издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Туристы морщат нос

По мнению туроператоров, основные потери от пожаров – имиджевые и природные

  • Автор: Яна ВАСИЛЬЕВА, Анастасия ДУБАСОВА

Горячий туристический сезон на Байкале совпал с чрезвычайно высоким «пятым» классом пожарной опасности, который уже почти месяц сохраняется на территории Иркутской области. По данным регионального агентства лесного хозяйства, в середине прошлой недели в Приангарье действовало 17 природных пожаров общей площадью более 44 тыс. га. К понедельнику их площадь сократилась почти в два раза. Во многом благодаря тому, что на помощь пожарным и спасателям пришли дожди и волонтёры. «Конкурент» решил выяснить, какими потерями для туристической отрасли обернётся текущая ситуация с пожарами и что для исправления ситуации делает местное население.

Хроника огня

Региональные туроператоры, а также владельцы турбаз на Байкале надолго запомнят лето 2015 года. В этом году высокий туристический сезон здесь совпал с пиком пожаров, охвативших оба берега Байкала, а также остров Ольхон. 

– Первые пожары начались ещё 20 июля, – рассказывает местная жительница Екатерина, управляющая в Хужире гостевым домом. – Горело на материковой части напротив Хужира, этот пожар было видно с острова. 25 июля стало заметно и ощутимо больше дыма. А в первых числах августа начались пожары на острове, видимость упала до 150–200 метров, с неба стал падать пепел. Последняя волна дыма пришла со Святого Носа и Усть-Баргузина, параллельно снова горел северо-западный берег Байкала. 

Данные Иркутского центра дистанционного зондирования земли, осуществляющие оперативный приём и обработку снимков с космических спутников TERRA и AQUA, рассказы местных жителей красноречиво подтверждают. Если ещё 19 июля на обоих берегах Байкала не было заметных из космоса очагов возгорания, то к 20 июля они появились. Дальнейшие события развивались по негативному сценарию: уже через неделю пара десятков крупных пожаров действовала на северо-восточном берегу Байкала и на полуострове Святой Нос, несколько очагов дыма поднималось и над противоположной стороной озера. К этому времени был введён чрезвычайно высокий «пятый» класс пожарной опасности сразу на территории 20 районов области. Следующая неделя прошла с переменным успехом и более-менее нормальной видимостью, однако уже 7 августа вся северная часть акватории озера, начиная от острова Ольхон, снова оказалась в дыму.

Максимального накала ситуация с пожарами на Байкале достигла за неделю с 9 по 16 августа. Именно в этот период было увеличено количество самолётов-амфибий, которые приступили к тушению, а также переброшены дополнительные силы и техника из других регионов.

Нечем дышать

Туроператоры о событиях последнего месяца говорят без энтузиазма. Месяц самого активного отдыха на Байкале совпал у них с большим количеством внеплановых изменений, когда туристы снимали брони на туры или меняли маршруты путешествий. «В результате сегодня мы несём убытки», – говорит директор компании «Байкал Экспедиция» Сергей Половников. По его словам, после новостей о большом пожаре в бухте Песчаной, которые попали, в том числе, на федеральные каналы, туристы начали отказываться от круизов и сдавать билеты. «Мы пытались уговорить их поменять решение, но люди не согласились», – объяснил Половников.

Впрочем, дым над озером к приятному отдыху действительно не располагал. «Сейчас мы идём на теплоходе, берегов не видно, – именно так ещё в четверг описывал Сергей Половников обстановку на Байкале. – Даже в районе Листвянки отходишь на 200 метров от берега и ничего не видно. Из-за дыма гости начинают себя плохо чувствовать, приходится раньше заканчивать тур».

О том, что пришлось эвакуировать туристов, рассказывает и председатель Сибирско-Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Игорь Коваленко. По его словам, когда был сильный дым в районе Харанцов, им начали звонить даже из Пекина и просить эвакуировать группу китайских туристов. «Пришлось их оттуда забирать. Точно также в бухте Песчаной эвакуировали людей, потому что дым подошёл вплотную к строениям. Ещё у нас была семья австрийцев с маленькими детьми, которая также захотела вернуться из-за пожаров. Они хотели прожить на Ольхоне две недели, а прожили всего пять дней. И пока мы не можем компенсировать им сорвавшийся отдых», – перечисляет факты Коваленко.

Менять маршруты следования и эвакуировать туристов пришлось и другому крупному туроператору. По словам генерального директора компании «Байкалов» Анатолия Казакевича, всё последнее время они старались выстраивать маршруты следования отдыхающих так, чтобы миновать участки с пожарами и не портить людям впечатление о Байкале. «Экскурсии устраиваем по югу Байкала – от Танхоя до Аршана, включая Байкальск и гору Мамай, – рассказывает Казакевич. – Там нет задымлённости, поэтому можно организовать достаточно интересную программу  продолжительностью от трёх до десяти дней».

При этом большинство участников местного туррынка сходятся во мнении, что отрасль сейчас несёт не столько финансовые, сколько имиджевые потери, которые в дальнейшем могут иметь более негативные последствия. 

– Сейчас надо сосредоточиться не на уроне, нанесённом туристической отрасли, здесь потери всегда можно восстановить, а на природных потерях – они колоссальны, – говорит Анатолий Казакевич. – Байкал огромный, поэтому всё случившееся не такая уж катастрофа для туризма, а вот имиджевые потери для региона огромные.

О том, как история с пожарами скажется на заполняемости турбаз в текущем сезоне, а также на показателях турпотока, стороны пока говорить не готовы. Хотя тот факт, что в последние недели на Байкале шёл отток туристов, уже подтвердили в администрации Ольхонского района. Как рассказала «Конкуренту» главный специалист по туризму администрации Ольхонского района Екатерина Трубачеева, даже на паромной переправе МРС-Ольхон, на которой с начала июля наблюдались рекордные очереди, сейчас практически пусто. «Там идёт большой отток туристов, на паромы очереди практически нет, – говорит Трубачеева. – Люди уезжают с острова из-за того, что Ольхон затягивает дымом с материковой части. Конечно, мы ещё мониторинг не делали и только в сентябре будем сравнивать данные по турпотоку с прошлым годом, но уже сейчас можно сказать, что финансовые потери понесут и туристические базы, и точки общественного питания, и точки продажи сувенирной продукции».

Своими силами

Тем временем на борьбу с пожарами мобилизовалось и местное население. Стоит отметить, что бороться со стихией и своими силами люди пытались на протяжении всего периода пожаров. Так, как рассказали «Конкуренту», ещё в начале августа большой отряд волонтёров из числа местных жителей отправился тушить два пожара на Ольхоне.

– Когда из-за огня закрыли въезд на Хобой (мыс в северной части острова Ольхон, популярный у туристов. – «Конкурент»), – рассказывает Екатерина, – Хужирская администрация обратилась ко всем местным жителям, которые возят на Хобой туристов, приехать на собрание. Потом начали собирать людей, а также лопаты, бензопилы и другой необходимый инвентарь. В общей сложности из посёлка собралось около 100 человек, в том числе 4-5 туристов, которые потушили сначала один «низовой» пожар, а затем вместе с пожарными – «верховой». Без вмешательства местного населения площадь возгорания к приезду пожарных была бы гораздо больше.

Помогали друг другу бороться с огнём местные жители и в других местах. «Здесь почти все владельцы турбаз хорошо знакомы и постоянно находятся на связи, но если раньше в основном звонили, чтобы узнать, есть ли свободные места на базах, то теперь спрашиваем про то, не подошёл ли огонь к базам и не нужна ли помощь», – рассказывает владелец одной из хужирских турбаз Игорь.

Региональные туроператоры тоже всё последнее время пытались исправить ситуацию. «Мы постоянно мониторим обстановку, связываемся с гидами на Байкале, чтобы иметь точное представление о том, что происходит, – рассказывает Анатолий Казакевич. – Параллельно пытаемся как-то повлиять на ситуацию – подключаем чиновников и волонтёров». Так, 15 августа группа из двух десятков добровольцев на семи внедорожниках отправилась на тушение лесного пожара на границе Ольхонского и Баяндаевского районов. Инициаторами выезда стали двое иркутских предпринимателей – Александр Красовский и Сергей Перевозников. Ближе к концу дня в воскресенье, 16 августа, появилась информация, что один пожар потушен, однако уже в понедельник группа собралась выдвинуться к новому очагу возгорания. В планах, организовать вы­езды добровольцев на тушение пожаров в Бурятии. Также заместитель главы МЧС России Владимир Степанов предложил создать единый оперативный штаб по работе с добровольцами.

В ГУ МЧС России по Иркутской области подчеркнули, что работа волонтёров на пожарах – это такой же эффективный метод, как и любой другой в подобной ситуации. «Люди при тушении пожаров нужны всегда, потому что без обыкновенного ручного труда с лопатами и бензопилами никакая техника не справится, – подчеркнул оперативный дежурный по Иркутску и Иркутскому району Валентин Орлов. – В тех очагах возгорания, где людям находиться опасно для жизни, сейчас работает авиационная техника».

Всего по состоянию на 16 августа, по данным МЧС России по Иркутской области, для обнаружения и тушения очагов лесных пожаров, защиту населённых пунктов в регионе задействовано 12933 человека и 1560 единиц техники. В том числе от МЧС России 4444 человека и 98 единиц техники. Кроме того, в области продолжает работать авиация МЧС России в составе трёх самолётов-амфибий БЕ-200 ЧС и двух Ил-76.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры