издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Медицина глазами иркутян

Горожане поделились своим видением проблем здравоохранения

У иркутян накопилось достаточно вопросов к региональной медицине. Люди не могут записаться на приём к нужному специалисту. Встречи с врачом больному человеку нередко приходится ждать дни и даже недели. Пациентов вынуждают платить за услуги, которые они вправе получать бесплатно. Даже в стационар человек не всегда может попасть, когда это необходимо. Больницы нарушают сроки госпитализации. За этими скупыми формулировками сотни и тысячи историй живых людей. Тех, кого в итоге удалось спасти. И тех, кого спасти не получилось…

Разговор на круглом столе, который состоялся на прошлой неделе в обновлённой школе № 19, шёл очень эмоционально. Организатором мероприятия выступило общественное движение «Наш Иркутск». Выступить смогли не только организаторы здравоохранения, но и врачи, пациенты. Во встрече приняли участие более ста человек: общественники, руководители медицинских организаций, преподаватели высших учебных заведений, представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан.

Жаль, что чиновники регионального минздрава, те люди, от которых напрямую зависит, что происходит со здравоохранением, не нашли времени, чтобы поучаствовать в дискуссии. Тем не менее резолюция круглого стола будет направлена в министерство здравоохранения Иркутской области. На региональный уровень пять лет назад были переданы поликлиники и амбулатории.

То ли больницы, то ли памятники

Поликлиники города перегружены. Как рассказала и.о. начальника департамента здравоохранения и социальной помощи населению городской администрации Нина Перфильева, к поликлиникам Иркутска прикреплены 780 тысяч человек. 660 тысяч пациентов прописаны в областном центре. Остальные 120 тысяч – жители других территорий.

Нагрузка на медицинские учреждения увеличивается из-за роста населения города, а также в связи с расширением зон обслуживания городских поликлиник. С недавнего времени к ним прикрепили жителей садоводств, расположенных вокруг города, и поселений Иркутского района. Ещё одна причина притока пациентов – диспансеризация, которую должны проходить все взрослые жители Иркутска.

В итоге при плановых 12,8 тысячи посещений поликлиники города в среднем принимают около 15 тысяч пациентов. Вместо рекомендованных 1,7 тысячи человек на один терапевтический участок в среднем приходится 2,1 тысячи прикреплённых. На один педиатрический участок ложится ещё большая нагрузка – 970 маленьких пациентов вместо рекомендованных 800.

Медицинскую помощь иркутяне получают не в самых лучших условиях. Только шесть из 27 поликлиник города были построены по типовым проектам. Большинство учреждений находятся в приспособленных помещениях. Нередко поликлиники размещены в зданиях, которые являются памятниками истории и архитектуры, это существенно затрудняет модернизацию учреждений.

Если вопрос со строительством детских садов и школ в Иркутске сдвинулся с мёртвой точки, горожане видят, сколько в последние годы появилось детских учреждений, то с больницами проблема лишь усугубляется. Пациентов прибавляется, а поликлиник больше не становится.

Сейчас в городе идёт строительство двух поликлиник: детской в Ново-Ленино и взрослой в Радищева. Готовится возведение пяти медицинских учреждений: детской поликлиники и женской консультации – филиала медсанчасти ИАПО, филиала поликлиники в Солнечном, детской поликлиники в Свердловском округе, травмпункта в Ленинском округе. Кроме того, в планах капремонт поликлиники № 11 на улице Бурлова, возведение Центра медицинской реабилитации при больнице № 6, строительство объединённой взрослой и детской поликлиники № 5, строительство многофункционального медицинского центра при областной детской больнице.

Несмотря на то что муниципалитет не обладает полномочиями организации медицинской помощи, руководство города планирует средства в бюджете на поддержку отрасли. Врачи поликлиник и фельдшеры скорой помощи получают подъёмные – 100 тысяч рублей. Для среднего медицинского персонала предусмотрена выплата 50 тысяч рублей. Кроме того, медики могут рассчитывать на компенсацию до пяти тысяч рублей, если арендуют жильё.

Подъёмные уже получили более полутысячи молодых специалистов. С 2016 года в городе работает Дом семьи, более 12 тысяч семей уже получили там бесплатные консультации о том, как вырастить здорового ребёнка. В конце прошлого года филиал этого уникального учреждения начал работать в Свердловском округе. Планируется запустить работу отделений Дома семьи во всех округах. Кстати, в городе работает молочная кухня, для грудничков выдают бесплатное питание.

Иркутск – один из многих городов России, где люди, которые не имеют прав на областные или федеральные льготы, бесплатно получают лекарства по рецептам врачей. В областном центре сохранены муниципальные аптеки, которые не только отпускают препараты, но и изготавливают лекарственные формы, в том числе стерильные формы и формы для новорождённых.

Жалобы письменные и устные

Как сообщил заместитель главы Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области Николай Абашин, жители региона часто жалуются на качество медицинской помощи. За прошлый год на «горячую линию» фонда поступило более 200 тысяч устных и более тысячи письменных обращений. Более чем в 90% случаев была проведена экспертиза оказания медицинской помощи.

Специалисты фонда выявили 78 обоснованных жалоб на грубые нарушения. Пациентам оказывали некачественную помощь, неверно была организована работа медицинских учреждений, с больных необоснованно брали плату за услуги или вообще отказывали в помощи. В четырёх случаях больницы были обязаны компенсировать пациентам ущерб. Два учреждения из четырёх находятся в Иркутске – областной онкодиспансер и поликлиника № 4.

Николай Абашин напомнил участникам круглого стола, что у пациента есть право выбора. Он может прикрепиться к поликлинике, которая его устраивает. Точно так же человек может выбрать стационар для госпитализации. Лечащий врач обязан рассказать пациенту, в каких больницах есть свободные места. Разумеется, если речь идёт о плановой госпитализации. Электронная база с информацией обновляется каждый вечер.

Директор Иркутского филиала страховой компании «СОГАЗ-МЕД» Кристина Сосова рассказала, что к ним иркутяне тоже обращаются достаточно часто. На «горячую линию» страховой компании за первое полугодие нынешнего года обратились 2213 иркутян.

Больше всего вопросов было связано с доступностью медицинской помощи. Письменно жители областного центра обращались 11 раз, из них в восьми случаях поступили жалобы. Пять жалоб оказались обоснованными. Причины жалоб уже были названы выше – невозможно вовремя записаться на приём к специалисту, людям приходится долго ждать госпитализации, с пациентов необоснованно берут деньги.

Когда микрофон передали в зал, люди щедро раскрасили эмоциями содержание официальных докладов. Как рассказал Владимир Худилов, член городского Совета ветеранов, врач, 40% пожилых людей не ходят по поликлиникам, занимаются самолечением. «Что приходится преодолевать пациентам в поликлинике № 6 в Юбилейном, это сплошное издевательство над людьми. Поликлиника расположена в шести зданиях, всегда очереди. Как там можно лечиться?» – возмущается Владимир Худилов.

Внимания требует хоспис в больнице № 7, здание находится в непростительно плохом состоянии. Печально, что последние дни пациенты хосписа проводят в таких условиях. Ветеран напомнил, что даже в Иркутске больше чем в половине случаев онкология выявляется, когда болезнь вошла в позднюю стадию. По области этот показатель достигает 70%. Поэтому следует ускорить строительство радиологического корпуса областной онкологической больницы.

Истории болезни

Ветеран, врач Валентина Трускова поделилась с участниками круглого стола конкретным случаем, когда из-за недосмотра врачей человек мог погибнуть. Знакомая по телефону пожаловалась на плохое самочувствие, нарушение сердечного ритма. Валентина Андреевна посоветовала срочно вызывать «Скорую». Врачи приехали, сделали кардиограмму. Помощь ограничилась таблеткой, которую нужно было принять, и рекомендацией обратиться к участковому врачу в поликлинику. Больной сказали, что состояние у неё не острое, жизни ничего не угрожает.

Женщина пришла на приём к терапевту, но на кардиограмму записаться не смогла – очередь. Ту кардиограмму, которую сделали работники «Скорой», они забрали с собой. Сказали, что это документы для медиков, а не для пациентов. После того как кардиограмму в поликлинике всё-таки сделали, оказалось, что расшифровать запись некому. Валентина Андреевна, понимая, насколько опасно состояние знакомой, посоветовала ей пробиваться на приём к кардиологу. Время посещения этого специалиста расписано на 10 дней вперёд. Доктор убедила свою знакомую любым способом попасть на приём. Прямо из кабинета кардиолога женщину забрали на операционный стол. Её срочно прооперировали. Пациентка несколько дней просила врачей о помощи, в любой момент могла погибнуть. Ей повезло, что рядом вовремя оказалась знакомая, которая посоветовала проявить настойчивость.

Таких историй достаточно на памяти у любого человека, кто хоть раз сталкивался со здравоохранением. Многие больные жалуются на невнимательное отношение медиков. Валентина Трускова рассказала ещё об одной знакомой. Молодая женщина пришла на приём к терапевту с ОРВИ. Ей не дали больничный, и болезнь пациентка перенесла на ногах. В итоге у неё развились осложнения, которых можно было избежать, если бы врач был более внимательным.

Нельзя во всех бедах пациентов винить врачей – такой посыл был в речи кандидата медицинских наук, доцента кафедры нервных болезней ИГМУ, члена Европейской ассоциации детских неврологов, психолога Ольги Юрловой. Врачи тоже люди, они тоже устают и болеют. Медицине не хватает системы профилактики выгорания и профессиональной деформации.

«Если побить медицину палками, люди полюбят её?» – задалась вопросом специалист. Деформация настигает врача уже через пять лет, когда он постоянно находится в состоянии обвиняемого, должен непрерывно отвечать на претензии. Отрасли нужна система профилактики выгорания для врачей.

Доктора работают в тяжёлых условиях, с этим никто не спорит. Врач Оксана Хижаева обратила внимание на цифры, которыми оперирует региональный минздрав. Укомплектованность терапевтами в Иркутске составляет 93%. Такой показатель возможен в том случае, если специалист работает в нескольких учреждениях, трудится в 2-3 смены.

Многие специалисты не выдерживают нагрузку, уходят в коммерческие учреждения. Депутат Думы Иркутска Антонина Корочкина считает: чтобы медики чувствовали себя более защищённо в экономическом плане, региону нужны более весомые льготы. Таким стимулирующим фактором может стать льготная ипотека.

Парадоксы диспансеризации

Участники круглого стола отметили ещё одну проблему. Поликлиники обязаны выполнять план по диспансеризации. В нашем городе показатели, кстати, достаточно высокие – более 70% жителей прошли осмотры. Медики сами звонят горожанам, настойчиво приглашают на диспансеризацию. В итоге те, кто приходит, попадают в те же очереди и к тем же врачам, что и все остальные больные.

На то, чтобы пройти всех специалистов, человеку требуется оставить свои дела и посвятить несколько дней жизни стоянию в очередях. При этом качество осмотров оставляет желать лучшего. Человек не получает услугу, о которой было заявлено. Представитель женсовета Ленинского района Людмила Ермакова недавно прошла диспансеризацию. «Зачем я ходила в больницу – непонятно. Я сдала анализы и прошла специалистов, – рассказывает член общественной организации. – После этого врач ничего не сказала. Никакой информации я не получила. Позвонила знакомому врачу. Она говорит: «Если бы было что-то серьёзное, ты узнала бы». Я таким подходом недовольна».

Николай Абашин сообщил участникам круглого стола, что все россияне старше сорока лет имеют право проходить диспансеризацию не раз в три года, как все остальные, а ежегодно. Участники разговора усомнились в целесообразности столь частых обращений. Больницы и так перегружены. Пациенты с острыми состояниями не всегда могут получить помощь вовремя и необходимого качества. Если ещё горожане старше сорока лет решат пройти диспансеризацию, поликлиники и вовсе ждёт коллапс.

Между двух зараз

Председатель ассоциации медицинских работников Курбан Аитов попросил обратить внимание на серьёзную опасность, в которой жители области живут последние два десятка лет. Наш регион стабильно занимает первые места по числу заражённых ВИЧ-инфекцией. Если раньше это была болезнь маргиналов и наркоманов, то в последнее время она распространяется на благополучных членов общества. В 80% случаев заражения путь передачи – половой. «СПИД-центр отчитывается о хороших показателях, получает поощрения. За что эти награды, если ситуация не становится лучше? Я врач-инфекционист. В нашем отделении заканчивают свои дни люди, больные СПИДом. На это больно смотреть, – говорит эксперт. – Мы создали фильм для глухонемых. Из 32 регионов у нас его приобрели, региональный минздрав интереса не проявляет».

Иркутская область занимает первые позиции в стране ещё по одному серьёзному заболеванию – туберкулёзу. В больницах не хватает 1,2 тысячи коек для того, чтобы разместить больных. Региону необходим новый туберкулёзный диспансер. Однако с местом размещения лечебного учреждения пока нет ясности. Планировалось построить туберкулёзную больницу на Синюшиной горе. Но жители микрорайона выступили против идеи жить рядом с новым источником инфекции.

«Почему за счёт нашего здоровья власти решили сделать благо – уничтожить лес и там построить диспансер? Можно же выбрать другое место и там построить больницу не на 600 коек, а на сколько требуется», – возмутилась председатель ТОС «Синегорье» Алла Асташова.

Её поддержал Курбан Аитов: «Люди окажутся между двух «зараз» – инфекционной и туберкулёзной больницами. Понятно, почему региональное правительство выбрало участок в Иркутске. Есть сети, к которым можно подключиться, меньше затрат на инфраструктуру. В цивилизованных странах туберкулёзные лечебницы строят за пределами городов, среди деревьев. Чтобы пациенты могли не только принимать лечение, но и исцеляться чистым воздухом», – говорит врач.

Татьяна Семейкина даже назвала место, где мог бы разместиться диспансер, – село Парфёновка на Александровском тракте. Владимир Худилов настаивал, что вопрос со строительством диспансера нужно решать срочно. Иначе регион может вовсе потерять финансирование, которое выделяет Федерация. Проблема не решается последние десять лет. По улицам городов и посёлков ходит больше тысячи больных туберкулёзом. Это опасно для здоровых людей. Поэтому диспансер нужно строить там, где уже определён участок под него. Переносы чреваты тем, что у нас вообще не будет диспансера.

Сооснователь движения «Наш Иркутск» Константин Бушуев внёс несколько предложений. Во-первых, он рекомендует разместить туберкулёзный диспансер на подходящем для этого месте, не на Синюшиной горе. Во-вторых, защитить от вырубки городские зелёные зоны. Третье предложение – передать поликлиники муниципалитету. Горожане видят, какими темпами строятся детские сады и школы. Так же успешно город может справиться со строительством медицинских учреждений, считает Константин Бушуев.

Иркутяне обсудили проблемы региональной медицины, которые считают актуальными. Городское сообщество сформулировало запросы, требующие скорейшего разрешения. Правда, чиновники регионального минздрава не пришли на круглый стол и не услышали чаяния народа. Рекомендации круглого стола будут направлены им в письменном виде. Первый шаг сделан. Горожане намерены добиваться того, чтобы за обозначением проблем последовали действия.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры