издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Курс на взлёт

Усть-Илимск делает ставку на восстановление аэродрома и другие проекты

Минус четыре тысячи человек населения, плюс авиарейсы из Иркутска, модернизация отдельных агрегатов ГЭС, подготовка к строительству линии электропередачи до Усть-Кута и несколько желающих создать новые производства. За неполные семь лет, прошедшие с первой статьи об Усть-Илимске из серии «Точка на карте», город изменился. Ему, относящемуся к разряду монопрофильных, приходится непросто – играют свою роль демографические и экономические тренды. Однако город не только гордится потенциалом, созданным несколько десятилетий назад, но и старается его реализовывать.

Чтобы почувствовать, как меняется жизнь в Усть-Илимске, в командировку нужно было отправиться самолётом. Когда я впервые побывал в городе – в 2011 году, его аэропорт уже десять лет не принимал ни пассажирские, ни грузовые рейсы. Но городская администрация планировала восстановить регулярное авиасообщение. Первый самолёт сел на хорошо сохранившуюся бетонную полосу 28 августа 2013 года. И это круглая дата. «В прошлом номере газеты было напечатано сообщение об открытии в Усть-Илимске крупного, я бы сказал, уникального аэровокзала, – писал 15 мая 1993 года журналист «Восточно-Сибирской правды» Николай Волков. – Нечасто в наше время случаются такие события, когда вводятся в действие общезначимые для города, области и всей России объекты. Победный финал этой, казалось, обречённой на консервацию стройки, может, согреет душу надеждой на возрождение экономики Приангарья, мы поверим, наконец, что ещё на что-то способны: не только разрушать, но и созидать».

Современный аэровокзал с телетрапами возводил, кстати, легендарный «Братскгэсстрой», дела у которого в начале девяностых шли крайне плохо. «Бывший комсомольский вожак гидростроителей» Владимир Кормелицын с гордостью рассказывал о мастерстве своих подчинённых, работавших на объекте, о сотрудниках Невонской геологической экспедиции, которые освоили производство чёрной плитки из диабаза для отделки здания. Глава администрации Усть-Илимска Анатолий Дубас на церемонии открытия шутил, что горожане смогут летать в Париж и Лос-Анджелес. Руководитель регионального управления «Байкалавиа» Владимир Сокольников подчёркивал, что аэропорт отвечает требованиям ИКАО (Международная организация гражданской авиации. – Прим. «СЭ»), так что рейсы в Китай и Японию вполне могут стать реальностью в ближайшем будущем. А заголовок статьи в журнале Joint Ventures, который издавался в Москве и распространялся среди бизнесменов Европы, США и Канады, гласил: «Новый аэропорт Усть-Илимска принимает «Боинги».

 

«Чтобы появился интерес летать»

Магия круглых дат действует и в 2018 году. Три десятка лет назад, 25 августа 1988 года, в городском аэропорту приземлился первый Ту-154. А в октябре такая же «тушка» совершила первый рейс из Усть-Илимска в Москву. Вылет, правда, задержали на четыре часа из-за неисправности вспомогательной силовой установки самолёта. «Первая ласточка, конечно, не делает погоду, но предвещает весну, – делился с читателями своими соображениями корреспондент «Советской молодёжи» Владимир Карнаухов. – И первый рейс со ста шестьюдесятью пассажирами – это ещё не погода на усть-илимской земле, но уже её предвещание. Предвещание того, что 120 тысяч устьилимцев (безо всяких натяжек это и 120 тысяч пассажиров) будут избавлены от транзитно-дорожных хлопот и мытарств, отпадёт нужда в западные и южные города страны добираться через иные веси: Братск, Красноярск, Иркутск… Нервы, время, здоровье – то сбережение, что несёт 120 тысячам жителей новый рейс. Это сбережение окупится сторицей: сократятся сроки командировок, растянутся северные отпуска, не измочаленные, не побитые дорожными приключениями возвратятся из деловых командировок и отпусков люди».

Процитированный пассаж вспоминается, когда заместитель главного инженера по промышленной безопасности, надёжности и охране труда ПАО «Иркутскэнерго» Константин Карнаухов показывает серию снимков на экране смартфона. На них изображён Ан-28 в ливрее компании «Сибирская лёгкая авиация», в которой преобладает насыщенный тёмно-синий цвет. Небольшой винтовой самолёт летает в Усть-Илимск трижды в неделю.

– Вот так это выглядит изнутри, – рассказывает Константин Матвеевич. – Семнадцать мест, дверь в кабину пилотов открыта. Билеты надо покупать заранее, недели за две до вылета их уже может не быть.

По официальной терминологии в Усть-Илимске действует посадочная площадка. То есть сооружение, предназначенное для взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Плюс модульное здание аэровокзала и охранного пункта – вахтовые вагончики. Для статуса аэродрома не хватает зданий, сооружений и оборудования.

– До последнего момента аэропорта фактически не было, – констатирует заместитель мэра Усть-Илимска по экономике и финансам Александр Хворостинин. – Были его остатки – комплекс разграбленных, разобранных и разрушенных зданий. Единственное, что сохранилось, – это бетонная взлётно-посадочная полоса, которую попросту не смогли разобрать.

Трёхкилометровая бетонная ВПП почти за 12 лет простоя пережила и капризы сибирской погоды. Сказался рельеф – полоса немного выпуклая и словно скатывается от центра к порогам под едва заметным углом. Для того, чтобы принимать регулярные рейсы, этого было мало, поэтому городская администрация в 2013 году восстановила ближний приводной радиомаяк.

Заправочный комплекс стоит существенно дороже, поэтому пока обходятся без него – чтобы залить топливо, самолёты делают промежуточную посадку в Братске. Юридическая сторона дела такова: для обеспечения полётов пять лет назад за счёт местного бюджета начали обслуживание полосы. Для этого было создано муниципальное предприятие «Посадочная площадка (аэропорт) города Усть-Илимска». В 2016-2017 годах, сообщает аппарат городской Думы, бюджетные расходы на его работу превысили 11 млн рублей. Областная казна взяла на себя субсидии авиакомпании – ранее это была бурятская ПАНХ, сегодня рейсы выполняет «Сибирская лёгкая авиация» – для компенсации разницы между стоимостью билета и её реальными расходами.

– Для всех было очевидно, что в таком подвешенном состоянии сложно говорить о каком-то развитии аэропорта, – замечает Хворостинин. – Поэтому было решено передать имущественный комплекс в областную собственность.

Дума Усть-Илимска проголосовала за это 28 февраля. Имущество Росреестр зарегистрировал как собственность Иркутской области в начале апреля. В его состав вошли взлётно-посадочная полоса, перрон и ещё 16 объектов.

– Восстанавливать имеющееся здание аэровокзала нецелесообразно – его практически полностью разобрали, – добавляет заместитель начальника финансового управления по экономике администрации Усть-Илимска Евгений Русаков. – В 2013 году [государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации] «Аэропроект» по минимальному варианту просчитывал, что восстановление порта и перевод его в статус аэродрома обойдутся в 600 миллионов рублей. Хотя бы для того, чтобы те же Ан-24 принимать. Если остаёмся в статусе посадочной площадки, то к нам, в принципе, могут и Л-410 летать.

Дальности чешских самолётов, как и Ан-28, хватает для полётов из Красноярска. С одной стороны, это повышает транспортную доступность Усть-Илимска, с другой, авиакомпании, которые выполняют рейсы из столицы другого региона, могут претендовать на субсидию из федерального бюджета.

– Для того, чтобы у перевозчика появился интерес летать к нам из Красноярска или, скажем, Новосибирска, нужно в первую очередь решить вопрос с топливозаправкой, – подчёркивает Хворостинин. – Для получения статуса аэродрома нужно ещё два финансово затратных мероприятия провести – построить вокзальный комплекс, пусть небольшой, и ограждение. Плюс сопутствующие вещи, связанные с авиационной безопасностью. То есть дальний радиоприводной маяк и автоматическая метеостанция. Группа «Илим» готова направить на установку оборудования для заправки и строительство аэровокзального комплекса 100 млн рублей. Таков один из пунктов соглашения о социально экономическом сотрудничестве между компанией и правительством Иркутской области.

Моногород из разряда нетипичных

Удивление этот факт не вызывает – Усть-Илимский ЛПК для экономики города является системообразующим предприятием. Как и вообще вся лесная отрасль – из 24,2 тыс. работающих на местных предприятиях 5,4 тыс. человек занимаются переработкой древесины. Ещё 500 человек – это те, кто занят в лесоводстве и на лесозаготовках. «В филиале Группы «Илим» в Усть-Илимске работает около 1900 человек, примерно столько же сотрудников в филиале в Усть-Илимском районе, – продолжает Русаков. – Плюс «дочки» – «Илимлестранс» и «Финанс ГЛ». Большой вклад в экономику города вносят и такие предприятия, как филиал компании «Илим Тимбер», бывший Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод». С переработкой леса связаны и предприятия поменьше.

Если судить только по численности персонала, то существенный вес имеют сферы образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг. Немного им уступают торговля и ремонт автомобилей и мотоциклов – в этих областях, которые с точки зрения статистики объединены, занято 2200 человек. Существенная их часть работает на предприятиях малого и среднего бизнеса, на долю которых приходится 26,4% выручки всех компаний и организаций Усть-Илимска. Для моногорода, которым он официально является, это весьма нетипично. «И это можно назвать позитивным фактом», – отмечает заместитель начальника финансового управления местной администрации. Немного отстают по количеству сотрудников – 1900 человек – предприятия, которые производят и выдают тепло и электричество.

Однако именно предприятия энергетики является двигателем местной экономики. Усть-Илимская ТЭЦ не только практически полностью (без 0,2% присоединённой нагрузки) обеспечивает город теплом, но и содержит сети водоснабжения и канализации. Электричества же она производит больше, чем уходит на нужды расположенных рядом производственных мощностей филиала Группы «Илим» – шестого в десятке крупнейших потребителей в Иркутской области.

Мощности Усть-Илимской ГЭС используют не только и не столько местные потребители, сколько промышленность всего региона. Лишнее тому подтверждение – изыскатели трассы ЛЭП до Усть-Кута, в конце марта работавшие в окрестных садоводствах, где она должна пройти. Воздушную линию 220 кВ в габаритах 500 кВ строит подрядчик Федеральной сетевой компании Единой энергосистемы. Согласно схеме и программе развития электроэнергетики Иркутской области на 2018–2022 годы, её должны сдать в эксплуатацию в 2019 году. ЛЭП возводят для нужд магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и расширения Байкало-Амурской магистрали, центром питания для которых станет новая подстанция 500 кВ «Усть-Кут» – её также строит ФСК ЕЭС.

Но вернёмся к Усть-Илимску. «Монопрофильность свою город не утратил, – резюмирует Русаков. – Если смотреть по такому критерию, как объём производства, то львиную долю занимает Группа «Илим». Поэтому Усть-Илимск не только включён в список моногородов, но и имеет собственную программу развития. Она рассчитана на девять лет, с 2016-го по 2025 год, и только в 2018 году предусматривает создание 559 новых рабочих мест за пределами градообразующего предприятия и привлечение 2,5 млрд рублей инвестиций.

– Один из механизмов [поддержки моногородов], который реально работает на федеральном уровне, – это государственная программа «Формирование комфортной среды», – говорит Хворостинин о том, что из планов уже реализовано. – По ней мы в прошлом году сделали первую очередь Аллеи славы, в этом году продолжим работы. Плюс капитально отремонтировали центральную улицу, хотя формально к моногородам это не имеет отношения – контракт родился ещё в 2014 году. Кроме того, отремонтировали восемь дворов. Так что пока государственная программа «Комфортная среда» – это единственный механизм, под который в федеральном бюджете заложены реальные деньги.

Теплица для инвестиций

Собственные возможности бюджета Усть-Илимска по части развития, к сожалению, ограничены. Доходы его, по прогнозу на 2018 год, должны составить почти 1,978 млрд рублей. Существенная часть этой суммы приходится на дотации из казны вышестоящих уровней. Половину собственной прибыли даёт налог на доходы физических лиц. Второе место по объёму поступлений занимают имущественные сборы. Расходы бюджета, в свою очередь, составляют чуть более 2,074 млрд рублей.

– По этой части бюджет у нас, как любит говорить президент, социально ориентированный, – заключает заместитель мэра Усть-Илимска по экономике и финансам. – Звучит здорово, но на деле получается такой бюджет, в котором девять из десяти рублей уходит на зарплату и поддержание бюджетной сферы, а на развитие практически ничего не остаётся. Нет возможности инвестировать ни в какие дороги и ни в какие капремонты.

Тем не менее проекты развития в Усть-Илимске есть – и вполне реальные. Руководство сети медицинских лабораторий «Инвитро» намерено открыть в городе офис в рамках своей франшизы. Другая компания собирается создать сеть социальных аптек. Есть даже проект пекарни и фитнес-кондитерской. Все эти планы объединяет заявка на государственную поддержку. Для этого есть фонд поддержки предпринимательства, а в самом Усть-Илимске действует микрофинансовый фонд поддержки и развития малого предпринимательства, который выдаёт займы до 3 млн рублей по льготным ставкам. На поддержку предпринимателей также выдаются субсидии до 500 тыс. рублей. Последние, кстати, в прошлом году создали 60 рабочих мест.

Более существенные инвестиционные проекты, которые в конечном итоге дадут развитие экономике города, есть у крупных предприятий. В программе городской администрации значатся, к примеру, планы нескольких компаний по организации производства сухого пиломатериала, завод, выпускающий древесные гранулы, и даже рыбоводное производство комплексного цикла. Агрофирма «Ангара» – единственное в области предприятие, которое в условиях севера выращивает не только овощи, но и землянику и розы, – намеревается реконструировать имеющиеся теплицы и построить несколько новых.

И тепло, и вода, и канализация

Перемены, ставшие следствием инвестиций, видны и на Усть-Илимской ТЭЦ. При входе на станцию сразу же сталкиваешься с новым оборудованием для контроля доступа персонала на проходной, которого точно не было в 2011 году. Двери в котлотурбинный цех со всеми положенными предупреждающими знаками обшиты алюминием, а в самом машинном зале поневоле обращаешь внимание на чистоту, не свойственную угольной энергетике. «Мы каждую смену производим гидроуборку», – перехватывает мой взгляд машинист Евгений Тарасов.

В турбинном отделении обращает на себя внимание пустое пространство на месте агрегата № 2, который перевезли на Ново-Иркутскую ТЭЦ и запустили там в декабре 2013 года. Визуально подобный инвестпроект даже заметнее замены рабочих колёс на Усть-Илимской ГЭС, хотя сравнивать их эффект для всей энергосистемы региона не совсем корректно из-за масштабов.

– У нас есть и проекты модернизации, ремонта, и проекты, скажем так, эстетического содержания станции, – рассказывает директор Усть-Илимской ТЭЦ Виталий Гаврюшенко. – В настоящий момент мы ведём капитальный ремонт первой турбины, который занимает примерно два с половиной месяца. Полностью проводим её разборку, вскрываем цилиндры и производим диагностику с последующим продлением паркового ресурса. Это огромный объём работ и в денежном эквиваленте, и в трудовом. Помимо этого в ремонте первый котёл, дальше будет ремонт четвёртого и пятого котлоагрегатов с заменой воздухоподогревателей.

На распределительном устройстве станции масляные выключатели последовательно заменяют на элегазовые. А на распределительном устройстве собственных нужд вместо масляных выключателей ставят вакуумные. Ещё один масштабный проект, растянутый на несколько лет, – это монтаж мембранной кровли на здании главного корпуса ТЭЦ. «Мы в плановом порядке каждый год меняем какой-то участок, – уточняет Виталий Иванович. – Уже около семи лет этим занимаемся, выполнена замена примерно 70% кровли здания. В этом году начинаем замену кровли котельного отделения, работы будут проходить с мая по октябрь».

Награды за реализацию инвестиционных проектов не полагаются, но коллектив станции может похвастаться многочисленными премиями за развитие производственной системы. К бережливости приучают непростые условия работы. Усть-Илимская ТЭЦ, которую когда-то строили в единой связке с лесопромышленным комплексом, была рассчитана не только на обеспечение предприятия паром, но и на теплоснабжение города с населением в 300 тыс. человек.

Сегодня ЛПК забирает пар только на то время, что простаивает его собственное оборудование, а в Усть-Илимске, по данным на 1 января 2017 года, насчитывается менее 82,5 тыс. жителей. Тенденция та же, что и в других городах на севере Иркутской области и в России в целом: молодёжь стремится уехать в экономически более развитые территории. Хотя средняя зарплата в Усть-Илимске сопоставима со средней в регионе – 35 990 рублей и 37 589 рублей соответственно. А в энергетике она даже выше.

Как бы то ни было, станция, оставаясь основным поставщиком горячей воды для лесопромышленного комплекса, предприятий и населения города, работает при очень низких нагрузках – обычно они составляют 30% от номинала. Больше – до 50–60% – оборудование было загружено только прошедшей зимой, когда сильные морозы совпали с маловодьем на Ангаре, из-за которого недостаток выработки ГЭС компенсируют дополнительным производством электроэнергии на ТЭЦ. Но техника в подобных условиях сработала на «отлично». И это касается не только турбин и котлов.

– Мы – единственная станция если не в стране, то в Иркутской области, где к ТЭЦ относится не только генерирующее оборудование, но и тепловые сети, сети водоснабжения и канализации, а также сантехнический участок, – замечает Гаврюшенко. – Последний находится на договоре подряда у «УИ ЖКХ-2008» – крупнейшей управляющей компании в городе. Есть и другие управляющие компании, но сантехнический участок ТВСК обслуживает 70–80% внутренних сантехнических систем жилого фонда города.

«Назвал бы удовлетворительным»

В том, что касается водоснабжения и водоотведения, в результате целенаправленной и поэтапной работы достигнуты существенные результаты: участок ТВСК Усть-Илимской ТЭЦ вышел на безубыточный уровень деятельности при сохранении надёжности оборудования и необходимого объёма по перекладке сетей.

В тепловых сетях также поддерживается необходимый уровень надёжности. Несмотря на то что из 170 км трубопроводов, проложенных в Усть-Илимске, по сроку эксплуатации требуют замены около 120 км, магистральные и внутриквартальные сети ежегодно меняются в соответствии со схемой теплоснабжения города «в пределах средств, предусмотренных в тарифе на тепловую энергию». Этих средств не так много, поэтому первоочередные участки для ремонта и замены на Усть-Илимской ТЭЦ определяются по итогам диагностики, что позволяет не распыляться, а перекладывать сети именно там, где это более всего необходимо.

Есть и крупные совместные с городской администрацией проекты. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы по реконструкции канализационных очистных сооружений на левом берегу Ангары: после заполнения Богучанского водохранилища стоки должны соответствовать более строгим требованиям по содержанию загрязняющих веществ. «Это совместная работа с администрацией города и области, – поясняет директор Усть-Илимской ТЭЦ. – Делаем проект, и, судя по всему, на его реализацию будет выделена необходимая сумма».

Инфраструктура – больное место для подавляющего большинства средних и малых городов. «Состояние сетей я бы назвал удовлетворительным, – резюмирует Хворостинин. – По дорогам ситуация скорее сложная – капитального ремонта требуют 40% из них».

Зная экономическую ситуацию и то, как формируются и тратятся дорожные фонды, сложно поставить это в упрёк городской администрации. Тем более что без внимания всё же не остаются ни местные улицы, ни 278-километровая трасса до Братска. Которой, кстати, могло и не быть: когда высокие инстанции рассматривали проектное задание на Усть-Илимскую ГЭС, «Братскгэсстрою» не удалось доказать необходимость прокладки асфальтовой дороги к новому городу. Начальник специального управления строительства Иван Наймушин принял это решение на свой страх и риск.

Может быть, такой подход и сыграл потом злую шутку с обслуживанием областной трассы Усть-Илимск – Братск. Но сегодня её вполне официально – со всеми положенными проектными работами – ремонтируют. В прошлом году, в частности, переложили асфальт между 213-м и 221-м километрами.

В этом году, сообщает министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Светлана Свиркина, речь идёт о капитальном ремонте и «ремонте в рамках содержания» примерно 10 км – отрезка возле «кольца» на выезде из Братска и двух участков под Усть-Илимском. «Работы будут идти постоянно, сейчас ведётся проектирование участка на 2019 год, – отмечает Свиркина. – Будем надеяться, когда-нибудь мы отремонтируем всю дорогу».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры