издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Аномальное маловодье

  • Автор: Фёдор ТКАЧУК

Засушливое лето привело к аномальному снижению уровня воды в крупных водоёмах Сибири. Так, уровень Байкала оказался ниже прошлогоднего на 29 см. Иркутские гидрометеорологии отмечают, что подобная ситуация последний раз наблюдалась в регионе более 30 лет назад. Маловодье несёт за собой проблему для Ангарского каскада ГЭС: из-за дефицита гидроресурсов работать предстоит в весьма скованных условиях. Энергетики компенсировать «выпадающую энергию» планируют за счёт угольных теплостанций. Однако на этом «маловодная» проблема не заканчивается – под угрозой может оказаться эксплуатация водозаборов в Ангарске, Черемхове, Свирске. О том, как регион будет выходить из затруднительного положения, выяснял «Конкурент».

Аномально маловодной называют сложившуюся водохозяйственную обстановку в Приангарье специалисты из отдела гидрологических прогнозов Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Из-за низкого уровня осадков в летний и осенний периоды водность по рекам Иркутской области в среднем оказалась на 60–70% ниже нормы, отмечает начальник отдела Наталья Якимова: «В итоге в сентябре приток был уже близким к историческому минимуму, который сложился за последние 55 лет». 

– Из-за маловодности сегодня обмелела река Лена. Практически пустыми оказались притоки Ангары, – прокомментировал ситуацию другой собеседник издания Михаил Людвиг, начальник территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области (входит в Енисейское БВУ). – Между тем исходя из многолетних наблюдений мы рассчитывали, что Байкал и Иркутское водохранилище заполнятся до необходимого уровня в августе-сентябре. Кроме того, и долгосрочные прогнозы по уровню воды, которые готовят специалисты Института систем энергетики, были более чем оптимистичными. На весь летний период прогнозировалось многоводье, большой паводок. 

Таким образом, максимальная отметка уровня воды в Байкале достигла за прошедший сезон 456,57 м. На 9 октября она понизилась и сохраняется на 456,50 м (по тихо­океанской системе высот), что оказалось на 29 см ниже, чем в прошлом году. А это, как отмечают специалисты-гидрометеорологи, уже серьёзное отклонение от нормы. «Обычно среднее наполнение озера в период с 1 мая по 1 октября составляет 90 см. В этом году Байкал наполнился только на 45 см», – рассказывает Якимова. Явление это довольно редкое – в последний раз такой уровень воды в Байкале был отмечен 32 года назад. 

Не обошло стороной маловодье, естественно, и искусственные водоёмы – водохранилища Ангарского каскада ГЭС. Так, например, по данным Иркутскгидромета, уровень наполнения Братского водохранилища сегодня составляет 397,01 м (по балтийской системе), что на 200 см ниже, чем в прошлом году.

При этом критичным оказался и такой показатель, как уровень приточности. К примеру, во втором и третьем кварталах 2014 года он составил 70% от нормы по озеру Байкал (порядка 2500 кубометров в секунду) и 68% по Братскому водо­хранилищу (1150 кубометров в секунду). Всего же за столетний период наблюдений схожий уровень приточности по Байкалу наблюдался всего лишь четыре раза (в 1979 году – 2300, в 1981-м – 2611 и т.д.). На Братском водохранилище минимальный уровень поступления воды составил в 1982-1981 – 1500 и 1400 кубов соответственно и в 1990 году – 1100 кубов.

Прогноз на оставшийся период 2014 года для Приангарья неутешителен – обильных дождей в октябре-ноябре не будет, это понятно уже и без метеорологического прогноза. Однако в условиях дефицита оказалось сегодня и большинство других регионов страны – Красноярский край, Якутия, Забайкалье, территории Верхней Волги, Вологодская область. Согласно данным Федерального агентства водных ресурсов, водохозяйственная обстановка на этих территориях характеризуется от пониженного уровня воды до экстремально низкого. 

«Обязательства
по выработке электроэнергии будут распределены
по нашим ТЭС», – сообщил гендиректор «Иркутскэнерго» Олег Причко

Аномальное для Приангарья явление  внесло коррективы в производственную программу иркутской энергосистемы, большая часть которой приходится на гидрогенерацию.

– В одном сантиметре водной глади Байкала хранится энергопотенциал в 160 млн кВт-ч, – отмечает Андрей Корнеев, заместитель главного инженера компании «Иркутскэнерго». – Для сравнения: ежесуточная выработка Братской ГЭС сейчас составляет 50–60 млн кВтч.

Отреагировало на снижение уровня воды в Байкале и Ангаре Енисейское БВУ, в полномочиях которого – регулирование водного баланса. Ведомство уже приняло решение о прохождении предстоящего осенне-зимнего периода на минимальных сбросных расходах через Иркутский гидроузел. «Если в прошлом году мы работали при расходе 1500 кубометров в секунду, то сегодня решено начать режим жёсткой экономии воды. Иркутская ГЭС с 5 октября вынуждена работать на 1300 кубометрах», – отмечает Михаил Людвиг, начальник территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области.

Но и этот минимальный показатель – ещё не предел. Как объясняет Михаил Людвиг, пользователи водных ресурсов обязаны выполнять принятое более десяти лет назад постановление правительства РФ «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности». В документе чётко оговаривается работа Иркутской ГЭС в диапазоне 456-457 м по озеру Байкал. Иркутским энергетикам в условиях маловодности для обеспечения этого показателя придётся снизить сбросные расходы до 1050–1150 куб. м/сек. 

По словам Андрея Корнеева, как и в прошлые маловодные годы,  будут увеличена выработка теплоэлектростанций. «Обязательства по выработке электроэнергии будут распределены по нашим ТЭС. Запасы угля на складах уже увеличены», – комментирует ситуацию гендиректор «Иркутскэнерго» Олег Причко. По предварительным подсчётам компании, для прохождения отопительного периода потребуется дополнительно от 1 до 2 млн тонн топлива, что эквивалентно порядка 2 млрд кВт-ч.

Директор КВСУ Евгений Мастернак сообщил «Конкуренту», что отгрузка угля на склады сегодня идёт полным ходом: «Честно говоря, мы не ожидали такой ситуации, когда потребуется серьёзная  загрузка ТЭЦ, ведь прогноз водности на зимний период был, так сказать, «не в нашу пользу». Поэтому КВСУ с начала года оптимизировала свою работу, перераспределяла объёмы. Тем не менее выполнить задачу этого отопительного сезона мы, безусловно, сможем. Весь объём угля, который запросили энергетики, будет поставлен в срок. Но, к сожалению, для КВСУ этот локальный всплеск спроса финансово-экономическую ситуацию не изменит. Компания, как и отрасль в целом, переживает не лучшие времена».

Таким образом, уверяют энергетики и угольщики, энергодефицита в Иркутской области зимой 2014-2015 не будет.

Между тем существует и другая проблема, которую несёт с собой для региона маловодный год. Речь идёт об устойчивой работе водозаборов промышленных предприятий и городов, расположенных в нижнем бьефе Иркутской ГЭС. На эту ситуацию обращают особое внимание собеседники газеты. «Если уменьшить показатель работы Иркутской ГЭС ниже 1300, то затруднение уже будут испытывать наши водозаборы», – комментирует Наталья Якимова. По словам Михаила Людвига, пострадать могут в первую очередь населённые пункты, расположенные ниже по течению Ангары – Ангарск, Черемхово, Свирск, посёлок Михайловка Черемховского района.

«Из-за маловодности сегодня обмелела река Лена. Практически пустыми оказались притоки Ангары», – проком-ментировал ситуацию другой собеседник издания Михаил Людвиг

«По водозаборам ситуации на пределе. Ведь даже при расходе воды в 1300 куб. м/с не все водозаборы могут работать в нормальном режиме. И понятно, что естественного увеличения уровня воды в наших водоёмах не будет. Но я подчёркиваю, что никто не допустит остановки водозаборов. Мы уже начали работу, чтобы не допустить режима ЧС в регионе», – рассказывает Людвиг.

По его словам, вопрос о работе водозаборов в условиях маловодности обсуждался неделю назад на заседании межведомственной комиссии под руководством замгубернатора Николая Слободчикова. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры