издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нереальный сектор экономики

«Корпорация развития Иркутской области» (собственник – региональное правительство) обзавелась новым гендиректором и наконец-то определила пятёрку проектов, которым обещает инвестиционную поддержку. Так, 340 млн рублей уже решено выдать на строительство диагностического центра в Братске. Следующий на очереди – проект по возведению многоквартирного дома в Иркутске. К реальному сектору экономики проекты не причастны. Однако областной парламент, до этого деятельность КРИО признававший неудовлетворительной, решил смириться с таким положением дел.

На сессии Заксобрания 15 марта местное правительство представило публике нового гендиректора «Корпорации развития Иркутской области». Им стал Олег Севрюков.

– Я родился в Иркутске, закончил Байкальский государственный университет (ранее – ИГЭА). Работал консультантом комитета по экономической политике администрации Иркутской области, перешёл на Иркутский авиазавод, где прошёл путь от экономиста до зама по экономике и финансам. Далее занимался научной работой – защитил кандидатскую по вопросам устойчивого развития экономики региона. Возглавлял отдел пространственного развития Иркутской области, работал в головном офисе корпорации «Иркут», затем перешёл в Объединённую авиастроительную корпорацию, где трудился пять лет директором департамента. Последнее место работы – Агентство инноваций в Москве. Участвовал в со­­з­дании ТОР в Комсомольске-на-Амуре, в разработке машиностроительных кластеров, технопарков. Всё это время семья жила в Иркутске, и надо было принимать решение – либо переезжать в Москву окончательно, либо возвращаться в родной город. В конечном итоге я принял предложение возглавить «Корпорацию развития Иркутской области», – огласил свой послужной список новый гендиректор «Корпорации».

Между тем презентовать отчёт о деятельности «Корпорации» за 2016 год на сессии пришлось пока более осведомлённому о делах КРИО человеку – вице-премьеру облправительства Антону Логашову.

По его информации, бюджет КРИО (работает более трёх лет) в 2017 году остался прежним. Это 1,9 млрд рублей – средства, выделенные ещё в 2013 году из бюджета Иркутской области для инвестирования их в проекты, которые должны развивать экономику региона. Однако деньги так и не были вложены ни в один из инвестпроектов. За три с лишним года «Корпорация» со­здала лишь одно предприятие – «Разрез «Велистовский»» (95% – КРИО). Оно занимается добычей угля и поставками его в отдалённые территории Приангарья. Отметим, что для обеспечения угольного предприятия собственной сырьевой базой Иркутская область купила на аукционе в Иркутскнедра в 2013 году по баснословной цене угольный участок Велистовский – за 46 млн рублей. Чистая прибыль разреза составила по итогам прошлого года лишь 26 млн.

Все остальные областные деньги, находящиеся в распоряжении КРИО, размещались на депозитах. Как уже ранее писала «ВСП», полученные по данным вкладам проценты шли на зарплату и содержание аппарата КРИО, ещё 100 млн рублей поступили в качестве взноса в региональный Фонд микрокредитования представителей малого и среднего бизнеса. На протяжении всего этого времени руководство КРИО, а также областной минэконом, который курировал работу «Корпорации», неоднократно попадали под критику общественности за то, что инструмент для экономического развития региона так и не заработал.

Социальный вместо экономического

Примерно год назад (когда началась очередная волна критики деятельности «Корпорации» и встал вопрос о её закрытии из-за неэффективности) в КРИО срочно был составлен перечень из 34 проектов. Их «Корпорация» рассматривала для оказания финансовой помощи и участия в них с целью получения прибыли от вложений в дальнейшем. В этом перечне оказались производство гипохлорита кальция компанией «Брайнсиб» в Жигалове, стро­ительство Иркутским диагностическим центром филиала в Братске, производство базальтового утеплителя компанией «Старатель», новые тепличные комбинаты агрофирм «Ангара» (Усть-Илимск), «Искра» (Иркутск) и «Тепличное» (Ангарск) и так далее. «Это абсолютно реальный список. С ним можно работать», – сообщил в ноябре 2016 года Антон Логашов.

Однако, выступая 15 марта на сессии Заксобрания, Антон Логашов объявил, что список проектов, которым область готова выделить деньги, наконец-то сформирован, но он оказался намного короче. Всего пять бизнес-предложений. По одному из них уже приятно решение выделить деньги – это строительство диагностического центра в Братске (филиал иркутского медицинского учреждения, которое осуществляет свою деятельность на коммерческой основе).

На диагностический центр КРИО выделяет заём в 343 млн рублей (на строительно-монтажные работы) под 7% годовых сроком на пять лет. Период окупаемости проекта по бизнес-плану – семь лет. Заказчик строительства – Иркутский диагностический центр. Ещё около 400 млн рублей ему потребуется на покупку нового медицинского оборудования для учреждения в Братске.

– В первый год после запуска центра в Братске чистая прибыль может составить до 250 миллионов рублей. Таким образом, срок окупаемости проекта может уменьшиться до трёх с половиной лет, – комментирует Логашов.

Замечаний данный проект на сессии не вызвал. Но депутаты в очередной раз подчеркнули – он не является экономическим в чистом виде и на развитие реального сектора экономики не повлияет.

– Это социальный проект. Мы все это понимаем. Надеемся, что следующие проекты окажутся более профильными, – озвучил общую мысль депутат Геннадий Истомин.

«Это будут чистые убытки КРИО»

Ещё в финальный список КРИО попал пилотный проект, реализовать его собрался учреждённый «Корпорацией» «Разрез «Велистовский». Предприятие намерено заняться непрофильной деятельностью – строительством жилья под облигационные займы. Стройку будут вести в Иркутске на улице Багратиона на участке площадью 9,4 тыс. кв. метров. Возвести предстоит 16-этажный дом на 144 квартиры. Стоимость строительства – 197 млн руб­лей, обеспечить эту сумму обещает КРИО. Срок реализации проекта – 24 месяца, стоимость одного квадратного метра – 43 тыс. рублей.

Откуда возник этот проект, объяснил на сессии Антон Логашов:

– Вопрос по предоставлению жилищных облигаций обсуждался в Минстрое РФ, министр поддержал проект и рекомендовал властям Иркутской области приступить к нему. Сейчас мы разрабатываем необходимую документацию. Этот проект даёт возможность начать строительство доступного жилья на приемлемых для населения условиях.

АО «Иркутское региональное жилищное агентство» (областная собственность. – Авт.), по задумке экономистов облправительства, продвигающих проект, разместит жилищные облигации на сумму 199,8 млн рублей. В случае, если граждане, вступившие в программу и приобретающие жилищные сертификаты, передумали и захотят отказаться от покупки жилья на этапе его строительства, у них будет возможность вернуть свои деньги с процентами.

– Один из положительных моментов – отсутствие для людей платежей по ипотеке. Для застройщиков выгода – получение финансирования на весь период строительства, – сообщил вице-премьер Логашов.

В проработке у КРИО также проект компании «Искра» по строительству тепличного хозяйства, проект компании «Крост» по строительству жилья в Саянске и строительство инфраструктуры в ОЭЗ «Ворота Байкала».

Идея с жилищными облигациями смутила областных депутатов. Часть претензий к этому проекту, выбранному КРИО, сводилась, как и в случае с диагностическим центром в Братске, к тому, что это непрофильное направление деятельности для «Корпорации».

– Как соотносится строительство жилья с основной целью КРИО? Для строительства у правительства области есть другие инструменты, а цель КРИО – стимулировать экономическое развитие региона, – напомнил иркутскому вице-премьеру депутат Игорь Гринберг.

Логашов настаивал на своём: в Иркутской области надо строить не 500 тыс. кв. метров жилья, а 1,5 млн. Это продекларировано и в региональной «Стратегии соцэкономразвития». «Строительство – тоже экономическое развитие, мы не видим никаких противоречий», – сообщил он.

Но представители строительной отрасли разглядели подводные камни – продажа квартир при такой схеме едва ли принесёт прибыль, учитывая низкий покупательский спрос, а также объявленные КРИО гарантии в рамках проекта – возврат средств с процентами, если покупатель решил отказаться от квартиры на этапе её строительства.

– Согласитесь, Антон Борисович, есть в ваших словах недосказанность. Если Федеральное агентство ипотечного жилищного кредитования будет выкупать эти сертификаты у нас, как это было раньше, и деньги будут возвращаться инвестору (в данном случае – КРИО), тогда вы компенсируете вложенные деньги. Если этого не будет, то получается прямое финансирование стройки за счёт бюджетных средств… – поделился рассуждениями спикер областного парламента Сергей Брилка.

– Если люди к концу строительства скажут: «Верните мои деньги с процентами», где вы их возьмёте? Это будут чистые убытки КРИО… – отмечают депутаты.

Вице-премьер удивил всех признанием: цель получить прибыль от проекта в данном случае у КРИО не стоит.

Позвали Марину Седых, откликнулась Нина Чекотова

Все остальные проекты, которые отсеяла «Корпорация», по словам Логашова, оказались неподготовленными: «Либо нет подготовленных заключений, ПСД, либо всё просто на уровне идей».

Слушатели вспомнили проект, который уже долгое время у всех на слуху, но тоже по каким-то причинам так и не попал в топ-5 «Корпорации». Это строительство свинокомплекса в Тайшете. Местный предприниматель, который уже запустил ряд проектов в Тайшете (в том числе связанных с пищевой продукцией), ещё в 2013 году подготовил всю документацию, необходимую для открытия фермы, определил площадку, началась даже её подготовка. Планировалось разводить исключительно племенных животных, самостоятельно перерабатывать мясо и выпускать мясную продукцию. Но «Корпорация» добро этому проекту не даёт до сих пор.

– Проектно-сметная документация по нему выполнена не в полном объёме, кроме того, собственные средства инвестора в проект запланированы незначительные, нет залоговой массы. Проект, конечно, не сбрасываем совсем со счетов, но риски очень высокие, – объяснил свою позицию Антон Логашов.

И признался, что в такой безвыходной ситуации КРИО начала уже самостоятельные поиски новых инвесторов. С более проработанной документацией.

– Мы даже Марине Седых (депутат, гендиректор Иркутской нефтяной компании) предлагали совместно реализовать их идею по строительству газоперерабатывающего комплекса в Усть-Куте, – объявил вице-премьер.

Но в ИНК к такому сотрудничеству с властями отнеслись скептически. На заседании профильного комитета по собственности и экономической политике ЗС Марина Седых заявила, что неф­тяникам такая помощь уже не нужна. Зато впечатлило сообщение Логашова коллегу Марины Седых по парламенту Нину Чекотову. Иркутская предпринимательница, владеющая торговой недвижимостью, тут же на заседании сессии задала один короткий и дельный вопрос: «Поддерживает ли КРИО инфраструктурные проекты? Надо представить пакет документов – всё, как положено?» Ответ был утвердительным.

Частное участие и нечистые дела в «Чистых ключах»

Когда тема с инвестиционными проектами КРИО оказалась исчерпанной, парламентарии решили вновь вернуться к одной из многочисленных «дочек» «Корпорации». Большую часть присутствующих интересовал один вопрос – почему в Фонде микрокредитования Иркутской области участвует частный капитал.

– Среди учредителей, насколько мне известно, две частные компании. Мы выделяем для этого фонда средства из бюджета КРИО, а также федеральные деньги. А распределением государственных денег занимаются частные компании. Возникает вопрос… – задумался Дмитрий Ершов.

– А если фонд лопнет, что будет с деньгами? – продолжил мысль Анатолий Дубас.

– Как вообще выглядит эта схема, по которой частные структуры были заведены в Фонд микрокредитования? Сегодня любые частники, у которых есть свободные деньги, могут пройти конкурс и вступить в соучредители фондов? – полюбопытствовал депутат Александр Лобанов.

Противоречий в том, что частники вошли в проект по предоставлению микрозаймов для малого бизнеса, Антон Логашов не увидел. Но вот пояснить, как они попали в него, вице-премьер не смог. Зато заверил, что весь процесс предоставления займов у правительства под контролем: «Всё чётко запротоколировано и зарегламентировано».

Но на этом аудитория не успоко­илась. Группа депутатов предложила даже комитету по противодействию коррупции всерьёз изучить ситуацию в Фонде микрокредитования.

Будоражил умы отдельных парламентариев и вопрос по земельному участку и имущественному комплексу «Чистые ключи» (бывшая воинская часть), который был передан из федеральной собственности КРИО. Несколько лет назад, в процессе междусменки гендиректоров КРИО, часть имущества «Чистых ключей» пропала. Куда она делась и кто в этом виноват – теперь выясняет следствие.

– По данным фактам заведено два уголовных дела, – уведомил депутатов Антон Логашов.

Но депутат Лобанов решил расширить его ответ и продемонстрировать собственную осведомлённость по данным делам:

– В «Чистых ключах» находилось несколько десятков ангаров, где стояла военная техника. Две казармы, полностью отремонтированные за счёт федеральных денег – под стеклопакетами, с новой кровлей, коммуникациями, а также столовая, оборудованная по последнему слову техники.

Осведомлённость эта задела за живое губернатора Сергея Левченко, присутствовавшего на сессии. И он решил намекнуть Лобанову, что тоже многое знает:

– Кто в этом замешан, мы знаем. Это произошло в 2014 году, и надо будет отвечать всем, кто там работал в 2014 году. И вы там работали, так что тоже несёте ответственность. Вы скоро это поймёте, – пообещал Левченко.

Лобанов продолжать дискуссию не стал. Зато не удержался от риторического вопроса депутат Павел Сумароков, входящий в состав фракции КПРФ.

– Зачем в «Корпорации» заморожены бюджетные деньги, если результатов нет? Зачем платить зарплату людям (сотрудникам КРИО. – Авт.), которые живут на проценты от депозитов? – полюбопытствовал он.

Но парламент оказался не настроенным на такой риторический лад: намечался обеденный перерыв, и некоторые из присутствующих уже просили не затягивать дискуссию. Спикер ЗС Брилка попросил включить депутатов в процесс управления «Корпорацией». А Геннадий Истомин, до этого – ярый критик, и вовсе высказал удо­влетворение общим положением дел в «Корпорации».

– «Корпорация» должна быть. Это инструмент, который позволяет ре­ализовывать реальные проекты. Кое с кем какие-то вопросы мы уже обсудили… – подытожил своё выступление и Антон Логашов.

В контексте

Разменял корпорацию на фонд

Созданный в Иркутской области региональный фонд развития промышленности стал первым в Сибирском федеральном округе. Об этом в понедельник со ссылкой на заместителя председателя правительства Иркутской области Антона Логашова сообщила пресс-служба ведомства. Регистрация некоммерческой организации «Фонд развития промышленности Иркутской области» состоялась в марте 2017 года. Директором фонда назначен Анатолий Коляда, ранее возглавлявший АО «Корпорация развития Иркутской области».

Решение о создании в регионе фонда развития промышленности было принято правительством Иркутской области в конце 2016 года. Подписано соответствующее распоряжение правительства Иркутской области от 7 ноября 2016 года № 651-рп. Учредителями фонда выступили министерство экономического развития Иркутской области и КРИО.

Формирование регионального фонда позволит осуществлять заёмное финансирование проектам предприятий обрабатывающей промышленности по ставке 5% годовых в размере от 20 до 100 млн рублей за счёт федерального и регионального источников.

В ближайшее время планируется заключение соглашения с федеральным фондом развития промышленности об оказании фондами совместной поддержки проектов. Фонд начнёт работу с потенциальными заёмщиками во втором квартале текущего года

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры