издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Невиновных не окажется»

Число закрытых в Иркутской области ТРЦ может увеличиться

Вице-премьер регионального правительства Виктор Кондрашов намекнул в минувшую среду главе ГУ МЧС Валентину Нелюбову на «зреющую волну возмущения предпринимателей», связанную с проверками соблюдения требований пожарной безопасности в торговых центрах после пожара в кемеровской «Зимней вишне». Высокопоставленный чиновник, представлявший исполнительную власть региона на открытых слушаниях в офисе МЧС, предложил пожарным «дать возможность предпринимателям исправить нарушения, не доводя дело до судов». Что из этого вышло, читайте в нашем материале.

 

С начала года в Иркутской области было проведено 250 плановых и 146 внеплановых проверок объектов массового пребывания людей, в число которых вошли и многофункциональные торгово-развлекательные центры. По их результатам было выявлено 1210 нарушений требований пожарной безопасности (за аналогичный период прошлого года – 983). Значительная их часть относится к нарушениям в обеспечении безопасности людей. Эти данные генерал Нелюбов представил 16 мая на слушаниях, которые ГУ МЧС проводит раз в три месяца. Те, что прошли в среду, стали тематическими и касались правоприменительной практики при осуществлении надзорной деятельности ведомства на объектах малого и среднего бизнеса.

– С 2015 года в ежегодный план проверок не включаются объекты защиты, собственниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства, – заявил Валентин Нелюбов. – Таким образом, на законных основаниях объекты защиты не подвергались проверкам органами пожарного надзора. При этом по факту пожары на данных объектах происходят. Их причина – невыполнение собственником объекта требований пожарной безопасности.

Кемеровская трагедия стала поводом для сплошной проверки ТРЦ. Совместно с прокуратурой с 26 марта по 28 апреля проверено 395 объектов массового пребывания людей (более 50 человек). В их числе крупнейший в Восточной Сибири – ТРЦ «СильверМолл» площадью 108 тыс. кв. метров, а также «Комсомолл» (50 тыс. кв. метров). Как заметил Валентин Нелюбов, «выгодный торговый маркетинг играет для собственника торгово-развлекательного центра более важную роль, нежели вопросы обеспечения безопасности посетителей и персонала».

– Гипермаркеты и сетевые магазины одежды являются так называемыми якорными арендаторами, – пояснил он. – На верхних этажах могут быть расположены наименее прибыльные, часто развлекательные или досуговые центры. Но тут же располагаются кафе, рестораны или фастфуды, пользующиеся наибольшей популярностью у посетителей. Также на верхних этажах располагаются кинотеатры. Это обусловлено значительной высотой этажа, необходимой для размещения кинозала (амфитеатра). Смежно с кинозалами часто размещаются детские игровые комнаты.

К наиболее часто выявляемым нарушениям Нелюбов отнёс неудовлетворительное состояние путей эвакуации и эвакуационных выходов – в 251 случае («Карамель», «Новый», «СильверМолл», «Юбилейный», «УниверСити» в городе Иркутске, «Новая дача» в Иркутском районе, «Сосновый», «Формула», «Берлога» в Братске, «Шанхай-молл», «Мега» в Ангарске). По его мнению, это происходит из-за несогласованных действий собственников и арендаторов по перепланировке помещений.

– В результате пути и выходы, предназначенные для эвакуации всех посетителей ТРЦ, становятся эвакуационными только для людей, которые находятся во вновь отделённом помещении. Данные нарушения ТПБ могут возникнуть при установке дополнительного торгового оборудования и элементов декора на путях эвакуации и вблизи эвакуационных выходов в целях извлечения дополнительной прибыли и улучшения эстетических характеристик.

Отсутствие или неисправность автоматической установки пожарной сигнализации в зданиях и помещениях выявлены в 105 случаях (в том числе в ТРЦ «Карамель», «Торговый комплекс», «СильверМолл», «ДжемМолл», «Универсал», «УниверСити» в Иркутске, «Сосновый», «Берлога» в Братске, «Шанхай-молл», «Мега» в Ангарске). Далее следуют случаи отсутствия или неисправности системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматической установки пожаротушения, систем противодымной защиты.

Эти нарушения возникают по причине организации внутри здания ремонтных работ, когда происходят отключение, демонтаж или ограничение действия участков противопожарных систем, после чего их восстановление зачастую не производится совсем, констатировал глава ГУ МЧС. «В помещениях оборудуются подвесные потолки, дополнительные перегородки, ограничивающие действия оросителей, модулей, извещателей, оповещателей. В результате системы становятся неработоспособными. Иногда доходит до курьёзов, связанных с использованием целлофановых пакетов и других материалов, которыми закрываются извещатели или оповещатели в целях ограничения их действия при проведении ремонтных и других работ», – возмутился Валентин Нелюбов.

Заключения специалистов направлены в прокуратуру. По искам прокуроров судами приняты решения о применении обеспечительных мер в виде запрета деятельности для ТРЦ «Карамель», ТРЦ «СильверМолл», развлекательного комплекса «Айс Пипл», ТЦ «УниверСити», ТЦ «Юбилейный» в Иркутске, ТРЦ «Радуга» в селе Хомутово, ТЦ «Новая дача» в Иркутском районе, ТЦ «Промстроймаркет» в Усолье-Сибирском, ТЦ «Золотой Рай» в Черемхове и решения о приостановке деятельности 12 объектов до устранения нарушений требований пожарной безопасности. «Пока доклад формировался, получили сообщение о том, что приостановлена деятельность гостиницы «Пекин» по Байкальскому тракту», – сообщил собравшимся свежую информацию Валентин Нелюбов.

Вопрос об использовании запрета на деятельность был самым задаваемым на слушаниях.

– Девять объектов с обеспечительными мерами и 12 без наложения обеспечительных мер. И там и там угроза жизни и здоровью граждан была. Мы сейчас говорим о совокупности факторов, которые ведут к обеспечительным мерам. Но до нас совокупно никто не смог донести, что это за набор факторов, – поинтересовался глава регионального отделения «Опоры России» Александр Якубовский.

– Берём конкретный пример – открывание двери не по направлению эвакуации из здания, – попытался объяснить начальник управления надзорной деятельности Виктор Пашков. – В случае возникновения пожара людской поток, который формируется на путях эвакуации, сталкивается с преградой. Образуется затор, в случае задымлённости, отключения электричества эвакуация через этот выход становится невозможной. Данное нарушение влияет на конечные результаты показателей риска на этом объекте. Другой пример – не проведена защитная обработка деревянных конструкций кровли. Это тоже нарушение требований пожарной безопасности. Но напрямую с угрозой жизни и здоровью людей это нарушение не связано.

– Но на всех объектах выявлена угроза жизни и здоровью граждан. По какому-то принципу было принято решение о необходимости закрыть 9 из 21. Почему такая выборочность?

– Те, кто под обеспечительными мерами, могут устранить нарушения в короткие сроки. Я говорил об открывании дверей не в том направлении, но есть и нарушения, связанные с перепланировкой.

– Сегодня инспектор вынести решение на приостановку [деятельности] не может, это право только суда, – вмешался Валентин Нелюбов. – Мы лишь даём заключение по проверкам, которые готовили.

Пришли на встречу с сотрудниками МЧС и предприниматели, которые несут потери от закрытия ТРЦ. Артём Цыденов – директор «Любо-Города». Этот детский развлекательный парк находится на четвёртом этаже «СильверМолла». Предприниматель понимает, что «запрещено размещать детские игровые комнаты выше второго этажа и далее 20 метров от эвакуационных выходов», и собирается арендовать помещение на нижних этажах.

 

– Но я точно знаю, что не во всех торговых центрах это требование выполняется. Яркий пример – «Комсомолл», – рассказал он. – Я там был, обеспечительные меры не приняты: третий этаж, детская игровая зона работает. А на четвёртом этаже «СильверМолла» – нет. Почему такая выборочность? И как вы оцениваете перспективы принятия закона о переносе на первый этаж детских игровых зон. Сейчас, когда рассматриваю переезд с большими убытками, я должен понимать, куда поеду, на второй или на первый.

– По 228 объектам, которые у нас проверялись за этот период, сейчас идут документы из прокуратуры. И по тем объектам, где не выносились решения судов или прокуратуры, они [документы] будут рассмотрены государственным пожарным надзором. Поэтому невиновных не окажется. По второму вопросу я не могу ответить за законодателя, – заявил Нелюбов.

Виктор Кондрашов, в свою очередь, поставил генерала в известность, что «со стороны правительства Иркутской области есть предположение, что зреет такая волна возмущения предпринимателей».

– Сейчас пошла волна первых закрытий, проверки продолжаются. Людям надо разъяснить, как им действовать, – включился зампред правительства. – Прокуратура напрягла: давайте всех проверим разом. И выясняется, что инспекторов на всех не хватает. К тому же лицензированные организации не обслуживают [противопожарное оборудование] должным образом. Привлечения общественности, средств массовой информации тоже не требуется. Нарушения есть у всех. На сегодняшний день нет средств, чтобы исправить эти нарушения. Не готовы оказались и торговые предприятия, продающие оборудование для пожаротушения. И из-за этого многие торговые центры оказались растерянными. Что делать сейчас? Если проверок будет ещё много, предположительно 12 центров сейчас могут закрыть.

При этом, убеждён Виктор Кондрашов, большинство предпринимателей не виновато в сложившейся ситуации. В качестве примера он привёл магазин сети «Слата», расположенный в закрытой «Новой даче». «Все, кто ездил по Байкальскому тракту, остались без продуктов питания, – подчеркнул он. – Магазин «Слата» не виноват. Виноват арендодатель. Люди пошли в другие магазины, не рассчитанные на такой поток населения. Надо дать возможность предпринимателям исправить нарушения, не доводя дело до судов. Это самый главный посыл, который у предпринимательского сообщества существует.

Но Валентин Нелюбов, похоже, с этим посылом не согласился:

– Когда на Байкальском тракте закрылся магазин «О’Кей», никто особо не переживал, – заметил он. – Сейчас в каждом дачном посёлке есть магазин. Алгоритм действий для предпринимателей предусмотрен Федеральным законом 294 «О защите юридических и физических лиц при проведении надзора». Он довольно чётко расписан. Хватает ли инспекторов? Хватает, хотя работать приходится с большим напряжением. Что делать? Как устранять нарушения? Это вопрос к техническим сотрудникам. Когда проверки не проводились, было хорошо, огнетушителей хватало, потому что никто не понуждал их покупать.

– То, к чему апеллируем мы, – консолидация предпринимателей и надзорных ведомств, – попытался сгладить обстановку Якубовский. – Потому что сегодня можно говорить о реальных убытках бизнеса в сотни миллионов рублей. До тысячи предпринимателей остались без работы. Значит, несколько тысяч людей остались без зарплаты. По моей информации, все собственники отрабатывают устранение нарушений.

Его поддержал Алексей Соболь, предложивший площадку Торгово-промышленной палаты Иркутской области для диалога предпринимателей и контролирующих органов. «Мы не расцениваем себя как карательный орган, – ретировался и Валентин Нелюбов. – Приостановка – крайняя мера, последний довод».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры