издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Умная школа» в « городе упущенных возможностей»

Скепсис и радость иркутян

  • Автор: ЕЛЕНА КОРКИНА

Работа над проектом «Умная школа» только переходит в активную стадию, а оживлённые дискуссии ведутся вовсю. Одни хвалят проект и указывают на его бесспорную пользу, другие с раздражением машут рукой, потому что документов на землю нет, а финансовая стабильность проекта кажется неочевидной.

«Умная школа» – это школа мечты. Индивидуальная учебная программа, стартующая сразу после младших классов, постановка во главу угла умения выпускника распоряжаться собственной жизнью, возможность перепробовать массу активностей, чтобы к старшей школе понять, что нравится, а что нет. Для  детей-сирот это и вовсе подарок: жизнь в приёмных семьях (предполагается, что семей будет около 30, в каждой по пять-шесть детей) на территории комплекса, хорошее качество образования, психологи и социальные работники, которые всегда рядом и всегда в курсе.  Чем больше узнаёшь, тем больше впечатляет. Но для многих иркутян под вопросом стоит реальность проекта.  

Кому-то неприемлемым кажется факт расположения школы на берегу Ангары, «открытом всем ветрам» месте с линиями ЛЭП и неподалёку от аэропорта. Другие говорят о строительстве воздушных замков: документов на земельный участок пока ещё нет, третьи и вовсе намекают на злой рок: «Иркутск – это город упущенных возможностей. Очень многие проекты здесь не состоялись. Не боитесь, что ваш постигнет та же участь?» – спросили у руководителя «Умной школы» Марка Сартана на пресс-конференции. «Не боюсь», – ответил Сартан, по мнению которого Иркутск – «регион с большим потенциалом, вложение ресурсов в который даёт большой отклик, а возможности его огромны». Кроме того, Сартан положительно оценил отзывчивость областной администрации, однако вряд ли кого-то могут успокоить такие осторожные и не вполне определённые речи.

На сегодняшний день участок в районе Чертугеевского залива по соседству с элитным коттеджным посёлком «Гринлэнд» находится в частной собственности и предназначен для сельскохозяйственного использования. Примеры законного изменения назначения земли есть, однако процесс этот непростой и может затянуться. Тем временем расчётные сроки начала строительства – конец 2016-го. 

Вопрос номер два – финансирование. Заказчиком проекта выступает частный благотворительный фонд «Новый дом». Связаться  с его представителями оказалось не так-то просто, впрочем, и официальный комментарий не пролил свет на источники финансирования. В декабре прошлого года тогдашний председатель городской Думы Дмитрий Бердников говорил, что «руководством области ведутся переговоры с корпорацией «Ростехнологии», которая готова построить за свой счёт в городе школу XXI века с новейшей системой обучения». В фонде подчеркнули: «Ростех» к проекту отношения не имеет, но истинного учредителя назвать отказались. Осторожность эта вызывает вопросы. Прежде всего, к серьёзности намерений и возможностей неизвестных благотворителей. О деятельности фонда нельзя судить и по другим проектам: в «Новом доме» сообщили, что «они находятся в разработке». 

Очевидно, что большая часть средств не только на строительство, но и на содержание образовательного комплекса пойдёт не из бюджета. По словам Марка Сартана, делать обучение в школе платным не планируется. «Но если фонд передумает давать средства или попросту разорится?» – интересуются иркутяне. «Почему вы постоянно спрашиваете меня о финансовой стороне?, – в свою очередь удивляется Сартан. — На данный момент выполнены все обещания — как  наши, так и тех, кто проект поддерживает, встречает и финансирует». И закругляет тему: команда работает над проектом, заказчик – фонд, вопросы – к фонду.

В то же время у тех, кто работает с командой «Умной школы»  с прошлого года, отношение к проекту лишено подозрений. По крайней мере, в части пользы «Умной школы» для городской системы образования. «Проект вызывает  только положительные эмоции», – рассказывает Наталья Яловицкая, директор Центра информационно-методического и психологического обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений (ЦИМПО). По её словам, в обучении участвуют самые разные учителя – от преподавателей начальной школы до физруков, а также психологи, заместители директоров и все те, кто как-то связан с введением новых федеральных стандартов. Как ни странно, именно нестандартный проект  этому внедрению всячески способствует.

У методического центра есть непосредственный интерес в сотрудничестве с «Умной школой». «Силами методического центра дойти до каждого учителя невозможно, а сотрудничество позволяет нам создать многоуровневую организацию сопровождения, которая нужна для перехода на новые федеральные стандарты, – поясняет Наталья Яловицкая. – В Иркутске есть шесть базовых образовательных учреждений, которые отрабатывают универсальные учебные действия и потом смогут поделить опытом. Это гимназии № 2, № 3, № 25, лицей ИГУ, школа № 23 и центр образования № 47. Там есть база, потенциал, их непосредственный куратор – профессор Московского педагогического университета Марина Битянова».

Обучение проводилось не только для школ, гимназий и лицеев, стоящих в авангарде. В первом модуле обучения (закончился в ноябре) участвовали 200 работников школ, отдельная сессия была проведена для психологов. После трёх сессий, посвящённых эффективной организации образовательного процесса в условиях новых стандартов, прошёл семинар  по развитию критического мышления Сергея Заир-Бека, ведущего научного сотрудника научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ и кандидата педагогических наук. Также среди преподавателей были специалисты Московского педагогического института, в том числе Марина Битянова. «Я благодарна команде проекта за то, что они работают активно и хорошо, отправляют самых востребованных – в России и не только – специалистов», – подчёркивает  Яловицкая.

Отбор участников, конечно, был, хотя в «Умной школе»  эту практику не слишком любят. «Можно было взять всех желающих, – объясняет директор ЦИМПО,  – но мы хотели, чтобы был эффект, поэтому ориентировались на данные нашего мониторинга и брали тех, кто зарекомендовал себя  в рамках сотрудничества с нами, тех, кто может учиться сам и потом учить других». В итоге были выбраны по одному-два представителя от каждой школы.

Цели обучения не умозрительные, а вполне конкретные. Проблемы, над которыми преподаватели начинают работать ещё в школе, в процессе обучения превращаются в проекты и прорабатываются, а после его окончания  проекты возвращаются в школу и начинается их внедрение и проработка уже на практике.

Вторая сессия обучения должна  начаться ближе к сентябрю. К тому времени преподаватели сформулируют новые проблемы, вопросы  и предложения. Других, более понятных широкому кругу, новостей по проекту следует ожидать как максимум летом: 30 июня будет выбрано архитектурное бюро, которое определит внешний вид образовательного центра.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры