издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Проценты с миллиарда

«Иркутскавтодору» грозит оборотный штраф за «договорённость» на торгах

МУП «Иркутскавтодор» вместе с МУПЭП «Горзеленхоз» и пятью частными компаниями признали виновными в картельном сговоре на торгах по ремонту и содержанию дорог, которые проводились в 2018-2019 годах. Такое решение 16 марта вынесло Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области. Общая стоимость контрактов, заключённых по итогам четырёх аукционов, превысила 1 млрд рублей. Нарушения усмотрели и в том, как торги провёл комитет городского обустройства администрации Иркутска, договорившийся с муниципальным предприятием.

Установка новых дорожных знаков и замена повреждённых, их мойка, нанесение и восстановление разметки, монтаж и ремонт ограждений, устройство «лежачих полицейских» в течение 2019 года. Максимальная стоимость всех перечисленных работ – 169 млн рублей. Такими были предмет и условия торгов, которые комитет городского обустройства администрации Иркутска объявил 3 декабря 2018 года. Заявки на них подали четыре компании, в числе которых было ООО «Стройко» – небольшое предприятие с 14 сотрудниками, которое занимается строительством зданий и смежными работами. Согласно Единому государственному реестру юридических лиц, несколько лет назад его учредил Евгений Дроков – бывший заместитель мэра Иркутска, который с 15 октября 2015 года по 2 февраля 2017-го возглавлял комитет городского обустройства, а до того руководил Правобережным округом города.

Принадлежащая бывшему чиновнику фирма, заявившаяся на торги, говоря юридическим языком, своё право на участие в них не реализовала: в то время, когда принимались ценовые предложения, в офисе, который она арендовала, отключилось электричество. Причиной стало короткое замыкание. Представитель «Стройко» Мария Быренко, выступая на заседании Иркутского УФАС, где разбиралось дело о нарушении антимонопольного законодательства, объяснила, почему инцидент не зарегистрировали ни коммунальщики, ни энергетики. Причина в том, что офисное помещение в доме № 3/1 по улице Можайского изолировано от жилой части здания, не связано с общими коммунальными системами и имеет отдельный электрический щиток.

– В этой связи никаких заявок в управляющую компанию, а также в «Иркутскэнергосбыт» не подавалось, – добавила представительница «Стройко». – Короткое замыкание было устранено своими силами и по сети не регистрировалось. В этой связи полагаем, что, поскольку у нас гендиректором в то время была Иванова Ольга Владимировна, которая является женщиной и в силу своего женского, скажем так, характера…

– Склада ума. Она не смогла провода подключить, – подсказал руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Александр Кулиш.

– Не сразу нашла щиток и не сразу поняла, как устранить текущее обстоятельство, – продолжила Быренко. – Также, учитывая однократность заявления ценовых предложений и такое экстраординарное обстоятельство, мы полагаем, что в действиях ООО «Стройко» отсутствует нарушение Федерального закона «О защите конкуренции».

– То есть были объективные причины, которые не позволили вам подать ценовое предложение своевременно? – спросил Кулиш.

– Да.

– В том числе в результате короткого замыкания, произошедшего в офисе?

– Всё верно.

– То есть ваша организация участвовала в закупке на содержание элементов автомобильных дорог в 2019 году, – уточнил руководитель Иркутского УФАС. – Вами была подана заявка на участие в аукционе на сумму 169 миллионов 959 рублей, соответственно, внесено обеспечение заявки надлежащим образом, а потом в результате короткого замыкания вы не смогли воспользоваться своим правом на участие в аукционе?

– Да, всё верно.

– А вообще вашим сотрудникам известны способы выхода на [торговую] площадку и подачи ценовых предложений с использованием каких-то мобильных средств? – спросил Кулиш. – Ноутбук там, я не знаю.

– Мы и выходили через ноутбук, просто он работал от сети, и, соответственно, невозможно было участвовать.

– А использование мобильной сети доступа в Интернет никак не практикуется вами? – задал Кулиш ещё один вопрос. – На сумму контракта 169 миллионов для вас сбой в электрической энергии стал таким серьёзным препятствием?

– Фактически – да, – заключила Быренко.

«Установлен факт антиконкурентного соглашения»

С непреодолимым препятствием столкнулся ещё один участник торгов – ООО «Сибавтострой»: в итоговом протоколе указаны только «Иркутскавтодор» и ООО «СПБ «СоюзСтрой». Частная компания предложила за свои услуги чуть более 167,3 млн рублей, муниципальное предприятие, которое признали победителем аукциона, – менее 166,5 млн рублей. Строительно-производственная база «СоюзСтрой» участвовала и в торгах на ремонт участка объездной дороги между микрорайонами Первомайским и Университетским в районе жилого комплекса «Союз». И тоже проиграла «Иркутскавтодору», выставив цену в 58,9 млн рублей против 58,6 млн рублей.

Такую же закономерность антимонопольщики заметили, анализируя результаты ещё трёх аукционов 2018-2019 годов, в которых участвовали ООО «Союз-град» и ООО «Гермес», а также муниципальное унитарное производственное эксплуатационное предприятие зелёного хозяйства, оно же «Горзеленхоз». Торги проводил комитет городского обустройства администрации Иркутска. Победителем всегда становился «Иркутскавтодор». «Непосредственно между муниципальным предприятием и компаниями «СоюзСтрой», «Союз-град», «Гермес», «Стройко» и другими установлен факт достижения антиконкурентного соглашения, когда эти участники обеспечивали своими тактическими действиями в ходе проведения аукциона победу «Иркутскавтодора», – пояснил Кулиш в беседе с журналистами. – Далее уже заключались договоры субподряда, в ходе которых они платили генподрядные проценты «Иркутскавтодору» и по факту выполняли соответствующие работы. Тем самым, мы полагаем, бюджету Иркутска причинён ущерб, который выражается в том, что могло бы произойти более существенное снижение цены муниципальных контрактов».

Общая сумма договоров, которые были заключены с «Иркутскавтодором», превысила 1 млрд рублей. «От этой суммы будут рассчитываться оборотные штрафы», – уточнил руководитель Иркутского УФАС. Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, штраф за картельное соглашение, которое может привести к повышению, снижению или удержанию цен на торгах, для юридических лиц составляет от 10% до 50% начальной стоимости контракта. Однако при этом он не должен превышать 4% совокупной выручки нарушителя, но и не может быть меньше 100 тыс. рублей. Для должностных лиц за антиконкурентное соглашение предусмотрен штраф от 20 до 50 тыс. рублей.

Помимо того, что «Иркутскавтодор» наравне с «Горзеленхозом» и пятью частными компаниями были признаны участниками картельных соглашений, нарушение антимонопольного законодательства усмотрели в действиях комитета городского обустройства. Оно выразилось в том, что ведомство заключило соглашение с «Иркутскавтодором», которое привело к созданию преимущественных условий торгов для муниципального предприятия. При этом соответствующее решение регионального управления Федеральной антимонопольной службы в течение трёх месяцев может быть обжаловано в арбитражном суде.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры