тот народ, чтобы закрыть глаза»

Водители иркутской «Скорой» были готовы к пикету, однако министр здравоохранения убедил их отменить выступления

  • Автор: ЕЛЕНА КОРКИНА

«Какие требования, не секрет, но пока это дело нас попросили отложить», – сообщает немногочисленным журналистам один из участников несостоявшегося пикета водителей «Скорой» Сергей Крылов. Акция должна была пройти в четверг, 19 июня. Сначала в качестве места был выбран сквер имени Кирова, затем протестующих отправили подальше – на площадь у Дворца спорта «Труд». Однако в последний момент министр здравоохранения региона Николай Корнилов убедил шофёров на этот раз обойтись без выступлений и пообещал сделать всё, что возможно, в течение недели. На среду намечена очередная встреча с министром, от которой водители вроде бы ждут многого. Но чего именно – понятно не вполне.

Январь, апрель, июнь

Перемены в водительской среде обсуждаются не первый месяц. Смена руководства (с 1 июля водители перейдут из Иркутского автохозяйства санитарного автомобильного транспорта на городскую станцию скорой помощи), изменение статуса (теперь они становятся медработниками и членами бригад «Скорой» в должности санитара-водителя), изменение порядка расчёта заработной платы. Некоторые водители уверены: работать они теперь будут больше, а получать меньше. «Основная санитарская ставка плюс 30% водительских», – передают они из уст в уста. «13 тысяч за 168 часов и всего 17,5 за 240! При том, что 240 почти никто не вырабатывает», – с горечью произносят они.

И министр здравоохранения Николай Корнилов, и главный врач городской станции скорой помощи Андрей Ворожба не устают повторять: заработная плата не уменьшится. По словам Андрея Ворожбы, 13 тысяч – это лишь гарантированная часть. Стимулирующую водители будут получать за качественное исполнение своей работы (в частности, подготовку автомобиля и свое­временный выезд на вызов). Более того, с точки зрения руководства, новая система, превращающая водителей в медработников, позволит индексировать их зарплату, сократит рабочую неделю на час, а отпуск увеличит на восемь дней. Наконец, введение должности «санитар-водитель» лишь закрепит существующую практику. Водители и сами признают: носилки при необходимости они таскали всегда. 

Впрочем, лишение водительского статуса, кажется, волнует людей меньше. Главные опасения связаны с понижением зарплаты, которое, по мнению водителей (по крайней мере, наиболее активной их части), непременно последует. В апреле, движимые сомнениями и страхом потерять значительную часть доходов, несколько человек даже подкараулили министра здравоохранения Николая Корнилова, приехавшего на городскую станцию скорой помощи, чтобы рассказать о развитии службы журналистам. Министр в беседе не отказал и суть изменений пояснил: ставку водителей сохранить невозможно, поскольку деньги на неё в системе ОМС не предусмотрены, а другого источника финансирования нет. При этом уровень заработной платы сохранится, как и рабочие места. Водители пояснения выслушали, однако спокойствием чиновника не заразились. Разговор продолжился.

– В Ангарске уже 12 тысяч получают и все бегут, – говорили министру водители. 

– В Ангарске ни один не убежал, все работают, – возразил министр. – В Черемхове зарплата несколько лет назад была 3–6 тысяч, теперь – 14–16. И ни один водитель не уволился. То же самое в Усолье. 

– Ну, не знаю, мужики ездили, разговаривали. Говорят, все бегут, – озадаченно произнёс один из водителей.

– Никто не бежит, – повторил министр.

– Ну, не знаю. Врут, что ли? – со­всем растерялся шофёр.

– Может быть, мы видим то, что хотим видеть, – предположил Николай Корнилов. Однако решимость оппонентов, было иссякшая, про­явилась вновь: 

– Ну, а на такую зарплату-то можно прожить или нет? И вообще, нам бы объяснили, что к чему. Мы договор до сих пор не видели. И что будет с ремонтом автомобилей. Ремонт­ной базы же нет…

На автоматную очередь отчаянных вопросов Николай Корнилов отвечал терпеливыми объяснениями и пообещал встретиться с водителями через неделю, чтобы ещё раз всё прояснить. Встреча, кстати сказать, в итоге состоялась. Правда, приглашённого водителями нашего корреспондента на неё не пустили. Министр пояснил: она носит сугубо рабочий характер. Позже один из водителей в телефонном разговоре поделился впечатлениями: ясности больше не стало. Судя по тому, что дело дошло до организации пикета, а июньские тезисы мало чем отличаются от апрельских, недовольным остался не он один.

Надежды и сомнения

Сергей Крылов настойчиво просит нас ничего не снимать. «Нам обещали разобраться, поэтому я здесь. С извинениями перед вами, что пикета не будет, он переносится», – вежливо сообщает активист. Впрочем, главная задача Сергея – сказать то ли об отмене, то ли о переносе пикета не журналистам, а коллегам, которых не удалось предупредить заранее. Таких немного – меньше десятка. Они подходят вразнобой, узнают новость, вздыхают и обмениваются соображениями, раз уж пришли. Хор этот звучит не слишком стройно. 

Один из водителей уверен: недельная пауза – просто способ тянуть время, никаких решений не последует. «Пока общественного резонанса не будет, ничего не изменится», – высказывается он, попутно пеняя журналистам за любовь к парадным репортажам о «Скорой». Сергей призывает всех разойтись: «Министр обещал пойти нам навстречу и сделать то, что успеет. Через неделю мы встречаемся и обсуждаем, что будет дальше». «Да надо было раньше всё затевать, – в сердцах высказывается кто-то, – месяц или два назад. А теперь-то что? 1 июля уже начнут нас сокращать». 

На вопрос, чего именно водители службы скорой помощи хотят от министра, они отвечают: решения вопроса по зарплате, сохранения статуса водителя, также упоминается возобновление работы закрытой несколько лет назад столовой. Если их требования не будут учтены, водители обещают отложенный пикет провести. Правда, какие именно шаги со стороны минздрава они сочтут достаточными, формулируют с трудом. «Подвижки по решению с финансовым обеспечением», – говорит один из них. «Хотелось бы какие-то документы, конечно, увидеть», – отвечает другой. Сегодня, по словам водителей, ознакомиться с договорами всё ещё не удаётся. Говорят, даже заключившим конт­ракт со станцией скорой помощи документы на руки не выдают.

О возможных последствиях реформ водители высказываются давно. По оценкам разных сотрудников пока ещё автохозяйства, переходить под начало нового руководителя могут отказаться от половины до трети работников. На пустующие места, по их мнению, придут граждане из Средней Азии. «Из очень средней Азии», – язвительно уточняет собеседник «Конкурента» и зловеще добавляет: – А те, кто устроится, через месяц побегут. Мы, конечно, можем развернуться и уйти: была бы шея, хомут найдётся. А город с чем останется? Представляете, такой город – и без «Скорой».

«Всё будет нормально»

Главный врач городской станции скорой помощи, кажется, устал говорить об истории вокруг водительского негодования. Он не отрицает, что недовольные есть, но говорит, что число их невелико. «Мои водители ни на какие пикеты не пойдут», – уверен Ворожба и предполагает, что пикеты – «решение каких-то своих проблем». Он, как и его визави, за последние месяцы точку зрения на происходящее не изменил и вновь заявил нашему изданию, что конфликта с водителями у него нет. «Я открыл приём работников, – добавил Ворожба. – Каждый день приходят пять-десять человек с заявлениями. На 14.00 20 июня принято 86 человек». Главврач убеждён: никаких проблем с набором сотрудников и перебоев в работе «Скорой» не будет.

Директор автохозяйства санитарного автомобильного транспорта Дмитрий Корзун переживания подчинённых понимает. «В автохозяйстве они водители чистой воды. Это значит, что если человек был на смене с восьми до восьми, то 12 часов ему проставили, протабелировали, заплатили. Был на ремонте – заплатили как за ремонт, – поясняет Корзун. – Теперь они будут получать гарантированную часть за то, что пробыли на работе, а всё остальное станет складываться из того, сколько времени они были на вызове. Но ведь это не зависит от водителя». По словам Корзуна, при условии, что водители будут обеспечены вызовами, их зарплата даже несколько повысится, но если нет – денег станет меньше. «Вот они и переживают», – резюмирует Корзун. 

Так или иначе, процесс уже запущен. До 1 июля желающие переходят из одной организации в другую. От Андрея Ворожбы все работники получили гарантийные письма о том, что, уволившись из автохозяйства, они получат место на станции скорой помощи. По словам Ворожбы, есть на эти места и другая очередь, с улицы, но нынешние водители имеют приоритетное право на трудоустройство. Те же, кто переводиться не желает, попадают под сокращение, предусматривающее положенные выплаты. 

В пресс-службе регионального минздрава от развёрнутых комментариев ситуации пока воздерживаются. Сообщают лишь, что сейчас ведутся консультации и кропотливая работа. Цель одна – разъяснить всё, что осталось непонятым, и учесть интересы каждого.

Дмитрий Корзун действия министерства комментирует ещё более благожелательно: «Министр по нескольку раз в неделю приезжал, даже принимал на работу водителей в министерстве. Он к народу не боком и не спиной. Сейчас идёт мониторинг, пришло распоряжение – мне и отделу кадров работать без выходных. Люди беспокоятся, переживают и всё сделают для того, чтобы переход прошёл гладко». 

О своём отношении к зачинающимся митингам Корзун говорит спокойно: «Любой перелом сложен, но люди хотят работать. Пройдёт два месяца, и всё успокоится. Как всегда. В том смысле, что всё будет хорошо, – уточняет он и с уважением произносит: – Водители не тот народ, чтобы закрыть глаза, если будет плохо. Они в случае чего штурманут, пойдут на баррикады». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры