издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рыночное регулирование

Депутаты Думы оставят на контроле ситуацию на Центральном рынке Иркутска

Убытки вместо многомиллионной прибыли, которая была всего пару лет назад, изношенные инженерные сети и оборудование, нехватка арендаторов, готовых платить за торговые места. Таково состояние Центрального рынка Иркутска – муниципального предприятия, учредителем и владельцем которого является городская администрация. В причинах сложившейся ситуации и возможных путях выхода из неё депутаты Думы города разбирались на слушаниях, состоявшихся 8 июля.

Исполняющим обязанности директора Центрального рынка 9 июля 2020 года был назначен Григорий Слезак, который до этого занимал должность заместителя директора предприятия по административно-экономической работе, а ещё раньше возглавлял отдел полиции № 5 УМВД России «Иркутское». Такое решение приняла администрация города. Накануне на слушаниях в Думе Иркутска о положении дел на предприятии отчитывался Олег Устюгов. В должности исполняющего обязанности директора он проработал менее полутора месяцев, а до этого отвечал за организацию сельскохозяйственных ярмарок, которые проводятся непосредственно у здания Центрального рынка и на нескольких площадках в других районах города. К этой работе он вернулся после того, как руководителем был назначен Слезак.

«Хотелось – отчисляли деньги, не хотелось – не отчисляли»

Ситуация, обрисованная Устюговым, особого оптимизма не внушает. «Техническое состояние всех систем и сетей Центрального рынка не очень хорошее, они требуют детального обследования с дальнейшим ремонтом или реконструкцией, – сообщил он. – В настоящее время мы подключили вентиляцию, но нет систем кондиционирования и дымоудаления. В плохом состоянии находится автономная система пожаротушения. Хотя она была смонтирована недавно, но с ней постоянно возникают проблемы. Поэтому приходится отключать и систему оповещения, и систему пожаротушения». Значительная часть оборудования, в том числе витрины и холодильные шкафы, также предельно изношена и нуждается в замене или как минимум в капитальном ремонте. Точное число агрегатов, которые нужно обновить, сейчас устанавливает администрация рынка вместе с Управлением финансового контроля мэрии Иркутска, проводя инвентаризацию.

Экономическая сторона работы предприятия тоже вызывает немало вопросов. «Если смотреть хронологию событий, то предприятие несколько лет платило аренду, а потом пошли скачки: хотелось – отчисляли [деньги в бюджет], не хотелось – не отчисляли, – отметил председатель Контрольно-счётной палаты Иркутска Сергей Курилов. – Заседание балансовой комиссии за 2019 году по непонятным причинам было перенесено. Аудит как таковой там не проводится, работа службы внутреннего финансового контроля – это не аудит». Как бы то ни было, итоги проверки Управления финконтроля городской администрации будут подведены 14 июля, а на 17 июля назначено заседание балансовой комиссии. До этого о финансовом состоянии Центрального рынка можно судить по данным из открытых источников. Согласно им, если 2017 год предприятие закончило с прибылью 37,8 млн рублей, а 2018-й – с 789 тыс. рублей, то в 2019 году оно продемонстрировало чистый убыток в 2,7 млн рублей. За те неполные пять лет, что рынком руководил предыдущий директор Владислав Свердлов, это второй подобный перепад. Так, 2016 год предприятие закончило с убытком в 5,9 млн рублей, тогда как чистая прибыль за 2015 год составила 11 млн рублей.

«Есть вопрос по тем, кто работает с вами, – по финансистам, начальникам подразделений и так далее, – обратился к Устюгову председатель комиссии по транспорту, связи и охране окружающей среды Думы Иркутска Алексей Савельев. – Как выглядит работа по смене команды? Или вы её не меняете?» Тот уклончиво ответил, что «штатные мероприятия» запланированы, но разглашать их подробности преждевременно. К тому же администрацию рынка затронула пандемия – семь человек пришлось отправить на больничный, вышел пока только один. Тем не менее руководство предприятия заверяет, что «основные решения будут приняты в течение месяца», а дальше будут производиться увольнения в соответствии с Трудовым кодексом. «То есть ещё два месяца, – заключил Савельев. – Получается, что новая команда будет сформирована не раньше октября».

Взять управление на себя и не отдавать

Тогда же действующая администрация Центрального рынка планирует устранить замечания контролирующих ведомств по части противопожарной безопасности. До конца июля она планирует подготовить и согласовать паспорт безопасности объекта. Есть и другие неотложные дела. Например, разбирательство в Арбитражном суде Иркутской области, в рамках которого предприятие оспаривает законность штрафа на сумму 8,5 млн рублей, наложенного региональным Управлением Федеральной антимонопольной службы за антиконкурентный договор с охранным предприятием «Кодекс», заключённый ещё при Свердлове. «Администрация города может помочь как учредитель, если обратится в следственные органы по этому поводу, – заметил председатель Думы Иркутска Евгений Стекачёв. – Дума уже обращалась, идёт доследственная проверка, насколько мне известно. Мы можем в этом случае помочь при возбуждении уголовного дела, чтобы у рынка появилась возможность не платить деньги, которые должно заплатить лицо, совершившее, я считаю, преступление». Пока администрация Иркутска обратилась к региональному Управлению Федеральной антимонопольной службы с ходатайством об уменьшении суммы штрафа. «Не знаю, каким будет решение, – заметил вице-мэр города Дмитрий Ружников. – На мой вопрос о том, что взять с руководителя, было сказано, что по суду он заплатил 30 тысяч, а больше с него ничего получить нельзя».

Областной арбитраж тем временем рассматривает ещё два иска Центрального рынка к Иркутскому УФАС. И ещё одно заявление, где истцом является ООО «Авторитет» – компания, с которой при предыдущем руководителе были заключены договоры на обслуживание здания рынка. Эта фирма как раз и требует признать незаконным отмену протокола, по которому «Авторитет» допустили к торгам почти на 32 млн рублей за санитарную уборку помещений и прилегающей территории, не допустив при этом две другие компании. К судебному разбирательству иск приняли в июне.

В то же время перед руководством Центрального рынка стоит задача повысить рентабельность работы предприятия. Второй и третий этажи пустуют, а на первом из 410 мест свободны 69 – одна шестая часть. По словам Устюгова, для того, чтобы заполнить торговые точки, администрация рынка ведёт переговоры с местными производителями продовольствия и сельскохозяйственной продукции. «На верхних этажах, по логике вещей, должны быть фудкорт и что-то вроде центра «Мои документы», – добавил он. – Сейчас ведём переговоры с рядом арендаторов, которые могли бы там встать. Но по правилам ведения бизнеса первый этаж, чтобы быть максимально рентабельным, должен быть отдан под торговые точки. А заведения общепита, которые там есть, нужно поднять наверх, оставив разве что кофемашины и какое-нибудь небольшое кафе».

Депутат Александр Квасов обратил внимание на то, что на сельскохозяйственной ярмарке, действующей возле здания рынка, занято мало мест. К тому же договоры аренды на них действуют всего 10 дней, до 15 июля. Устюгов объясняет это «антикоррупционной составляющей»: таким способом администрация рынка хочет помешать спекулятивной перепродаже торговых мест. Борьбой с коррупцией объясняются также изменение прочих условий договоров и указание проводить торги только в том случае, если участие в них принимают минимум три фирмы. Помимо этого ещё в мае были аннулированы доверенности всех лиц, которые могли подписывать контракты, акты выполненных работ и тому подобное.

«Это полномочия учредителя»

Помимо юридических и технических проблем новой администрации рынка необходимо привести в порядок здание как внутри, так и снаружи. Пока речь идёт о том, что необходимо разработать архитектурную и дизайнерскую концепцию. Сергей Юдин считает, что нужно провести конкурс среди специалистов. Помощь в его организации готовы оказать в комитете по градостроительной политике Иркутска. «Зимой я показывал снимок рынка, который югославы сдали [в 1997 году после реконструкции], – заметил заместитель председателя Думы. – Там не было никаких прилавков на улице. Тогда мою фотографию восприняли так, что их надо убрать. Но я считаю, что уличная ярмарка нужна, но очень эстетичная – с защитой от снега и дождя, с рекреационной зоной. Я думаю, Центральный рынок из своих средств сможет найти 100 тысяч победителю [дизайнерского] конкурса».

До этого, конечно, нужно решить первоочередные финансовые и технические задачи. Процесс их решения продолжат контролировать депутаты Думы Иркутска. «Моё устойчивое мнение: Центральный рынок должен выполнять несколько функций, – подытожил Стекачёв. – Первая – приносить деньги в бюджет: при такой территории и таком расположении это минимум 50 миллионов рублей в год. Вторая функция – рынок должен быть регулятором цен на основные продукты: на цены, которые там действуют, ориентируются торговые сети. Поэтому нужно создать соответствующую систему, а это полномочия учредителя». То есть администрации Иркутска.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры