издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мусорный подряд

Твёрдым коммунальным отходам в Приангарье подыскали «хозяина». Речь идёт о региональном операторе, который теперь будет обслуживать юг региона. Зайдёт на эту территорию компания, зарегистрированная в Белгороде, – «РТ-НЭО Иркутск». До конца апреля минЖКХ Иркутской области заключит с ней соглашение. Однако второго оператора – для северных районов (более трудных в обслуживании из-за их отдалённости) – региональные власти найти пока не смогли. Единственный участник, заявившийся на конкурс, – братское ООО «Инновация» – не был допущен, так как не внёс залоговый платёж. В успех всего проекта по управлению «северным» мусором не верят сами муниципалитеты. Подробности ситуации – в «ВСП».

Позади два конкурса по выбору операторов для управления твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) Приангарья. Оба они, назначенные на март 2018 года, признаны несостоявшимися. Так, на первый конкурс, когда «разыгрывалась» южная мусорная зона Иркутской области, была подана лишь одна заявка – от ООО «РТ-НЭО Иркутск» (уставной капитал – 10 млн рублей). Других конкурентов у игрока не оказалось, и конкурс, соответственно, был признан несостоявшимся, а победителем при этом объявлен единственный заявитель.

Примечательно, что предприятие, заинтересовавшееся иркутским мусором, зарегистрировано в городе Белгороде. Руководит им, по данным налоговых органов, Тамара Соловьянова, которая управляет также ещё двумя фирмами. Они, в свою очередь, имеют «местную» прописку: ООО «ТМП» – в посёлке Тайтурка Усольского района, ООО «АМП» – в Ангарске. У компаний, как и у регионального оператора, основным видом экономической деятельности является, согласно данным налоговых органов, сбор отходов.

Кроме того, имеется у компании с белгородской пропиской и аффилированная связь с другими иркутскими фирмами, но уже не через гендиректора, а через учредителей – Артёма Мищенко и Александра Сумкина. Среди этих фирм – усольские «УМК» и «УТК» («Усольская транспортная компания»), «АСМ» (Иркутский район), зарегистрированные в Иркутске ЗАО «Перспектива, Центр градостроительства, землеустройства и технической инвентаризации», ООО «Коммунальный транспорт», «Клиника 38» (торговля медицинскими изделиями), «СТП– Промэко» (сбор и утилизация опасных отходов), в Ангарске – «СибТрансПетройл» (сбор отходов). Целый ряд фирм, за которыми стоят собственники «РТ-НЭО Иркутск», имеется и в Москве. Числится за одним из них даже соучреждение регионального отделения Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья.

В минприроды Иркутской области также косвенно подтвердили, что инвестор, который решил заниматься отходами в южных территориях, имеет достаточно разветвлённую сеть по региону.

– У неё (компании-оператора. – Прим. авт.) много названий, даже не подскажем точно, под каким из них инвестор участвовал в конкурсе на управление коммунальными отходами. Название лучше уточнить в минимуществе или минЖКХ, – прокомментировали «ВСП» в минприроды.

Именно минЖКХ до конца апреля должно будет заключить соглашение с новым оператором по зоне «Юг». Подпишет его глава регионального минЖКХ, к компетенции которого относится вопрос по управлению коммунальными отходами. Сейчас ведомство готовит необходимую документацию для предстоящей процедуры, рассказал «ВСП» собеседник из министерства природных ресурсов. После этого белгородская компания официально получит статус регионального оператора сроком на 10 лет.

Напомним, по федеральному законодательству, принятому в 2016 году, регионы до 2019 года должны перейти на новую схему обращения с ТКО. За сбор, вывоз, утилизацию мусора, ликвидацию стихийных свалок будут отвечать компании-операторы. Стоимость услуг будут контролировать региональные службы по тарифам. По данным на конец марта 2018 года, уже порядка 40 регионов России выбрали у себя операторов по управлению ТКО, однако при этом испытывают большие трудности с реализацией территориальных схем управления отходами.

– Потому что, когда новые региональные операторы выходят на территорию, требуется вносить много изменений в схемы. Все эти вопросы приходится решать на федеральном уровне, – поясняет министр природных ресурсов Иркутской области Нина Абаринова.

Такие же изменения и корректировки ждут, судя по всему, и территориальную схему Иркутской области. Однако заняться этим чиновники планируют уже после того, как официально приступят к работе операторы по управлению отходами.

Пока же ситуация выглядит следующим образом. В Иркутской области оператору по южному направлению работать придётся сразу в 31 муниципальном образовании, где проживает 1,7 млн человек. К южной зоне относятся Иркутский, Ангарский, Балаганский, Жигаловский, Заларинский, Зиминский, Качугский, Куйтунский, Ольхонский, Слюдянский, Усольский, Усть-Удинский, Черемховский, Шелеховский, Казачинско-Ленский, Мамско-Чуйский, Бодайбинский, Тулунский районы, а также весь Усть-Ордынский бурятский округ. Надо заметить, что именно в южных территориях сосредоточена большая часть населения Приангаря, соответственно, именно здесь располагаются основной жилой фонд, а также промышленные предприятия региона.

За год все они успевают порядком «намусорить» – до 1 015 313,2 тонны коммунальных отходов (расчёты сделаны профильными ведомствами областного правительства и приведены в региональной схеме управления отходами). Из этого объёма 42% ТКО имеют IV класс опасности, 58% – V класс опасности (относятся к категории «бытовой мусор»).

Оператор должен будет обеспечить сбор отходов жизнедеятельности населения, объектов инфраструктуры и хозяйствующих субъектов, а также в перспективе – наладить мусоропереработку.

В южных районах Иркутской области, по данным региональной схемы, за время работы оператора будет создана целая сеть для управления отходами. Так, должны появиться межмуниципальные центры по обращению с отходами, а также 16 мусороперегрузочных станций, более тысячи новых площадок временного хранения мусора (100 – в Черемховском районе, 85 – в Иркутском, 77 – в Качугском), 26 полигонов для ТКО, 10 мобильных комплексов по обработке и обезвреживанию отходов и даже мусороперерабатывающий завод в Ангарске.

По зоне «Север», где тоже остро стоит проблема с твёрдыми отходами, вопрос об управлении мусором сегодня остаётся открытым. На объявленный правительством Иркутской области конкурс заявился лишь один игрок – ООО «Инновация» из города Братска. Учредителем и директором компании является Нина Довгий. Но к торгам его не допустили из-за того, что участник не смог внести залоговый платёж – необходимое условие для участия в конкурсе.

– Обеспечение заявки – 56 миллионов рублей, обеспечение исполнения соглашения – чуть более 80 миллионов, – прокомментировал замминистра ЖКХ Евгений Ветров.

Организация работала по договорам подряда с братскими предприятиями «Группой Илим» и «РУСАЛом Братск», которые она представила на конкурсную комиссию. Среди видов деятельности ООО «Инновация» – производство химических веществ и химических продуктов, деревянной тары, нефтепродуктов, утилизация отходов методом пиролиза, разработка экологических проектов, научные исследования и т.д. Данные о доходах и аффилированности с другими компаниями не разглашаются.

Сейчас в Иркутской области объявлен повторный конкурс по выбору оператора за зону «Север», заявки от игроков будут приниматься до 18 апреля.

Надо отметить, что в зону деятельности второго регионального оператора входят менее привлекательные территории – северные районы Иркутской области слишком отдалённые, поэтому наладить здесь логистику достаточно проблематично. Пример тому – Бодайбинский и Мамско-Чуйский районы.

Кроме того, север Приангарья не столь плотно заселён, проживает здесь 689,9 тысячи человек. Соответственно, и объёмы мусора, на сборе и транспортировке которого может зарабатывать частный оператор, скромнее, чем на юге. Всего лишь 334 тысячи тонн в год. Главные северные «поставщики» мусора: Братск – 136 тыс. тонн, Тайшетский район – 36 тыс., Нижнеудинский район – 27 тыс., Братский район – 25 тыс.

Между тем вложиться в сопутствующую мусорному бизнесу инфраструктуру на севере также придётся серьёзно. Здесь требуется как минимум 14 объектов для размещения отходов, 386 площадок временного хранения ТКО, одна мусороперегрузочная станция.

Вопрос управления северными отходами вызывает тревогу у самих муниципалитетов, входящих в эту зону. Так, представители администрации Мамско-Чуйского района сомневаются, что оператор сможет работать на их территории по тем параметрам, которые предусмотрены в областной схеме управления отходами.

– В соответствии с этой территориальной схемой, мы отнесены к Бодайбинскому району. Но вывозить мусор из Мамы в Бодайбинский район фактически невозможно, между двумя этими районами отсутствует транспортная составляющая.

В минприроды Иркутской области согласились, что Мамско-Чуйский район – один из самых сложных в плане управления ТКО, но при этом сообщили, что другого варианта управления отходами в северных территориях пока просто не существует.

– В Мамско-Чуйском районе кругом реки, значительная удалённость друг от друга населённых пунктов. Но это не единственная «проблемная» территория, есть ещё Ербогачён и другие северные населённые пункты. Мы планируем оснастить эти районы передвижными мусоросжигательными установками. Но, к сожалению, пока даже сами не определились с технологией. Хотя есть ряд очень серьёзных предложений, в том числе от ФГУП «РосРАО» и организации «Чистые технологии». Но про себестоимость переработки таким методом никто точно сказать не может. Тем более что сжигать на Байкальской природной территории нельзя. Чтобы получить хорошую себестоимость для такого проекта, должен быть просто вал мусора. А такого вала, чтобы получить хорошую себестоимость, по нашим северам не будет. То же самое касается переработки и сортировки отходов: экономика проекта работает только в крупных городах-«миллионниках», – комментирует Нина Абаринова.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры