издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Московские трамваи на иркутских рельсах

Подарок от мэра столицы прибудет в наш город в конце лета

10 трамваев – подарок к 355-летию Иркутска от московских властей – прибудут в наш город в конце лета. Как рассказал директор МУП «Иркутскгорэлектротранс» Андрей Маковецкий, его организации, как принимающей стороне, власти города поручили организовать доставку вагонов. Готовятся документы на муниципальный конкурс, на котором выберут перевозчика, готового взяться за трудоёмкое дело. Была идея транспортировать трамваи по железной дороге, однако оказалось, что такой способ доставки обойдётся почти в два раза дороже, чем автоперевозка. Чуть более миллиона рублей будет стоить транспортировка десяти трамваев от Москвы до Иркутска.

В подарок Иркутску достались трамваи хоть и не новые, но все они несколько лет назад прошли капитальный ремонт. В этом случае у железных аппаратов обновляется до 90% технологических узлов и материалов. Так что послужат иркутянам московские трамваи не год и не два.

«Вот этому трамваю 27 лет, – Андрей Маковецкий показывает на внешне никак не выдающего своего солидного возраста практически нового железного красавца. – Модернизировали его своими силами. У трамвая своего только тележка и некоторые узлы. Всё остальное – новое. Управление тяговым приводом стоит инновационное. Оно позволяет экономить до 40% электроэнергии. Сэкономленные ресурсы отправляются снова в сеть».

Главная особенность обновлённых трамваев – плавный пуск и плавное торможение. Поэтому, когда находишься в нём, не чувствуются характерные для этого вида транспорта толчки при старте и торможении. Многие иркутяне уже прокатились в модернизированных вагонах, наверняка приняв их за новые. Действительно, внутри установлены современные сиденья, они изготовлены из эргономичного материала. 

Если обратить внимание на кабину, в обновлённом варианте у водителя появляется больший обзор за счёт увеличения лобового стекла. Чтобы не зажать неторопливого пассажира, в вагоне двери закрываются с замедлением. Противоскользящий пол и энергосберегающие лампы дополняют общую картину. 

«После такого ремонта он лет 7-8 отработает без проблем. В год мы можем за счёт собственных средств восстановить один-два трамвая. Удовольствие это недешёвое – на этот ушло семь миллионов рублей. Но если иметь в виду, что новый трамвай стоит 24 миллиона рублей, становится понятно, что вариант, который мы выбрали, вполне оправдывает себя», – говорит Андрей Маковецкий.

Как рассчитывают на предприятии, половина подаренных трамваев заменит на линиях своих обветшавших иркутских собратьев. Вторая половина дополнит состав наиболее востребованных маршрутов. 

Из 58 трамваев 50 отслужили срок службы, положенный по техническому паспорту. «Тем не менее, благодаря специалистам, которые работают на нашем предприятии династиями, не один десяток лет, мы выпускаем на линию полностью безопасный и технически исправный подвижной состав. Ежедневно на линию выходит 41 трамвай», – рассказывает директор предприятия. Он проходит по цехам и показывает станки и приспособления, которые помогают сотрудникам предприятия содержать трамваи в порядке.   

В невзрачном на первый взгляд вертикально стоящем аппарате сложно узнать уникальное устройство – подъёмник для установки и съёма пантографов, так правильно называются «рога», которыми трамвай соединяется с сетью. Любопытна история создания приспособления. «У нас была проблема – 15–20% пантографов уходили обратно в ремонт. Они достаточно массивные, поднять их на крышу трамвая или спустить на землю без поломок вручную тяжело, – рассказывает заместитель директора по организации работы трамвайного депо Олег Огнев. –  Однажды приехали сдавать металлолом, в куче кусков металла я увидел этот агрегат, привезли его в депо, немного доработали. Вот уже лет 20 он исправно служит». 

Здесь, в депо, на каждом шагу можно встретить изобретения местных мастеров. В большинстве случаев аппараты эти появлялись в ответ на проблему, которая возникала в депо. Например, для смазки подшипников требовался нагнетатель. Обычные устройства не подходили: смазка слишком густая, ни один из нагнетателей не справлялся с напряжением. Вскоре решение было найдено – под нагнетатель приспособили гидроаккумулятор шасси самолёта АН-24. 

Настоящей технологической революцией для предприятия стало появление станка, на котором изготавливают пластиковые изделия – втулки, ролики, различные элементы корпуса. До этого все детали вытачивали из металла, работали целые цеха токарей. Появился станок – отпала необходимость занимать большое количество людей и оборудование. «30 лет станок работает без перебоев. Износостойкость деталей из полиамида высокая, служат они долго», – отмечает Олег Огнев. Те же характеристики можно отнести к шестерням из современного материала – капролона. Заводские детали изготавливаются из бронзы. Они дороже, но не крепче тех, что приспособились вырезать иркутские умельцы.  

В числе недавних разработок – установки, создающие тепловую завесу на входе  в трамвай. Земляки уже оценили новый уровень комфорта от нововведения. В планах руководства предприятия оснастить вагоны регистраторами видеонаблюдения. Камеры будут фиксировать как ситуацию на дороге, так и то, что происходит в салоне. Чтобы установить оборудование на все городские трамваи, нужно больше миллиона рублей.

31 миллион поездок в год совершают пассажиры на иркутском электротранспорте, из них 20 миллионов поездок приходится на трамвай, 11 миллионов – на троллейбус. На долю трамваев приходится треть всего пассажиропотока города.

Андрей Маковецкий убеждён, что трамваи и троллейбусы имеют большие преимущества по сравнению с автотранспортом. «Сейчас приоритет отдаётся автобусу. Я думаю, со временем это пройдёт. Нужно помнить, прежде всего, о том, что трамвай не выделяет выхлопные газы. Это самый экологичный вид транпорта. – перечисляет Андрей Маковецкий. – Технически исправное состояние у автобуса длится не более семи лет. Трамваи могут служить более 20 лет. Даже после этого мы модернизируем их, вагоны выглядят как новые. Кроме того, трамвай – плавный вид транспорта. Он плавно трогается, плавно останавливается. В нём больше комфорта, чем в автобусе. Глава нашего города Дмитрий Бердников придерживается мнения, что развитие общественного транспорта – один из показателей отношения власти к своим жителям. В нашем городе мы видим положительные изменения. Думаю, в этом же ключе будем двигаться дальше».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры