издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«А у нас педикулёз!»

В области растёт заболеваемость из-за слабой дезинфекции

«21 век, а народ завшивел» – эта фраза одного из депутатов Заксобрания оказалась совсем не шуткой. В Иркутской области педикулёз себя проявляет всё агрессивнее. Показатель заболеваемости среди детей в 2017 году оказался выше на 14,6%, чем в 2016 году, и в 1,7 раза больше, чем в среднем по России. Не лучше картина по туберкулёзу, грибкам, болезням, переносящимся клещами. В области сокращается число предприятий, проводящих дезинфекцию, а с 1 января 2018 года и вовсе каждому из таких предприятий предписано иметь лицензию на медицинскую деятельность по дезинфектологии. По данным Роспотребнадзора, практически все предприятия такой лицензии не имеют. Муниципалитеты и правительство Иркутской области не могут разобраться, кто должен выделять деньги на обработку очагов заболеваний. А люди тем временем болеют всё чаще и чаще.

Грибки, клещи и ОРВИ

Этот вопрос не первый раз выносится на комитет по здравоохранению и социальной политике ЗС Иркутской области. Управление Роспотребнадзора по Иркутской области озвучило очень неприятные цифры, которые идут вразрез с посланиями о «прогрессивно развивающемся регионе». В 2017 году в Иркутской области было зарегистрировано 11 очагов групповой и вспышечной заболеваемости кишечными инфекциями среди детей и взрослых. В 90,9% случаев распространение заболеваний происходило контактно-бытовым путём, нарушался санитарный режим, не были проведены обычные мероприятия по дезинфекции. Отсутствие достаточных дезинфекционных мер привело к распространению болезней.

В 2017 году в регионе работало 31 дезинфекционное предприятие, в 2016 году – 32, а в 2015-м – 52. Все они оказывают услуги юридическим и физическим лицам только на коммерческой основе. Сеть дезинфекционных организаций Иркутской области включает 8 структурных подразделений регионального Центра гигиены и эпидемиологии и 23 коммерческие организации и индивидуальных предпринимателя. В подразделениях Центра гигиены работает 20 сотрудников, в прочих коммерческих предприятиях – 95 человек. Согласно определению Верховного суда РФ от 15 января 2018 года, все юрлица вне зависимости от организационных форм и форм собственности должны иметь не только лицензию на медицинскую деятельность по дезинфектологии, но и специалистов с необходимым медицинским образованием в своём штате. «В настоящее время большинство организаций, оказывающих услуги по разделу «дезинфектология», не имеют такой лицензии, – сообщил глава управления Роспотребнадзора по Иркутской области Алексей Пережогин. – Есть территории области, в которых вообще нет предприятий, проводящих работы по дезинфекции в очагах инфекционных болезней».

Ярким примером может служить Тулун, где в октябре 2016, феврале 2017 года 52 человека заболели вирусным гепатитом А. Одной из причин эпидемии было то, что в очагах болезни или слишком поздно провели заключительную дезинфекцию, или не провели её вовсе. Это касалось и мест, где находились дети. По мнению Роспотребнадзора, особенно остро проблема «заключительной дезинфекции» стоит там, где зафиксированы очаги туберкулёза, педикулёза и грибковых заболеваний.

Туберкулёз по-прежнему остаётся проблемой номер один. Несмотря на то что с 2016 года число заболевших в целом по региону снизилось на 10,9%, а среди детей – на 28,9%, уровень заболеваемости по Иркутской области по-прежнему превышает среднероссийский в 2 раза. То есть на 100 тысяч жителей региона приходится 90,3 чел., тогда как в среднем по России – 45,5.

 

В Нижнеудинском, Балаганском, Заларинском, Тулунском районах количество больных туберкулёзом выше, чем в среднем по стране, в 4-5 раз. Возбудители туберкулёза имеют исключительную живучесть, высокую устойчивость к воздействию химических и физических факторов, потому дезинфекция в очагах болезни обязательна.

По данным на 1 января 2018 года, в Иркутской областной клинической туберкулёзной больнице находилось под наблюдением 1878 домашних очагов туберкулёзной инфекции 1-2 групп эпидемиологической опасности. Заключительная дезинфекция в таких квартирах проводится, согласно закону, при выезде, после смерти больного туберкулёзом на дому, при выписке новорождённого в такую квартиру. В 2017 году 93% «нехороших квартир» получили обязательную дезинфекцию. Однако вместе с этим в ряде муниципалитетов, где выявлены очаги болезни, дезинфекция не проводилась вовсе: в Бодайбинском (4 очага), Казачинско-Ленском (9 очагов), Куйтунском (16 очагов), Тулунском (31 очаг), Усть-Кутском (30 очагов) районах.

Последние два года в Иркутской области начала расти заболеваемость педикулёзом, особенно среди детей. В 2017 году было выявлено 1943 случая педикулёза, из них 1659 случаев – среди детей до 14 лет. Показатель заболеваемости среди детей оказался выше на 14,6%, чем в 2016 году, и в 1,7 раза больше, чем в среднем по России. В Ангарске, Катангском, Усть-Илимском районах – в 5–9 раз. Часто люди отказываются от обращения в медицинские учреждения, обнаружив у себя незваных «гостей», предпочитают самолечение, именно поэтому специалисты говорят, что в официальных цифрах отражена лишь «вершина айсберга».

В 2017 году на 26,1% увеличилась заболеваемость микроспорией, на 3% – чесоткой. При этом из 161 поступившей заявки на проведение дезинфекции в очагах педикулёза было выполнено только 46%, с обработкой в камерах – 23%, там, где были обнаружены грибки, цифры 57% и 12% соответственно. По чесотке статистика не лучше – обработано 50% заявок, чистку с применением камер получили всего 11% заявок. Осложняется ситуация тем, что в области нет отдельных дезинфекционных учреждений, оснащённых санпропускниками и камерами, где определённый контингент мог бы бесплатно пройти обработку. Обычно санпропускники являются частью медицинских учреждений. По данным за 2017 год, 73,5% медучреждений региона было оснащено дезинфекционными камерами. В 51,2% есть централизованные стерилизационные отделения. Проверки показали, что в больницах нет современного стерилизационного оборудования (к примеру, на основе холодной плазмы) для проведения эффективной стерилизации изделий медицинского назначения в упакованном виде. Медики в 70% случаев используют стерилизаторы воздушного типа, в которых невозможно стерилизовать современные хирургические, эндоскопические инструменты, эндоскопы и прочие инструменты и приборы. Не хватает моечно-дезинфекционных машин для обработки эндоскопов в эндоскопических отделениях. Когда же регион сталкивается с ростом заболеваемости гриппом и ОРВИ, сразу проявляется дефицит бактерицидных облучателей для обеззараживания воздуха в помещениях.

Неблагополучным считается наш регион и по клещевой опасности. В 2017 году было зарегистрировано более 15 тыс. случаев присасывания клещей. На каждые 100 тысяч населения 619,9 чел. обратились в прошлом году к врачам по поводу укуса клеща. Это почти в два раза выше, чем в среднем по России. Заболеваемость вирусным клещевым энцефалитом выше, чем по стране, в 3,2 раза, сибирским клещевым тифом – в 2 раза. Опасно и то, что 8% пострадавших в 2017 году заявили, что клещи присосались к ним не за городом, не в лесу, а буквально в деревнях, посёлках, городах. Объёмы обработок сокращаются в связи с недостатком финансирования. Например, в Иркутске в 2015 году провели двукратную обработку на площади 662 га, а в 2018 году планируется одна обработка на площади 562 га.

«Они чьи, эти вши?»

– Мы говорим о каких-то прорывных моментах в экономике области, о чём-то ещё таком… А у нас педикулёз! У нас 21 век, а народ завшивел, – сказал председатель комитета по здравоохранению Андрей Лабыгин. – Кто со вшами должен бороться? Кто предусматривает деньги на это, чья обязанность их выделять?

По традиции ситуация складывается следующим образом. Роспотребнадзор руководителю учреждения, где выявлен очаг заражения, даёт предписание провести заключительную дезинфекцию, руководитель должен отреагировать, найти средства и сделать это. Например, если это детский сад, обратиться к вышестоящему органу власти – в департамент образования. В результате деньги если выделяются, то из местного бюджета. Однако представители Ассоциации муниципальных образований заявили, что выделение средств на дезинфекцию – не их полномочия.

– Мы не говорим, что не готовы что-то делать, но всё зависит от бюджетной обеспеченности этих полномочий, – сказала представитель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области. – Если мы проводим какие-то мероприятия, не относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления, не дай бог потратить копейку на то, что не входит в наши полномочия, за нас тут же возьмутся Контрольно-счётная палата, прокуратура.

– Никто не призывает вас нарушать ваши полномочия, – отметил Андрей Лабыгин. – Но у нас тут звучат не первый раз ужасные цифры, которые в 21 веке не должны звучать. В Советском Союзе в 1920–1930-х годах это победили, а мы в 21 веке не можем разобраться, как со вшами бороться. Самое главное, что мы никогда не начнём с ними бороться, потому что не знаем, они чьи, эти вши? Мы же до сих пор не знаем, кто должен проводить дезинфекцию. Это просто смешно.

Министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко заявил, что дезинфекция детских садов и школ – компетенция и полномочия муниципалитетов. «Они всегда работали с теми же дезстанциями, находили деньги, всё было нормально», – заметил министр. «Мы должны понять, что это за услуга. Медицинская или образовательная? Если мы очищаем от педикулёза школу, мы осуществляем медицинскую услугу или образовательную?» – настаивали представители муниципалитетов. «Жалко, что на заседание комитета не пришла замгубернатора Валентина Вобликова, потому что здесь вопрос в координации, – сказал Андрей Лабыгин. – Проблема скоро будет существовать четвёртый месяц, а её координации нет. Мы в Заксобрании её поднять можем, но решить – нет. Парламент может взять на себя не свойственную ему функцию – начать координировать работу исполнительных органов власти и муниципалитетов. То, чем занимается, вообще-то, правительство Иркутской области, в чём его обязанность».

«У нас есть проблема – с 1 января 2018 года никто дезинфекцией не занимается, – ещё раз подчеркнул председатель комитета. – Занимается, конечно, но втихушку, потому что лицензии нет, отчётности нет… Я правильно понял?» Представитель Роспотребназора повторил, что «практически у всех» лицензий нет.

Управление Роспотребнадзора рекомендовало местным властям рассмотреть возможность создания бюджетных предприятий дезинфекционного профиля и санитарных пропускников, оборудованных камерами для «лиц, социально дезадаптированных». Министерству здравоохранения указали на то, что необходимо обеспечить все медицинские учреждения дезинфекционными камерами, централизованными стерилизационными отделениями, современным оборудованием для стерилизации инструментов и приборов. Кроме того, Роспотребнадзор предлагает организовать частно-государственное партнёрство на базе ОАО «Дезирс», являющегося наследником ранее существовавшего государственного предприятия, где работают наиболее квалифицированные специалисты. А саму работу этого предприятия построить через систему госзаказа. В итоге комитет принял решение обратиться к председателю правительства Иркутской области с изложением проблемы и рекомендацией провести координирующее совещание.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры