издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Нет мер, кроме разобщения людей и дезинфекции»

Что осложняет борьбу с коронавирусом в Иркутской области

Приангарью придётся жить в условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции как минимум до конца 2020 года. Столь пессимистичным прогнозом поделился руководитель регионального управления Роспотребнадзора – главный санитарный врач по Иркутской области Дмитрий Савиных, выступая на очередной сессии Законодательного Собрания региона. По его словам, непредсказуемость развития ситуации вынуждает ужесточать меры по борьбе с коронавирусом. Депутаты ЗС в ответ замечают, что некоторые из них крайне сложно реализовать на практике.

75 заразившихся инфекцией COVID-19, 13 выздоровевших, 3 умерших. С такими показателями Иркутская область начинает четвёртую неделю в режиме самоизоляции. По сравнению с другими регионами, в том числе с соседними Красноярским краем и Республикой Бурятия, она смотрится сравнительно неплохо. Однако Приангарье пока находится на третьем этапе развития эпидемии, на котором происходит ограниченное местное распространение вируса. Первые два – отсутствие заражённых и единичные случаи заболевания – прошло подавляющее число регионов России. Четвёртый этап, когда идёт масштабное распространение инфекции без прослеживания эпидемиологической связи между заболевшими, наблюдается в Москве. Если 15 апреля, когда проходила очередная сессия Законодательного Собрания Иркутской области, в столице было около 14,8 тысячи заражённых, то к 19 апреля их число увеличилось до 24,3 тысячи.

Изоляция идёт на спад

Количество заболевших в Иркутской области растёт значительно меньшими темпами. При этом только в 15 случаях коронавирус в регион завезли из зарубежных стран и российских территорий, неблагополучных по части распространения инфекции: из Испании, Объединённых Арабских Эмиратов, Таиланда, Бурятии, Москвы и Ессентуков. Ещё четыре человека заболели после контактов с теми, кто приехал в Приангарье, в остальных случаях болезнь распространяется в уже сформированных очагах. Их в регионе 26, они расположены в Иркутске с Иркутским районом, Ангарске, Братске, Усть-Куте, Осе, Аларском, Нукутском и Шелеховском районах. Больше половины заразившихся – люди старше 40 лет. При этом по состоянию на 15 апреля у 47% инфицированных болезнь протекала бессимптомно, ещё у 36% наблюдалась клиническая картина ОРВИ, у оставшихся 17% – клиника внебольничной пневмонии.

При том, что число заразившихся COVID-19 выросло, количество тех, кто обращается к врачам с симптомами респираторных вирусных инфекций, напротив, снижается. «Такая динамика отмечается во всех административных территориях области, что свидетельствует об эффективности мероприятий по разобщению населения», – отметил Дмитрий Савиных. Последние, напомним, предусмотрены в указе временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области Игоря Кобзева от 18 марта 2020 года. Набор мер стандартный для большинства российских регионов: режим самоизоляции, при котором можно выходить на работу (если она не приостановлена про решению федеральных или региональных властей), в аптеку или торгующий продуктами и товарами первой необходимости магазин, а также выгуливать домашних животных в пределах 100 м от места проживания. При этом отменены массовые мероприятия, работает ограниченный круг предприятий и организаций, который неделю назад расширили за счёт парикмахерских и салонов красоты. На этом фоне руководство области призывает её жителей не выходить из дома без крайней необходимости, а в общественных местах и транспорте соблюдать безопасную дистанцию до других людей минимум в 1,5 метра.

«То, что мы видели в первую неделю самоизоляции, после того как был издан указ губернатора, я считаю, позволило нам избежать резкого скачка заболеваемости, – подчеркнул главный санитарный врач по Иркутской области. – Но сегодня мы с утра до позднего вечера наблюдаем полные улицы, так что говорить о разобщении населения сейчас нельзя». Учитывая это, крайне сложно спрогнозировать развитие эпидемии в отдельно взятом регионе. В ситуации, на которую влияет множество непредсказуемых факторов, руководство областного управления Роспотребнадзора поддерживает продление режима самоизоляции как минимум до конца апреля. При этом председатель комитета по законодательству о здравоохранении и социальной защите ЗС Александр Гаськов, комментируя выступление Савиных, заметил, что количество заболевших коронавирусом в регионах перестанет расти и стабилизируется через три-четыре недели после того, как это произойдёт в столице. Назвать даже приблизительную дату невозможно: если 7 апреля глава Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова заявила, что России до выхода на «плато» осталось 10–14 дней, то через десять дней учёные из Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, опираясь на собственную прогностическую модель, пришли к выводу, что в Москве этого придётся ждать до середины мая. Звучат предположения, что пик заболеваемости в стране будет достигнут в июне или начале июля.

Миссия невыполнима

Развитие ситуации в любом случае будет зависеть от эффективности предпринятых мер. Дмитрий Савиных признал, что в Иркутской области не хватает масок, перчаток и защитных костюмов, добавив, что эта проблема характерна для всей России. Александр Гаськов обратил внимание на карантин в восьми больницах Иркутска, который пришлось вводить, несмотря на то что готовиться к завозу и распространению коронавируса в регионе начали ещё в декабре. «Мы открыли очень много организаций для работы, отозвавшись в том числе на просьбы парикмахерских, – продолжила председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Наталья Дикусарова. – Уже есть несколько жалоб, что стригут по три человека в зале и тому подобное.

Дело не только в нарушениях строгих санитарных правил – какие-то меры невозможно реализовать на практике. Заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС Артём Лобков указал на сложности при дезинфекции междугородних автобусов, выполняющих дальние рейсы. Дорога до Братска, к примеру, занимает 10 часов, до Усть-Илимска – 14. При этом одноразовые маски необходимо менять раз в два-три часа, многоразовые за то же время точно так же теряют эффективность. При условии, конечно, что у пассажиров они есть. «Ограничений по наполняемости автобусов, естественно, нет и в принципе не может быть, – констатировал Савиных. – Однако, по моей информации, перемещения внутри области и за её пределами сократились, а до министерства [жилищной политики, энергетики и] транспорта мы довели рекомендации по перевозке пассажиров и обеспечению безопасности водителей. Насколько я знаю, люди используют маски при поездках что в городах, что между ними. Но мы знаем, что коронавирус – инфекция с капельным распространением, против которой нет мер профилактики, кроме разобщения людей и дезинфекции».

Последнюю, как показывает практика, тоже непросто обеспечить. Один из пунктов правил поведения в режиме повышенной готовности из-за распространения новой коронавирусной инфекции, введённых по губернаторскому указу в Иркутской области, гласит, что владельцы торговых, производственных или офисных помещений площадью более 100 кв. м должны либо проветривать их минимум по десять минут каждые два часа, либо установить рециркуляторы воздуха или бактерицидные лампы. «За нарушение этого требования положен штраф, – рассказала депутат ЗС Нина Чекотова. – Но это ещё не всё: одна лампа работает только на 20 квадратных метрах и стоит 15 тысяч рублей. Чтобы работать в помещении площадью 100 квадратов, нужно пять таких ламп на 75 тысяч рублей, плюс установка, плюс плата за электроэнергию и все вытекающие расходы». Несложно посчитать, что для супермаркета с торговыми залами площадью 3 тысячи квадратных метров подобная мера безопасности обойдётся в 2,25 млн рублей. Установка рециркуляторов будет стоить не меньших денег. К тому же в продаже попросту нет такого количества обеззараживающих устройств – производственных мощностей в России и за рубежом недостаточно, чтобы удовлетворить ажиотажный спрос.

«Вопрос, конечно, не к Роспотребнадзору, но, на мой взгляд, лампы и рециркуляторы в торговых залах надо ставить в местах скопления людей, чтобы обезопасить кассиров, – заключил Дмитрий Савиных. – Эта мера необходима, но никто не будет требовать её соблюдения от предпринимателя, если нет насыщения рынка. Но действие указа губернатора не завтра закончится. Я вам хочу сказать, что мы в данной ситуации будем в лучшем случае до конца года жить. И, если не примем все необходимые меры по ужесточению [борьбы с распространением коронавируса], предугадать дальнейшее развитие событий будет очень сложно».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры