издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тепличные сосны

Региональный центр лесовосстановления начал посевную кампанию

22 апреля население планеты – кто как сумел и как посчитал нужным – отметило Всемирный день Земли. Кто-то в этот день протестовал на митингах и пикетах против чрезмерной эксплуатации природных ресурсов планеты, а кто-то устраивал экологические выставки. Кто-то, включая старательного дворника под моим балконом, в соответствии с принципом «Мысли глобально – действуй локально» «прибирал свою планету», наводя порядок в собственном дворе или в соседнем скверике. Александр Хлопонин, вице-премьер России, находясь в тот день в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, вместе с коллегами из более чем 170 стран подписал от имени нашего государства Парижское соглашение по климату, принятое в декабре 2015 года. И Государственная Дума РФ в стороне от праздника не осталась. Она приняла в этот день в третьем (окончательном) чтении закон о бесплатной раздаче дальневосточной земли гражданам России – по одному гектару «на душу». И дай-то бог, чтобы на тех землях были сохранены и восстановлены леса.

А вот Региональный центр лесовосстановления Агентства лесного хозяйства Иркутской области, сформированный в 2012 году на базе Мегетского лесного питомника, при­урочил ко Всемирному Дню Земли начало посевной кампании 2016 года, который Рослехозом объявлен в России годом лесовосстановления. Лесники организовали просветительскую акцию, посвящённую лесовосстановлению.

Понятно, что лесники сеют не хлеб и не цветы. Крохотными орешками (не больше спичечной головки) они сеют сосну. Начинают с теплиц. Открытая земля на километровой длины грядках ещё не прогрелась до нужной температуры, хотя и там уже вовсю бегают трактора – пашут, боронят, готовят почву.

– Наш питомник существует с 50-х годов прошлого века, – рассказывает Людмила Трифонова, исполняющая обязанности руководителя центра. – Его основали при строительстве нового города Ангарска. 

Романтики пятидесятых стремились, чтобы каждый новый город, создаваемый ими в Сибири, да и вообще на просторах СССР, был городом-садом. Саженцев для этого требуется очень много, поэтому на выделение земель и техническое оснащение питомников не скупились. Изначально здесь, кроме сосны, выращивали посадочный материал многих декоративных деревьев и кустарников, включая даже совсем непривычную для сибиряков липу. К удивлению коренных жителей оказалось, что она вполне выдерживает местные морозы. С той поры липу, теперь уж вполне взрослые деревья, можно встретить и в Иркутске, и в Байкальске. 

– Максимальных оборотов наш питомник достиг в 2014-2015 годах, – говорит Людмила Трифонова. – В прошлом году мы вырастили больше 9 миллионов сеянцев сосны с открытой корневой системой и ещё 330 тысяч с закрытой. 

Сеянцы сосны с закрытой корневой системой, которые выращиваются только в теплицах, – особая гордость Мегетского питомника. Опыты принципиального нового для страны подхода к созданию лесных культур здесь начали если не первыми, то в числе первых в России. Ещё где-то в конце 90-х годов прошлого века в стареньких и ветхих тепличках, которые ежегодно перекрывались новым полиэтиленом, вручную набивались питательным субстратом на основе торфа специальные кассеты. Потом в каждую ячейку кассеты вручную раскладывалось по одному семечку. Так требовала инструкция. Хотя, некоторые сеяльщики, будучи не в силах преодолеть опыт выращивания сосны под открытым небом, норовили положить и по два, и даже по три сосновых семечка в одну ячейку. На всякий случай. Но это привело лишь к дополнительной работе – пикировке сеянцев. Семена, насколько мне помнится, в Иркутской области всегда отличались отличной всхожестью, потому что собирали и хранили их наши лесники не только профессионально, но и с любовью.

Из-за теплицы осторожно вырулила и направилась к выезду с территории питомника фура-рефрижератор. 

По словам Людмилы Трифоновой, в прошлом году в питомнике выращено больше 9 миллионов сеянцев сосны с открытой корневой системой

– А эта громадина что здесь делает? – спрашиваю Наталью Красикову, главного специалиста отдела лесовосстановления Агентства лесного хозяйства. 

– Это машина из Хакасии, кажется. Они у нас саженцами-трёхлетками загрузились. Но не для себя, в какой-то другой регион повезут… 

Позже выяснилось, что посадочный материал приобретён для Свердловской области. Но подробностей я выяснить не успел. На площадке перед теплицами начались публичные (в питомнике такое бывает редко) праздничные мероприятия. 

Валентина Щепетнёва, начальник отдела лесовоспроизводства Агентства, поздравила работников питомника и гостей со Всемирным днём Земли. Потом торжественно-праздничные слова по поводу начала посевной кампании произнёс Сергей Шеверда, руководитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области. И грянула музыка – юные лесоводы из школьного лесничества «Багульник» подготовили собственное поздравление. Мне понравилась главная мысль, главная тема их литературно-музыкального монтажа. Они изучают, защищают и выращивают лес, потому что любят Россию. А лес и Россия – понятия неразделимые. 

И, наконец, главное. Гостям, в числе которых кроме юных лесоводов и журналистов были студенты и преподаватели Иркутского государственного аграрного университета имени Александра Ежевского, разрешили войти в цех посева. И здесь меня постигло полное… разочарование. Надеялся в честь праздника собственноручно посеять хотя бы один недлинный рядок будущих сосен, а цех оказался полностью автоматизированным. Негде семечко взять руками и положить его некуда. Что-то гудит и шипит сжатым воздухом. Что-то перемещается взад-вперед по специальной линии, но руки человеческие приложить некуда. Всё делают автоматы. Они набивают специальным субстратом кассеты размером девять на девять ячеек. Закладывают в каждую по одному семечку, поливают питательным раствором да ещё и мульчей, в качестве которой используются опилки, присыпают. На всё про всё – примерно полторы минуты. Ручных рабочих мест, если я всё правильно понял, только два. Одно высоко вверху, на эстакаде, где рабочий из мешков питательный субстрат в специальный бункер засыпает. И одно внизу. Здесь второй рабочий засеянные кассеты с транспортёра снимает и устанавливает их на специальные поддоны, где они и будут расти до стандарт­ных размеров. Вот это нижнее рабочее место пошло нарасхват. Гости, те, что быстрее других сориентировались, оттеснили кадрового рабочего, чтобы быть причастными к началу посевной. Но он, получив возможность покомандовать, как мне показалось, не сильно расстроился. Сергею Шеверде тоже разрешили одну засеянную кассету с роликов на поддон переставить. А до меня очередь так и не дошла.  

Теплица номер один, в которую резвый колёсный трактор «бегом» перевозил поддоны с кассетами, к моему удивлению, оказалась наполовину уже заставленной. Значит, посевная началась всё-таки не в День Земли, а раньше? 

– Это мы вчера пробный посев сделали, чтобы отладить оборудование, – пояснила Людмила Трифонова. – Чтобы сегодня всё шло без проблем. На заполнение одной теплицы нам требуется примерно два рабочих дня. Сегодня к вечеру её заполним.

– С закрытой корневой системой мы выращиваем сеянцев пока не­много, – говорит Наталья Красикова. – Нынче будет 560 штук.

– Пятьсот шестьдесят штук? – не понял я цифру. 

– 560 тысяч штук сеянцев, – смеётся Наталья Ивановна. – Виды посадочного материала, которых мало, мы считаем тысячами, а которых достаточно – миллионами. Счёт сеянцам с закрытой корневой системой пока идёт на сотни тысяч. А с открытой, которые на грядках выращиваем, – на миллионы. 

– Сеянцы с закрытой корневой системой стоят дороже, но у них есть масса преимуществ, – рассказывает гостям питомника Людмила Трифонова. – Во-первых, для их выращивания до стандарта требуется в два раза меньше времени. То есть вот эти, только что посеянные, к сентябрю уже созреют для высадки на лесных вырубках и старых пожарищах. Во-вторых, семян при выращивании сеянцев с закрытой корневой системой требуется примерно в пять раз меньше, чем при их выращивании на открытых площадях. В-третьих, благодаря практически стопроцентной приживаемости для восстановления каждого вырубленного или выгоревшего гектара тайги самих сеянцев требуется в два раза меньше, чем при создании лесных культур двухлетками с открытыми корнями. Сеянцев ОКС (с открытой корневой системой. – Г.К.) мы рекомендуем высаживать на гектар четыре тысячи, а ЗКС (с закрытой корневой системой. – Г.К.) – двух тысяч хватает с избытком. 

Есть ещё одно крайне важное преимущество сеянцев ЗКС перед ОКС, о котором мне и раньше рассказывали лесоводы, и в этот раз Людмила Витальевна обратила на это особое внимание гостей. Беда в том, что лучшие агротехнические сроки создания лесных культур очень часто, практически каждый год, совпадают с началом массовых лесных пожаров. Только дилеммы – тушить или сажать – перед лесоводами никогда не стояло. В первую очередь они, конечно же, спасают то, что уже выросло, отодвигая работы по лесовосстановлению на осень. Сеянцы перерастают, осложняя последующую посадку. Но ещё хуже, что приживаемость посадочного материала, высаженного под зиму, много ниже, чем при весенних посадках. На следующий год приходится, как говорят лесники, «дополнять культуры». А это, опять же, дополнительные трудозатраты и расходование очень недешёвых сеянцев. До появления ЗКС проблема эта казалась неразрешимой. Теперь её нет. Крохотные саженцы с комочком питательного субстрата на корнях можно высаживать в лес в любое удобное тёплое время года. Хоть в июле, хоть в августе, когда при прохождении дождевых фронтов затихают лес­ные пожары. И защитить сеянцы от перерастания, если по каким-либо причинам посадить их вовремя не удалось, тоже совсем просто. Достаточно поместить кассеты в холодильник с нужной температурой, и рост сосёнок останавливается. 

Увидел вблизи теплиц аккуратно натянутую над вспаханной землёй сетку, из которой в последние годы мешки для картошки шьют. Спрашиваю Наталью Красикову, что это и для чего. 

– Так это сеянцы ЗКС закаляются, к высадке готовятся, – отвечает.

– Где? 

Сеянцы сосны с закрытой корневой системой, которые выращиваются только в теплицах, особая гордость Мегетского питомника

– Да вон, под сеткой. Мы её натянули для притенения, чтобы ростки солнцем не обожгло. После теплицы, перед высадкой на открытые пространства, посадочный материал желательно закалить. Тогда он пересадки, можно сказать, и не заметит. Стопроцентная приживаемость практически гарантируется. Ну, если при посадке всё будет сделано правильно.

На демонстрационной площадке под открытым небом, устроенной работниками Мегетского питомника специально для гостей праздника, в лесных делах не очень искушённых, выставлены разные виды посадочного материала. Кассеты с однолетками и закрытой корневой системой. Они, несмотря на полную готовность к высадке в открытый грунт и гарантированную приживаемость, выглядят не очень впечатляюще. Маленькие и после зимы не ярко-зелёные. Рядом, в ёмкости с водой, сочно-зелёные двухлетки с открытой корневой системой. Красивее, хотя их стандартная приживаемость в лесу – если в лучшие агротехнические сроки, да с опытным сажальщиком, да при благоприятной погоде – примерно 85 процентов. Чем больше опыт сажающего лесника, тем больше надежды, что он сможет добиться 90 процентов приживаемости. Рядом ещё одна ёмкость с шикарными ярко-зелёными саженцами сосны. Объективы гостевых фотоаппаратов и телефонов нацелены в первую очередь на эти саженцы, которые размером, если от кончика корешка до макушки, наверное, до колена взрослого человека дотянуться могут. Но это, как отметила Людмила Трифонова, уже переростки. Ещё не пропащие. Если во дворе дома, в сквере, в парке – под лопату, когда надо выкопать маленькую ямку, они – самое то. Но для промышленной посадки под меч Колесова на многих десятках, на сотнях гектаров лесных земель они уже брак. Та фура, которая уже несколько часов отсчитывает километры в сторону Урала, к большой радости работников питомника, увезла как раз такие трёхлетки. Но их ещё много осталось, потому что посадочный материал всегда выращивается с некоторым запасом, чтобы в случае любых лесных катаклизмов его хватило на воспроизводство леса. Но буквально через год «лишнего» необходимый задел, запас превращается в «нестандарт» и… Лесники очень не любят слово «уничтожается» и чаще заменяют его казённым «списывается». Но и списывают их лишь в самый последний момент, когда становится очевидным, что переростки уже не получится никуда пристроить.

– Трёхлетние саженцы у нас часто берут для озеленения городов, школьных дворов, детских садиков, – пытается развеять грусть в глазах гостей Людмила Трифонова. – Берут для проведения различных лес­ных акций. Волонтёры нынче планируют много взять для восстановления сгоревших лесов на Ольхоне. Мы раздаём их всем и совершенно бесплатно. Поэтому, если хотите озеленить свою усадьбу или дачу, если хотите поучаствовать в какой-то акции, знайте и соседям расскажите, что у нас есть для вас посадочный материал. 

Просветительская акция, посвящённая коллективом Мегетского питомника и всего Агентства лесного хозяйства Иркутской области Всемирному дню Земли, позади. Зато впереди – лучшие агротехнические сроки для посадки молодых лесов. Теперь самое главное – не вспыхнуть, не загореться, не поджечь тайгу на пьяном пикнике. Тогда наши лесники, воспринимающие День Земли одним из своих профессиональных праздников, успеют восстановить всё порубленное и всё сожжённое. Сделать это совершенно необходимо, потому что без лесов наша Земля – чужая планета.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры