издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Обыкновенное театральное чудо

Молодёжный театральный фестиваль «Алые паруса» в Иркутске традиционно проводится на камерной сцене академического драматического театра имени Охлопкова, взявшего его под свой патронат восемь лет назад. Участниками «Алых парусов – 2014» стали любительские театры медицинского, лингвистического, технического университетов, колледжа экономики, сервиса и туризма, училища олимпийского резерва, общеобразовательных школ.

О том, чтобы спектакли фестиваля были серьёзны и значимы в своей содержательной основе, заботятся руководители молодёжных коллективов, хорошо понимающие, что общаться им приходится с юными, ещё не успевшими сформироваться личностями, заинтересовавшимися театральным искусством. Для каждого возраста необходим тот драматургический материал, который может понравиться молодым людям, посредством которого они смогут выразиться со сцены. 

Надо заметить, репертуар «Алых парусов» в этом году был непрост, коллективы обращались как к классическим произведениям, так и к со­временным пьесам, написанным русскими и зарубежными авторами. А начинался парад спектаклей с «Синей птицы» Метерлинка, поставленной театральной студией «Раёк». Пьеса бельгийского поэта, драматурга, философа Мориса Метерлинка, посвящённая вечному поиску человеком непреходящего символа счастья и познания бытия, была сыграна коллективом исполнителей, в котором на одной сцене играли взрослые и дети; здесь соседствовали умудрённость жизненным опытом и наивность ребят, отправившихся на по­иски синей птицы. Режиссёр Алла Волокитина сократила драматургический материал, сделав его доступным в понимании не только юными актёрами, но и всеми зрителями, которые приходят смотреть эту мудрую притчу о бесстрашии, верности, дружбе и любви.

Режиссёр Наталья Самарина театра-студии «Я», соединив драматургию Беккета и рассказ Чехова, поставила в жанре абсурда спектакль «Психопатия – БиЧ». Не всё по содержанию было в нём понятно, интерес заключался в работе актёров, которые представляли на сцене состояние людей, доводящих себя до чрезвычайности восприятия бытовых ситуаций. Поскольку исполнители достаточно взрослые люди, режиссёр могла позволить своему коллективу выразить собственное «я», заключив его по форме в театральный эксперимент.

Показанные в начале фестиваля спектакли наводили на размышление о целесообразности работы актёров-любителей в сложнейшей интеллектуальной драме, насколько они сами понимают её смысл и доводят его до зрителя. То, что в подобной драматургии мысли бывают ясными, доказала режиссёр Надежда Славная в работе театра «Событие» государственного медицинского университета над пьесой Ингеборги фон Цадов «Ты и я». 

Привычного сюжета в этом спектакле нет. Две исполнительницы начинают его с весёлой игры: сначала между собой, потом со зрителями, перебрасываясь с ними мячом, загадывая названия городов. Вдруг одна из девушек начинает тревожиться, говорить о том, что камень с неба может упасть и пришибить. Надо бы построить стену. С каждым новым поворотом событий тревога возрастает, и вот уже не стена – домик построен и крыша возведена.

Абстрактного вида декорация, представленная в начале спектакля, при небольшой трансформации действительно начинает напоминать небольшой домик, в который спрятались героини спектакля. Одной там тесно и душно, другая чувствует себя в безопасности. Одна выползает из домика-клетки, находит друзей, с которыми весело и интересно, другая сидит, сгорбившись, спрятав голову в колени, чтобы ничего не видеть и не слышать.

Зрители спектакля по ходу действия не заметили, как при затемнении произошла подмена исполнительниц, другие девушки, оказавшиеся в тех же предлагаемых обстоятельствах жизни, ведут себя точно так же: одна прячется, другая открыта для общения. Мир огромен, и все люди в нём разные, но для одних он одинаково представляет угрозу (часто оправданную), другие видят в нём только светлую сторону. В пьесе-символе, или абсурдистской пьесе (разница небольшая), драматург сумела показать состояние современного человека, чувствующего себя незащищённым, подвергнутого фобиям и страхам. Режиссёр молодёжного театра ГМУ Надежда Славная мыслит позитивно, она вытаскивает из домика-тюрьмы пугающегося человечка, открывает для него мир добра и радости жизни (пьеса позволяет трактовать её смысл в зависимости от мировоззренческой позиции постановщика).

На фестивале одни театры показывали простенькие спектакли, которые были чисты и безупречны в их ученическом прочтении. Другие в своих работах размышляли, стремились к показу многополярности современной действительности. Литературный театр «Слово» и театр-клуб-студия «Диалог» представили литературно-музыкальную композицию «О Великой Победе с радостью и тревогой», в которой использовали стихи иркутских поэтов, посвящённые войне, замечательные песни, рождённые во времена лихолетья.

Казалось бы, традиционный подход к выбору материала, посвящённого празднику Победы, но Валентина Просекина, постановщик и сценарист композиции, мыслит шире: она говорит о судьбах солдат, оказавшихся в преклонном возрасте забытыми и не уважаемыми новым поколением, о том, что на Украине фашизм, как ползучая гадина, влез в души западных украинцев. Тревога и любовь звучат в композиции «О Великой Победе…», заставляя зрителей испытывать «радость со слезами на глазах».

Некоторые коллективы обращались в своих работах к современной драматургии, стремились через её сюжеты разговаривать со зрителями о серьёзных проблемах сегодняшних молодых людей. Например, студенческий театр «Цилиндр» юридического института ИГУ сыграл пьесу Такунина «Я всех вас люблю» о страшном непонимании и нежелании понять друг друга между девушками, оказавшимися по разным причинам в детском доме. Каждая в отдельности стремится к любви, добру, заботе о ближнем и каждая, оказавшись в окружении соседок по комнате, готова растерзать подругу без видимой причины. «Почему так жестоки современные молодые люди?» – этим вопросом задаётся постановщик спектакля Александр Братенков и, не находя ответа, констатирует состояние агрессии, непримиримости эгоистичного, умеющего сострадать только себе, но не ближнему человека. Спектакль – констатация факта, который заставляет задуматься: «Что же со всеми нами сегодня происходит?»

Народный театр «Предместье» государственного технического университета взял к постановке пьесу Семёна Злотникова «Команда» и тоже обратился к проблеме состояния современных молодых людей, как и ребята юридического института. Как название спектакля «Я всех вас люблю» становится перевёртышем его смысла, так и в «Команде» демонстрируется далеко не командный дух её участников. Как только человек начинает проявляться в своей индивидуальности, команда тут же рассыпается, в ней демонстрируется непонимание, а порой и ненависть друг к другу. Режиссёр Лариса Серикова-Киркица конфликт пьесы почувствовала в столкновении интересов личности и командного духа, в не­умении совместить эти два понятия. 

Примирил всех на фестивальных показах спектакль по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» те­атра «Эксперимент» лингвистического университета. Хорошо знакомый сюжет у исполнителей прозвучал осмысленно, с пониманием проблем, заложенных в сказке драматургом, и необходимости их «сказочного» разрешения. Но кавычки, пожалуй, здесь не нужны: если верить в любовь и взаимопонимание, обязательно произойдёт чудо, к которому стремились герои, преодолевая препятствия на своём пути. Режиссёр спектакля Ольга Шмидгаль, поэтичная, верящая в романтику отношений актриса академического драматического театра имени Охлопкова, сумела воспроизвести на сцене таинство любви, которая может изменить судьбу каждого человека, если её ждать, если научиться понимать ближнего.

На предыдущих фестивалях общая тема представленных для показа спектаклей почти не просматривалась. Со временем режиссёры-постановщики, а вместе с ними и исполнители поняли, что просто так выходить на сцену, даже в симпатичной постановке, для актёров-любителей маловато: со сцены необходимо разговаривать с залом, стремиться научиться думать самим и призывать к этому зрителей. Этот обмен мыслями и эмоциями со стороны исполнителей и зрителей необходим для формирования их личностного, духовно-осмысленного отношения к жизни.

P.S. Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить автора идеи молодёжного фестиваля «Алые паруса» режиссёра Валентину Семёновну Просекину с присвоением ей звания «Заслуженный работник культуры». Награждение состоялось в Москве, знак отличия Просекина получила из рук президента России Владимира Путина. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры