издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На зелёный свет

Мировая энергетика будет развиваться за счёт возобновляемых ресурсов

Солнечные и ветровые электростанции по темпам роста установленной мощности уже несколько лет как обогнали традиционные ТЭЦ на угле и газе. По крайней мере, так выглядит мировая тенденция. Развитию экологически чистых технологий способствуют обязательства по «укрощению» глобального потепления, не так давно взятые на себя подавляющим большинством стран. О том, как это изменит энергосистемы всей Земли и отдельно взятого региона в Восточном её полушарии, говорили участники десятой международной конференции «Энергетическая кооперация в Азии», стартовавшей в Иркутске 29 августа.

 

Мировая энергетика «зеленеет» – объём электричества, вырабатываемого за счёт возобновляемых источников, устойчиво растёт. В 2016 году он, в частности, превысил 2,2 трлн кВт-ч – в два с лишним раза больше всей выработки в России. Таковы данные Международного агентства по возобновляемым источникам энергии без учёта больших гидроэлектростанций. Согласно им, с начала XXI века производство экологически чистого электричества выросло в пять с половиной раз – в 2000 году оно составляло 416,7 млрд кВт-ч. При этом доля солнца, воздуха и воды (точнее, малых ГЭС) в глобальной выработке достигла 10,3%. Установленная мощность «зелёных» электростанций при этом превысила тераватт, 138,5 ГВт из которого, как сообщает Bloomberg New Energy Finance (BNEF), добавились в прошлом году.

Инвестиции в возобновляемую энергетику только за одно десятилетие – с 2005 по 2015 год – выросли почти в четыре раза и составили 285,9 млрд долларов. «Частные инвесторы считают чистые технологии всё более привлекательными, – констатирует старший научный сотрудник исследовательского отдела Института экономических исследований Северо-Восточной Азии Энхбаяр Шагдар. – А Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, к примеру, не финансируют проекты, связанные с угольной генерацией».

Между тем лидерство по капиталовложениям, как следует из недавнего исследования BNEF и Центра взаимодействия Франкфуртской школы финансов и управления под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), с 2012 года удерживает Китай. Только в позапрошлом году Поднебесная вложила в строительство солнечных, ветряных и малых гидравлических электростанций 102,9 млрд долларов. Столь высокие затраты страна несёт для достижения крайне амбициозной цели – к 2030 году сократить удельные выбросы СО2 на единицу валового внутреннего продукта до 60–65% от уровня 2005 года. Поскольку угольная энергетика наравне с транспортом является одним из основных источников эмиссии парниковых газов, Китай идёт по пути замещения тепловых электростанций объектами ВИЭ. За счёт этого также предполагается увеличить долю неорганического топлива в потреблении первичных энергоресурсов с 11% до 20%.

 

Неумолимый углерод

КНР сегодня, к слову, является основным «поставщиком» углекислого газа в атмосферу Земли. По данным Всемирного банка за 2013 год, самым свежим из опубликованных на его официальном сайте, эмиссия диоксида углерода со стороны республики составила почти 10,25 млрд тонн. Это почти треть от всех мировых выбросов, объём которых четыре года назад практически достиг 35,85 млрд тонн. Китай выделяет больше СО2, чем США, Европейский Союз и Россия вместе взятые. И немногим – на 20% – меньше всех стран с высоким уровнем национального дохода.

На долю Северо-Восточной Азии, в которую помимо Китая и России входят Корейский полуостров, Япония и Монголия, приходится 37% мировых выбросов парниковых газов. Если не предпринимать никаких усилий, отмечают эксперты Института экономических исследований Северо-Восточной Азии, в ближайшие несколько десятилетий эмиссия существенно увеличится. Свои выводы они подкрепляют прогнозом развития региона. Согласно ему, к 2050 году валовой внутренний продукт Китая вырастет в 3,5 раза по сравнению с 2014 годом и превысит 61 трлн долларов. Южную Корею ждёт рост ВВП в 2,3 раза, Россию – в 2,1 раза. В Японии он увеличится на 65%.

Рост ВВП, по крайней мере, в Китае, приведёт к росту объёма потребления энергии. Ожидается, кто к 2050 году он увеличится на 65% по отношению к показателю 2010 года. В Японии, Южной Корее и России он, напротив, снизится. Однако во всех странах, за исключением Японии, вырастут объёмы грузовых и пассажирских перевозок, а в Корее ещё и увеличится доля промышленности в валовом национальном продукте, что при использовании существующих технологий приведёт к росту выбросов углекислого газа.

«Традиционный путь – сжигание огромных запасов ископаемого топлива, имеющихся в Северо-Восточной Азии, приведёт к эмиссии такого количества парниковых газов, которого будет более чем достаточно для нагрева планеты более чем на два градуса [Цельсия], – отмечают авторы доклада «Смягчение изменения климата: прорыв принесёт Северо-Восточная Азия». – А для того, чтобы удержать потепление в пределах 1,5 градуса, выбросы во всём мире должны быть к 2050 году сокращены на 50% от сегодняшнего уровня или даже больше». Напомним, именно такие цели преследует Парижское соглашение по климату, подписанное в апреле 2016 года представителями 175 стран. Задача-минимум – ограничить глобальное потепление в XXI веке двумя градусами, максимум – полуторами. Решить первую из них, полагает Шагдар, по силам одной Северо-Восточной Азии.

Дело техники

Если не считать возможности сбережения ресурсов в промышленности, то для этого у региона громадный потенциал с точки зрения ВИЭ. К примеру, только на территории Сибири и Дальнего Востока России за счёт ветра и солнца ежегодно технически можно вырабатывать 3,91 трлн кВт-ч и 197,8 млрд кВт-ч соответственно. Потенциал Китая, согласно выступлению Итгела Болда, представлявшего команду проекта «Объединение энергосистем Северо-Восточной Азии», в части производства электричества на ветровых станциях превышает 3,8 трлн кВт-ч, на солнечных – 27,3 трлн кВт-ч в год. В случае Монголии он составляет соответственно 946 млрд кВт-ч и 4,77 трлн кВт-ч ежегодно.

Его освоению должно способствовать удешевление технологий возобновляемой энергетики. Только за последние семь лет оборудование для ветровых электростанций подешевело на 20%, для солнечных – на 60%. В прошлогоднем прогнозе Bloomberg New Energy Finance сказано, что к 2027 году эксплуатация солнечной и ветровой генерации станет дешевле, чем использование существующих угольных и газовых электростанций, особенно в тех странах, где будут введены сборы за выбросы углерода. В силу этого, отмечают аналитики организации в июньском обзоре, к 2040 году доля электростанций, работающих за счёт энергии ветра и солнца, достигнет 48% установленной мощности и 34% выработки всего мира.

Профессор Института энергетики Монгольского университета науки и технологий Содовын Батхуяг относится к подобным прогнозам с определённым скептицизмом. «Между западными специалистами имеются существенные расхождения по срокам замены энергии, вырабатываемой с использованием органического топлива, на энергию от возобновляемых источников, – подчеркнул он. – Так, на Западе её считают возможной в середине, в крайнем случае – в конце столетия. Российские же учёные, в частности академик Алексей Макаров и специалисты возглавляемого им Института энергетических исследований РАН, прогнозируют, что если не будут найдены революционная технология преобразования энергии ветра или солнца в электроэнергию и дешёвый способ хранения большого количества электроэнергии и тепла, то этот срок существенно сдвинется».

Как бы то ни было, начало XXI века в мире уже стало временем развития «зелёных» технологий. Помимо кратного увеличения установленной мощности станций на возобновляемых источниках энергии это подтверждает рост парка электрических и гибридных автомобилей. Только с 2011 по 2015 год их продажи возросли с 52 тысяч до 462 тысяч. В том, что касается их отрасли, большинство участников очередной конференции «Энергетическая кооперация в Азии» сходятся в одном: будущее – за возобновляемыми источниками тепла и электричества, «умными» сетями и межсистемными связями.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры