издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мальчики со шпагой

«Иркутский репортёр» выяснял, почему современные горожане влюбляются в фехтование

Звон соприкасающихся друг с другом клинков, бликующее на шпаге солнце, живое ощущение тяжёлого эфеса в ладони – некоторых и взрослых людей вся эта давно ушедшая романтика шпажных сражений волнует настолько, что они необратимо и навсегда влюбляются в фехтовальное искусство. Считается, что у мужчин страсть к холодному оружию заложена с рождения, но среди фехтовальщиков немало и женщин. «Батман», «выпад», «стрела», «укол», «финт» – это для фехтовальщиков больше, чем термины. Точно так же, как и репетиции, выезды на турниры, изучение истории фехтования, собственноручное изготовление оружия – больше, чем увлечение. Для некоторых иркутян это важная и значительная часть жизни, хотя никакой прикладной выгоды фехтование сегодня не содержит.

Понимание вечного вопроса жизни и смерти

Зарождение увлечений руководителей двух ведущих иркутских фехтовальных клубов «Ойкумена» и «Бретта» словно написаны под копирку. Алексея Михеева с детства увлекала военная история, и одной из первых книг, заинтересовавшей его больше всего, был «Атлас офицера». Ну а интерес к военной истории непременно перекликается с фехтованием, были до дыр зачитаны и «Три мушкетёра», и «Мальчик со шпагой», имелись и дворовые битвы на мечах. У Александра Порошина, ныне чемпиона России по фехтованию, также в прошлом обязательные «Три мушкетёра» и скоттовский «Квентин Дорвард», летние бои на выструганных из палок мечах. Секции спортивного фехтования в Иркутске к тому времени перестали существовать, в общей сложности их в столице Приангарья нет уже более 30 лет. И, как и многих будущих фехтовальщиков, жизнь привела иркутян в ролевое движение, которое стало уникальной школой для многих нетривиальных направлений. 

В середине 1990-х Алексей Михеев и его друзья организовали историко-фехтовальный клуб «Ойкумена». Этим красивым словом древние греки именовали всю обитаемую Вселенную. Членов «Ойкумены» интересует и римская тематика, и позднее Средневековье, и эпоха Возрождения, и более современная техника сабельного боя, и  творческие направления – например, мифоисторическое моделирование, историческая фотография, поэзия и многое другое. С конца девяностых  в России стало активно развиваться историческое фехтование – бой в доспехах. Сейчас это очень популярная линия, и наша страна является в ней лидером по полноконтактным боям.  Европейские боевые искусства, техники, что существовали для различных видов оружия – шпаги, сабли, меча, копья, – сегодня активно восстанавливаются и набирают популярность. 

Алексей Михеев, хотя и относит себя к типичным самоучкам, всё же два года учился в Японии искусству кендо (японское фехтование на бамбуковых мечах) и сдал экзамен на первый дан. Общие принципы боевых искусств универсальны, во многом пересекаются, хотя фехтование имеет свою специфику. Руководство клубом успешно совмещается с работой в Институте систем энергетики СО РАН. Алексей неоднократно принимал участие в выездных международных семинарах по польской, турецкой и грузинской сабле.

– Поддержание связи с историей очень важно, вещи же не существуют сами по себе, – объясняет свой интерес к этому боевому искусству Алексей Михеев. – Для чего сегодня нужно фехтование? Прямого прикладного значения в XXI веке оно не имеет. Ведь чтобы защитить себя на улице, руки, ноги есть всегда, а шпага – отнюдь. Но фехтование – это не просто вид спорта, чтобы соревноваться и что-то доказывать. Надо не забывать, что стальное оружие в отличие от, скажем, кулаков – то, что отнимает жизнь. Без осознания этого сложно заниматься боевыми искусствами, а фехтованием – в особенности. Представляется, что понимание вечного вопроса жизни и смерти, одного из основных вопросов человеческого существования, в том числе возможно и через занятия фехтованием. Поэтому боевые искусства с оружием предъявляют особые требования не только к физической культуре, но и к личной ответственности.

Когда рыцарь дерётся с мушкетёром 

Большое внимание в фехтовальном искусстве уделяется экипировке

Если Алексея Михеева в первую очередь интересует историческая подоплёка фехтования, то направленность клуба «Бретта» – арт-фехтование, визуально эффектный, эстетически прекрасный вид спорта. 

– В 2007 году мы сборной командой выезжали на фестиваль в Томск, где проходил турнир, на котором нас очень хорошо разделали, – вспоминает  руководитель клуба Александр Порошин. – Тогда было решено более конструктивно подойти к своему самообразованию и самоподготовке. В Москве в это время как раз проходил первый чемпионат России по арт-фехтованию, тогда это был ещё не спорт, арт-фехтование стало им в 2008 году. Я съездил, познакомился с профессорами Российской государственной академии физкультуры и спорта – Давидом Абрамовичем Тышлером, это известный фехтовальный тренер, чьему авторству принадлежат практически все российские учебники по фехтованию, и Аликом Давыдовичем Моршовичем, ныне это президент Федерации артистического фехтования. Я взял для себя много информации, учебников, и мы в Иркутске стали  работать, возрождать фехтовальное дело. Наш клуб «Бретта» сразу ориентировался на два направления. Одно из них дуэльное, это то же самое, что и спортивное, но на более тяжёлом оружии, приближенном к историческим аналогам. И, что важно – с визуальным судейством. Если в спортивном фехтовании судейство происходит с помощью электрофиксации (функцию судьи берёт на себя специальный аппарат, фиксирующий удары), то в дуэльном фехтовании всё идёт по старинке. Второе направление «Бретты» – арт-фехтование.

Главный «козырь» арт-фехтования – показ боя для зрителей и судейской коллегии. Но если в сценическом фехтовании во главу угла поставлена передача образа и замысла, оно всегда подчинено сюжету спектакля, отдельно от него не существует, то в арт-фехтовании основной упор приходится на спорт. Если сравнивать с другими спортивными дисциплинами, то ближе всего фигурное катание. Потому что оценки ставятся за технику и артистизм. Другая особенность – выступления очень короткие, от одной минуты 20 секунд в соло до 6 минут в группе, это сжатый жанр. Бывают как сольные, парные, так и групповые выступления – от трёх до девяти человек. 

В арт-фехтовании всё по науке – есть разделение на исторические периоды. Их два: от античности до XV века (гладиаторы, рыцари и прочее) и от XVI века до наших дней (мушкетёры, казаки, регулярные войска, наполеоника). Есть ещё категория «Вне времени» – сказочные сюжеты и анахронизмы. В арт-фехтовании возможна инсценировка любого сюжета, например, рыцарь будет драться с мушкетёром, хотя это разные исторические периоды. Но поскольку творчество, яркая показная выразительность и даже картинность  – основные приметы арт-фехтования, то такое смешение жанров не вызывает отторжения. 

– Сегодня в дуэльном фехтовании спортивная составляющая – это победить соперника. Хотя чаще всего среди соперников царят взаимопонимание и дружба, но на площадке все стремятся выиграть, получая от этого удовольствие и повышая свой статус в этих кругах, – улыбается Александр Порошин. – Кайф от арт-фехтования состоит в том, что это, по сути, выступление, которое  предполагает отдачу от публики, адреналин. Когда ты выходишь на сцену, показываешь номер и тебе аплодируют, это очень стимулирует. К дальнейшему самосовершенствованию в том числе. 

Конечно, фехтование – это порой экстремальные нагрузки для суставов, мышц, кардионагрузки. Но люди увлечённые на это идут спокойно. Нужно отметить, что, например, арт-фехтование – это бои на стальном оружии, это показ боя в том виде, в каком он был 200–300 лет назад. И никакого дополнительного защитного снаряжения (если ты не рыцарь в доспехах, конечно), тоже нет. Поэтому арт-фехтованием можно заниматься лишь с 18 лет. На всех соревнованиях обязательно дежурит «скорая». Хотя номера не импровизационные, готовятся минимум месяц, ребята отрабатывают все движения и всю защиту, иногда может случиться так называемая «рассинхронизация», возможны небольшие царапины. Но до серьёзных травм у профессионалов, конечно, не доходит.

Чувство замедленного времени

Ежегодно проходит несколько турниров в разных городах России

А вот у клуба «Торн» – уже не просто историческая, а военно-историческая направленность. Изначально он был создан в 2008 году для выездов на ролевые игры, но уже с прицелом на реконструкцию. А в 2011 «Торн» начал заниматься этой темой плотно – участники клуба постепенно переходили на аутентичные одежды и доспехи, причём соблюдая правила даже в мелочах – например, используя только натуральные ткани, которые сшивались исключительно ручными швами. Название клуба было выбрано по названию города Торн,  где стоит один из старейших замков духовно-рыцарского Тевтонского ордена. Любовь именно к Тевтонскому ордену Роман Ярошевич, член клуба, объясняет просто – это один из крупнейших монашеских орденов, существовавших в Средневековье. Роман закончил ИГМУ, работает детским врачом-психиатром, но всё свободное время посвящает клубу и фехтованию:

– Изначально нас особо интересовал XIII век. Письменных и изобразительных источников о нём сохранилось достаточно, а вот образцов одежды и доспехов – мало. В то же время вся информация, относящаяся к концу XIV – началу XV века (когда начался упадок ордена, прошла осада Мальборка), более доступна. Я выезжал и в Торн, и в Мальборк, своими глазами видел артефакты XIII–XV веков. Когда такие раритеты видишь вживую, это особо вдохновляет, в том числе и на развитие клуба. Наше основное отличие от ролевиков – фехтование мы ставим во главу угла. Также мы реконструируем костюмы до мельчайших деталей, изучаем аутентичные техники фехтования. Кольчуги мы сами плетём, заказывая кольчужные элементы. 

Как и другие фехтовальщики, Роман также подтверждает, что этот вид боевого искусства помогает развивать силу и выносливость. Потаскай-ка на себе 30-килограммовые доспехи и помаши мечом весом в два килограмма! Ну а знание истории, сведения о культурных событиях и нравах просто обогащают внутренне. Другие удивительные эмоции – трёхминутный бой даёт ощутить и адреналин, и потрясающе передаёт чувство замедленного времени. 

Интеллектуальный вид спорта 

В фехтовальных клубах Иркутска занимаются не только мужчины,
но и женщины

Фехтование в Иркутске не особо популярно, хотя у нас успешно работают несколько клубов – уже упомянутые «Ойкумена», «Бретта», «Торн», есть ещё «Храбор» и «Грань». Членов клубов объединяет любовь к истории, в частности, к военной. 

Но это увлечение остаётся штучным, это интеллектуальный вид спорта, куда приходят люди неслучайные, со своим интересом. Фехтование требует и вложений, во-первых, на инструмент, то есть оружие. Второе – на экипировку (это маска и перчатки, корпус защищается специальной кожаной курткой, а суставы – наколенниками). Хорошая экипировка достаточно дорога и обходится в сумму около 30 тысяч рублей. Оружие стоит от 3 до 10 тысяч рублей, реплики дороже – 10–15 тысяч. Затупленное оружие для фехтования не попадает под закон о холодном оружии, поэтому купить его можно без каких-либо разрешений. И сегодня в России появилось много изготовителей фехтовального оружия именно в связи с развитием этого направления. Но иркутские фехтовальщики, например Александр Порошин, делают оружие сами:

– У меня своя мастерская со слесарной и кузницей. И всё, чем мы дерёмся, что на нас надето, сделано в нашей мастерской под наши нужды. Единственное – клинки  приходится заказывать заводские. В кустарных условиях трудно сделать тонкий и гибкий клинок для фехтования необходимых габаритов, чтобы он отвечал требованиям безопасности: не гнулся, не ломался, но сгибался на уколе. А если и ломался, то под нужным углом, а не с острыми кусками. Этого смогли добиться лишь специализированные заводы, которые сегодня и выпускают клинки для спортивного фехтования. Сабельные и мечевые клинки мы можем изготовить, а вот шпажные – нет. Но эфесы мы делаем самостоятельно. Простую шпагу можно за 2-3 часа сделать, но это если не брать резьбу по металлу. А на какие-то сложные реплики оригинального оружия может уйти и полгода. 

Как мы уже упоминали, вопреки растиражированным представлениям о дуэлях (в первую очередь, рождённых картиной «Три мушкетёра»), шпажные бои длятся не более 2-3 минут. Поэтому сегодня это не столько размахивания тонкими клинками, сколько битва отточенного интеллекта. 

– Если вернуться к вопросу о предназначении фехтования, то это не только интересное и развивающее хобби. Искусство обращения с холодным оружием – важная составляющая общечеловеческой культуры. Мы не сможем узнать через фехтование о себе что-то новое без должного внимания к временному контексту, истории, традиции, проходящей через поколения, народы, страны, – заключает Алексей Михеев.

КСТАТИ

По арт-фехтованию проходят три ежегодных соревнования – чемпионат России в Москве, «Стальной рассвет» в Красноярске и фестиваль «Романтика Средневековья» в Коломне. География дуэльных фехтований более обширна – обе столицы, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург. По историческому фехтованию также проходят турниры, в том числе и в Иркутске.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры