издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не успели вынести мусор

«Мусорная реформа» в Иркутской области забуксовала на старте

В сентябре 2017 года в Иркутской области планируется провести конкурс по выбору двух региональных операторов – предприятий, ответственных за координацию всех мероприятий по транспортировке и утилизации бытового мусора и отходов производств. Соглашения с этими операторами должны быть заключены до 1 мая 2018 года. Однако Иркутская область абсолютно не готова к реализации новой «мусорной реформы» – закона, который вводит новую систему обращения с отходами. К такому выводу пришли эксперты, приглашённые на заседание круглого стола, который организовала комиссия по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Приангарья 28 февраля.

Территориальная схема обращения с отходами в Иркутской области была разработана министерством природных ресурсов в прошлом году, в настоящее время она находится на стадии согласования и доработки. Необходимость разработки документа обусловлена поправками, принятыми в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в 2014 году. Они наделяют регионы новыми полномочиями в вопросах обращения с твёрдыми коммунальными отходами (КТО). В частности, в каждом субъекте страны с 1 января 2017 года должен был  приступить к работе региональный оператор, который займётся транспортировкой и утилизацией бытового мусора и отходов производств. Его деятельность должна была осуществляться в соответствии с территориальной схемой. Однако многие регионы, в их числе и Иркутская область, не успели к положенному сроку. Федеральные власти учли это обстоятельство и перенесли срок реализации «мусорной реформы» на 1 июля 2018 года.

– Считалось, что с января этого года мы начнём жить в условиях «мусорной революции», но это, слава Богу, не случилось, потому что многие регионы не готовы, в том числе и наша область. Мы обзванивали другие субъекты, ситуация везде очень сложная, – отметила председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Иркутской области Екатерина Бояркина.

В августе прошлого года на аукционе был определён разработчик территориальной схемы, конкурс выиграла московская компания «Центр благоустройства». По словам заместителя министра природных ресурсов Нины Абариновой, компания представила вариант, от которого пришлось отказаться, поскольку он не соответствовал требованиям заказчика. «Наши отходы предлагалось возить в подмосковный город Сергиев Посад с расходами около 7 миллиардов рублей.  Мы расторгли контракт, обратились в антимонопольную службу для внесения этой фирмы в список недобросовестных подрядчиков, – рассказала Абаринова. – Понимая, что повторно проводить конкурс очень долго и мы не уложимся в сроки, министерство приняло решение выполнять эту работу самостоятельно, сэкономив к тому же бюджетные средства. На эти цели были выделены 10 миллионов рублей».

Основная задача территориальной схемы – оценка существующего в области положения обращения с отходами, разработка схем потоков отходов, в том числе твёрдых коммунальных, и снижение образования отходов. Документ состоит из семи разделов: источники образования, количество отходов, определение целевых показателей, места накопления, объекты по размещению и утилизации отходов, балансы, количественные характеристики и  схемы потоков.

–  Схема 1 декабря 2016 года размещена на сайте нашего министерства. Мы ждём обращений граждан, которые захотят что-то изменить в документе. Пока никаких замечаний не поступало. Отправляйте предложения, мы их рассмотрим, и если это будет целесообразно, обязательно учтём, – обратилась к участникам круглого стола Нина Абаринова. – Сейчас по доработке схемы мы активно взаимодействуем с муниципальными образованиями.

Новая система работы с бытовыми отходами призвана урегулировать ситуацию с утилизацией мусора и направлена на сокращение количества несанкционированных свалок. Сейчас в Приангарье имеется всего 25 лицензированных объектов, где скапливается мусор. Кроме того, в госреестр включены 142 нелицензированных полигона. Территориальная схема обращения с отходами позволит систематизировать деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории региона.

Разработанная региональным минприроды схема предусматривает деление всей территории области на две зоны – северную и южную – и, соответственно, создание двух региональных операторов в каждой из них. В первую включены 11 муниципалитетов с населением 680 тыс. человек. Сюда вошли северные территории, в том числе Братский, Усть-Кутский, Усть-Илимский, Тайшетский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский районы. В пределах первой зоны предусмотрено строительство 7 полигонов, 40 мусороперегрузочных станций и 386 площадок временного хранения отходов в муниципальных образованиях. Вторая зона находится в южной части региона и состоит из 31 муниципалитета с численностью населения около 1 млн 700 тыс. человек. В пределах второй зоны предусмотрено строительство 19 полигонов, 429 станций и 1127 площадок временного хранения.

Большая свалка

В Иркутской области больше 400 муниципальных образований, это 1,5 тыс. населённых пунктов и деревень, и в каждом населённом пункте есть как минимум по одной свалке. Ежегодно в регионе образуется около 120 млн тонн мусора. Лидерами по выработке мусора среди городов являются Иркутск и Братск, среди районов – Бодайбинский и Нижнеилимский (за счёт отходов предприятий горнодобывающей промышленности). В 2015 году зарегистрированы 1363 несанкционированные свалки на площади 19,4 тыс. га. Объём нелегальных отходов составил 2 млн 92 тыс. кубометров.

В схему вошли данные по инвентаризации несанкционированных свалок (по фактам проверок специалистов управления Росприроднадзора и Службы по охране природы озера Байкал). Таких свалок 635 на площади более тысячи гектаров.

– Средств областного бюджета на ликвидацию этих свалок нет, – отметила в своём докладе Нина Абаринова. – Но, тем не менее, когда у нас возникает экономия в программе, мы стараемся ликвидировать хотя бы по одной. Чаще всего мы это делаем по решению судов: в 2016 году в Усольском районе и в Смоленщине Иркутского района были ликвидированы два несанкционированных полигона.

По словам Абариновой, авторы схемы рассматривали вопрос образования отходов в результате лесопромышленной деятельности и пришли к выводу, что в этой сфере никто не отчитывается. При этом в регионе 56 организаций образуют отходы лесопиления и 552 арендатора лесных участков, скорее всего, оставляют все отходы на месте, где добывают древесину.

Сложный вопрос сложился в районах, расположенных в центральной экологической зоне (Слюдянский, Ольхонский, Иркутский районы). Статистические данные здесь не совпадают с фактическими. Нет официальной информации по пребыванию туристов. Население летом в центральной экологической зоне увеличивается в несколько раз, и, соответственно, увеличивается количество отходов. Непонятно, кто и как отчитывается по ТБО. «В настоящее время у нас разработано пять проектов строительства мусорных полигонов. В Казачинско-Ленском районе в этом году введут полигон, также будем строить в Черемховском районе, в Баяндаевском. В Усть-Орде полигон запроектирован, в Слюдянском районе – на стадии проектирования», – отметила Абаринова.

– Раньше многие мыли машины в реках, этот процесс мы не могли остановить, пока не была создана определённая инфраструктура. Когда она появилась, уже можно что-то требовать. Если сейчас мы выберем регионального оператора, у нас будут неисполнимые условия, потому что нет надлежащей инфраструктуры, – отметила начальник отдела экологической безопасности и контроля управления экологии администрации Иркутска Наталья Ступина. – У всех, кто изучал терсхему, возникает очень много вопросов. Думаю, может, и хорошо, что нам дали тайм-аут на то, чтобы привести схему в соответствие. В схеме говорится, что мы образуем очень много отходов. Количество мусора растёт с катастрофической скоростью, но в документе умалчивается, что все эти отходы необходимо прежде всего сортировать. А это приоритетное направление по снижению отходов. Мы говорим о полигонах, но молчим о сортировке, о том, как нужно помочь предприятиям, которые занимаются мусоропереработкой и еле выживают. Им необходимо оказывать поддержку. Кроме того, крайне слабо проведены расчёты. К примеру, иркутский полигон рассчитан на определённое количество жителей, проживающих в городе, а фактически туда свозит мусор весь Иркутский район без учёта ресурса действующего полигона. Считаю, что нужно серьёзно проработать этот вопрос, иначе расставить акценты.

Авторы проекта полагают, что сортировка мусора возможна в крупных населённых пунктах при условии экологической грамотности жителей. «Какая может быть сортировка в Мамско-Чуйском, Катангском, Нижнеилимском и всех остальных северных районах, где даже нет лицензированных перевозчиков мусора? – отметила Нина Абаринова. – Что касается строительства мусороперерабатывающего завода, здесь вся проблема в том, что нет свободных земель. Пока не будет решён вопрос совместно всеми муниципальными образованиями по выделению земельных участков, вопрос по технологии решаться не будет. При этом надо учитывать, что в зонах аэропорта нельзя строить мусоперерабатывающие заводы в радиусе 15 км. В Мамско-Чуйском районе и во всех северных районах есть маленькие аэропорты».

В контексте

Несмотря на то что для всей России сроки заключения договоров с региональными операторами перенесены на будущий год, правительство ставит задачу о реформировании трёх регионов, попадающих в Байкальскую природоохранную зону, именно в 2017 году. Об этом в январе сообщил министр природных ресурсов Сергей Донской, когда открывал Год заповедников в Танхое.  На данном мероприятии присутствовали представители Иркутской области, в частности заместитель председателя регионального правительства Виктор Кондрашов. Кондрашов доложил, что область готова к переходу на работу с регоператором в нынешнем году.  «Все регионы, которые находятся на Байкальской природной территории – это и Бурятия, и Иркутская область, и Забайкальский край, – будут уже с этого года переходить на новую систему управления отходами», – подчеркнул министр Донской.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры