издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полвека на сцене и за кулисами

  • Автор: Любовь ВАСИЛЬЕВА

В эти дни празднует юбилей заслуженный работник культуры России, заведующая труппой Иркутского театра юного зрителя имени Вампилова Тамара Терпугова.

Она просыпается очень рано, пьёт кофе, летом поливает цветы, высаженные ею у подъезда дома, и отправляется туда, где рождается волшебство. Там утренние репетиции и вечерние прогоны, долгожданные премьеры и старые, но любимые спектакли. Заведующая труппой Тамара Никифоровна Терпугова уже полвека на сцене и за кулисами Иркутского театра юного зрителя, ныне носящего имя Александра Вампилова.

Ей знакомы романтика трёх звонков и дыхание занавеса, высота колосников и запах «свежих» декораций, мощь штанкетов и эхо аплодисментов. Про таких говорят: «Вся жизнь – театр». 

Она любила театр с детства, когда с удовольствием участвовала в школьных репетициях, и в Иркутском госуниверситете, где писала дипломную работу о ТЮЗе. Ещё студенткой в 1963 году пришла сюда работать. Непрестижная работа гардеробщицы не смущала. А что?! Ведь театр, как известно, начинается с вешалки. Потом освоила труд бутафора, помощника режиссёра. В театре ей было интересно всё, особенно гастрольные поездки по деревням и сёлам. Неожиданно получила предложение стать заведующей труппой, принять это сложное и беспокойное хозяйство. Кстати, самым известным из заведующих труппой российского театра считают Немировича-Данченко, который в первые годы существования Художественного театра занимал должность заведующего репертуаром.

Этот труд можно назвать «изнанкой спектакля». На плечах завтруппой лежит то, что скрыто от зрительских глаз. А забот всегда хватает. 

Завтруппой занимается организацией работы актёров и всего творческого процесса в целом. Часто бывает так, что один и тот же актёр занят сразу в нескольких спектаклях (а следовательно, он должен посещать и репетиции этих спектаклей). Нужно так составить расписание, чтобы никто никуда не опаздывал, не было накладок по времени. Зав­труппой всегда на связи с актёрами, если вдруг кто-нибудь из них заболел и не может приехать на репетицию, первым должен быть в курсе. При этом необходимо всем артистам обеспечить постоянную занятость, чтобы они, люди творческие, не чувствовали себя обделёнными и ненужными театру. 

Какими ещё важными качествами должен обладать человек на такой должности? (Кстати, этой редкой профессии нигде не учат, и овладеть ею можно только за долгие годы служения театру.) Наверное, надо быть немного психологом – чутким, корректным, заботливым и, конечно, очень любить актёров. Тамаре Никифоровне потребовалось немало времени, чтобы понять: актёр – как ребёнок. Он бывает непредсказуем, в реальной жизни порой попадает в неприятные ситуации, может быть не в ладу с дисциплиной. А семейные проблемы и бытовые дела! Когда у актёра возникает какое-то затруднение, именно к ней он приходит за помощью: и в тексте реплику уточнить, и аптечкой воспользоваться, и просто поговорить, отвести душу…

Завтруппой выступает посредником между актёрами, режиссёрами и руководством. Защищая интересы администрации, Тамара Никифоровна, тем не менее, всегда на стороне актёров. Она знает об их семьях, буднях и праздниках, помнит наизусть большинство телефонов. Актёры шутят: «В день юбилея надо бы собраться пораньше, чтобы встретить Тамару Никифоровну аплодисментами. Только вряд ли это получится! Она опередит всех. В восемь часов утра уже в театре».

Театр – предприятие творческое, шумное и эмоциональное. Стрессов и ей хватало! Справиться с ними помогали увлечение живописью и перевод детективов с польского. В семье Тамары Никифоровны есть польские корни. Перевела 58 книжек, оформила их и… раздарила друзьям. А масляные краски снимали напряжение, перестраивали впечатления, заполняли душу. Первый же этюд с цветущей черемухой получился и опять же охотно был подарен автором коллеге по театру. На её полотнах сохранились старинные уголки Иркутска, цветочные поляны по берегам Ушаковки, укромные уголки парков. Её работы в качестве подарков разъехались по всей стране и даже за границу. Их встретишь в театральных кабинетах и гримёрках. Но это всегда была лишь короткая передышка от театра. 

Когда выпускается премьера, да и в другие дни, Тамара Никифоровна присутствует в зале на репетициях, наблюдает, как совершенствуются в роли или что-то теряют артисты… Профессионалу трудно беспристрастно оценивать спектакль. А иногда хочется забыть про фильтр, полностью раствориться, не отвлекаясь ни на что. Ей ближе психологический театр. Из прошлого сердцу дороги постановки, которые вызывали споры. Конечно, время многое меняет и обновляет в театре: драматурги пишут иначе, режиссёры экспериментируют, ищут новые формы. Но важно, считает Тамара Никифоровна, чтобы из театра не ушла театральность, выразительность, искренность, правда и другие ценности. Таков её театр, которому она служит более полувека!

Тамара Никифоровна считает, что у современных актёров совершенно другой ритм жизни. Они многостаночники: съёмки, реклама, проведение свадеб и концертов. Они ведут студии, учатся в вузах. Старшее поколение иногда ворчит, но ведь это естественно: молодые хватаются за любую работу, потому что у них и потребностей больше.

Со временем и с опытом молодёжь тоже становится ответственней. Если актёру доверяют роли, если он чувствует, что нужен театру, он растёт и как артист, и как личность. Он дорожит театром.

Как дорожит она сама. Театр для неё – понятие круглосуточное. Включая дополнительные нагрузки: она и член художественного совета, и аттестационной комиссии, и всевозможных жюри… Театр – её мир. А завтруппой – это, пожалуй, не должность, а образ жизни. Тамара Никифоровна, хотя и ворчит порою, своим образом жизни очень довольна. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры